Андрей Житинкин: «После той истории я решил больше не давать советов Гурченко»

В ноябре народному артисту России режиссеру Андрею Житинкину исполнится 65 лет.
Анжелика Пахомова
|
26 Октября 2025
Андрей Житинкин. Фото
Андрей Житинкин
Фото: Филипп Гончаров

В ноябре народному артисту России режиссеру Андрею Житинкину исполнится 65 лет. Кажется, он работал со всеми! Ставил спектакли для Козакова, Быстрицкой, Аросевой, Яковлева, Ширвиндта, ездил с гастролями по всему миру. Среди его творений — театральные хиты «Нижинский» с Домогаровым и «Псих» с Безруковым. Сейчас режиссер ставит спектакли в Малом театре. В канун юбилея мы попросили Андрея вспомнить о звездах, с которыми он работал, — многие из них уже стали легендами.

— Андрей, в ноябре этого года исполнилось бы 90 лет Людмиле Гурченко. Вы близко общались много лет, работали вместе, хорошо знали ее…

— Да, мы познакомились, когда Ширвиндт попросил меня что-то подготовить к его юбилею. Предупредил: «Только учти! Я не хочу сидеть в кресле и принимать венки от Мантулинской фабрики. Чтобы этого не было!» В итоге решили ставить спектакль по пьесе Эдварда Радзинского «Поле битвы после победы принадлежит мародерам». Шура там играл главную мужскую роль, а вот на женскую мы не знали, кого пригласить. Ведь это была возрастная позиция, предполагающая очень хорошую физическую форму — героиня бегала трусцой по сцене. И тут Шура говорит: «Может быть, Гурченко?» Она согласилась. На репетициях Людмила Марковна сразу же показала невероятную дисциплину, работоспособность, энергию. В те годы обычным делом было опаздывать, актеры подтягивались потихоньку. Репетиционный зал, как правило, открывался не сразу. Гурченко приезжала раньше времени и ждала под дверью. Мне было так неудобно, что я даже попросил Ширвиндта пораньше открывать зал. На первых репетициях все были с тетрадками, актеры еще не выучили текст. А Людмила Марковна знала роль наизусть! 

Андрей Житинкин с Людмилой Гурченко
С Людмилой Гурченко. 1990-е гг.
Фото: из личного архива Андрея Житинкина

В общем, постепенно она нас всех подтянула до своего уровня. Актеры выучили текст, стали приходить вовремя. Людмила Марковна действительно огромный профессионал, с ней было очень комфортно в работе. Я встречал таких среди возрастных артистов. Но у них, именно как у опытных мастеров, была особенность: на репетициях они проходили сцены вполсилы, экономили энергию. Это нормально. И тут оказалось, что на каждой репетиции Гурченко играет так, словно она уже на премьере. Ширвиндт даже смущался… Я подошел к Людмиле Марковне, посоветовал: «Да вы не старайтесь так… На репетиции можно «вполноги». После этого она на меня ТАК посмотрела, что я понял: подобных советов лучше не давать. 

На следующий день Гурченко играла еще с более полной отдачей: истерика, слезы — все на полную катушку. Ширвиндт совсем испугался: «Что же с ней на премьере-то будет?» Ну такая уж она была. Кстати, Гурченко сразу же попросила называть ее Люся. Она не любила своего полного имени, Людмила ее никто практически не называл: или по имени-отчеству, или Люся. Я же на свой манер стал звать ее Люсинда. Как же она работала, как жила своей профессией! 

Интересный факт

У Андрея Житинкина сложились особые отношения с Людмилой Гурченко: он единственный режиссер, с которым актриса работала в четырех совместных постановках. В 2017-м мастер выпустил в память артистки, не умевшей играть «вполноги», моноспектакль по пьесе Михаила Волохова «Людмила Гурченко Живая».

«Люся жила своей профессией! Бывало, ночью звонок: «Слушай, мне приснился сон… Я поняла, как надо играть эту сцену!» И мы включали в спектакль сцены, которых изначально в пьесе не было» Людмила Гурченко в фильме «Идеальный муж». 1980 г.
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

Бывало, ночью звонок. Я хватал телефон: «Что случилось?» — «Слушай, мне тут приснился сон… Я поняла, как надо играть эту сцену!» Мы даже включали в итоге в спектакль сцены, которых изначально в пьесе не было.

Премьера прошла на ура. После чего к актрисе подошел старенький уже Плучек и пригласил в труппу театра. Людмила Марковна сказала: «Нет». Я знал, что у нее на это есть причина. Когда-то в молодости, когда она скиталась по театрам и ее никуда не брали, кажется, после ухода из «Современника», где она не прижилась, она показывалась в «Сатире». И тот же Плучек, Ширвиндт, тогда еще живой Миронов присутствовали на показе. Люся пела, плясала, играла на баяне. Делала все, чтоб понравиться. Но они отреагировали холодно. С показа она ушла ни с чем. Почему так получилось? Возможно, корифеи «Сатиры» понимали: если сюда придет Гурченко, она затмит их всех.

Андрей Житинкин с Александром Ширвиндтом
«Когда Ширвиндт узнал, что я оставил мысли об актерстве, сказал: «Тебе везет! Ты стал режиссером. А я буду клоуном до седых волос!» С Александром Ширвиндтом. 2000-е гг.
Фото: из личного архива Андрея Житинкина

— Какой Людмила Марковна запомнилась вам в обычной жизни? Вы много с ней гастролировали…

— В жизни она могла быть спокойной, даже незаметной. Копила энергию для работы. В сущности, вообще вся ее жизнь была подготовкой к ролям, к съемкам. Мне нравилось наблюдать, как Люся сосредотачивается. Как она лежит на диванчике в театре, свернувшись калачиком, и делает вид, что спит. Многие так и думали и боялись ее потревожить. Но она, прикрыв глаза, прокручивала роль. Она вообще не любила болтовню: и на съемочной площадке, и на гастролях, в поезде, в самолете. Поэтому ей проще было сделать вид, что она спит. 

Люся могла выйти из лифта не на своем этаже, если кто-то пытался втянуть ее в разговор. Еще она, в отличие от многих артистов, не любила, когда ее узнавали. Она мастерски маскировалась, чтобы спокойно пройти регистрацию в аэропорту, когда мы ехали на гастроли. Надевала очки, платок или чалму. Вела себя скромно. Иногда, когда летели на фестивали, где было много актеров в самолете, люди не сразу обращали на нее внимание. Могли обсуждать актрису, не замечая, что сзади сидит сама Гурченко. Она говорила: «Когда я сижу вот так, неузнанная, слышу о себе много нового».

Элина Быстрицкая
«Я отговаривал Быстрицкую уходить из театра. Она взяла «академический отпуск», но теряла роли, теряла форму… Говорят, незаменимых не бывает. Но думаю, нет» Элина Быстрицкая. 2003 г.
Фото: Legion-media

— Она соблюдала какие-то строгие диеты в период, когда вы ее знали?

— Она заботилась о своей форме, о своем лице. Конечно, не наедалась перед спектаклем, не пила на ночь много воды. Она береглась от холода, стремилась ни в коем случае не заболеть, потому что ответственность огромная. Всегда все билеты проданы. Помню, приехали мы в Ригу. У Люси температура 39,7, состояние ужасное. Но она играла, потому что полный зал, зрители ждут. Я не знаю ни одного случая за время нашей совместной работы, чтобы она не вышла из-за болезни. А самочувствие было разное, ведь уже возраст, позади много травм, операций. У нас в спектакле была сцена, когда Люся с Ширвиндтом бросаются на пол и катаются по сцене. Гурченко всегда боялась, что может что-то себе повредить, ведь она такая хрупкая, нога оперированная. Ширвиндт понимал ее беспокойство и специально худел перед спектаклем, чтобы облегчить нагрузку, а в день спектакля вообще ничего не ел. Но невозможно себе представить, чтобы Гурченко отказалась выполнять что-то, потому что боится за себя. Надо так надо. Это работа.

— Андрей, а ведь с Ширвиндтом вас связывал не только этот спектакль. Он был вашим педагогом, когда вы еще собирались сами стать актером…

Андрей Житинкин с Элиной Быстрицкой, Борисом Клюевым
С Элиной Быстрицкой, Борисом Клюевым и актерами Малого театра на премьере спектакля «Любовный круг». 2007 г.
Фото: из личного архива Андрея Житинкина

— Да, я учился в Щукинском училище, и Александр Анатольевич ставил наш дипломный спектакль. Я действительно называл его своим Учителем. Позже, когда он узнал, что я оставил мысли об актерстве, сказал: «Тебе везет! Ты стал режиссером. А я буду клоуном до седых волос!» Ирония, невозмутимость, спокойствие — все привыкли к такому Ширвиндту, считали, что его ничто в жизни по-настоящему не волнует, что вызвать его на эмоции невозможно. Но я знал другого Ширвиндта, у которого перед премьерой всякий раз состояние на грани нервного срыва, все рубашки мокрые! Он так волновался, что мог прийти в некоторое заторможенное состояние, даже не отвечать на вопросы.

А еще я последний ученик Евгения Симонова*, именно он высмотрел меня в Вахтанговском театре, где я довольно скромно начинал. Евгений Рубенович — свидетель уходящей эпохи, в доме его великого отца бывали все: Шаляпин, Есенин, Маяковский, Уланова, Райкин… Все это приятели его папы. К нам, студентам, он приходил в бабочке, белой рубашке, костюме, тщательно выбритый. Собственно, весь процесс обучения состоял из того, что он рассказывал, читал, музицировал. Но это было бесценно! С уходом из Театра Вахтангова жизнь для Симонова кончилась… Но то, что он в меня вложил, осталось навсегда. 

После учебы я пришел ставить дипломный спектакль в «Современник». И попал в совсем другую обстановку, не академическую. Там не говорили «плохой» или «хороший» спектакль, только «живой» или «неживой». Я встретился с Галиной Волчек, которая была на пике формы. Она постоянно искала какой-то свежий, провокационный, даже скандальный материал. Активно участвовала в репетициях. Один раз я видел, как она запустила в актера пепельницей… Я был потрясен и понял: это не мой театр. И отправился искать себя в другие. Первые серьезные успехи случились у меня в Театре Моссовета с Маргаритой Тереховой и Александром Домогаровым. И в Театре сатиры, о котором я уже говорил….

Андрей Житинкин с Александром Домогаровым
«Первые серьезные успехи случились у меня в Театре Моссовета с Маргаритой Тереховой и Александром Домогаровым» С Александром Домогаровым. 1990-е гг.
Фото: из личного архива Андрея Житинкина

— Андрей, вы застали еще одну легенду, Валентина Плучека. Каким вы его запомнили?

— Я застал Валентина Николаевича уже совсем пожилым человеком, он все еще являлся главным режиссером, но не участвовал в жизни театра так активно. Часто болел и оставался дома. И, что удивительно, чаще всего, можно сказать по графику, его навещала актерская пара — Вера Васильева и Владимир Ушаков. Он им не «бросал театр под ноги», как когда-то Татьяне Васильевой. Он вообще мог забывать о них годами и не давал больших ролей. Но они приходили, потому что считали это своим долгом. Супруга Плучека плакалась им: «Как несправедливо устроена судьба! Валя стольких актеров вывел в люди, сделал их гениями! А приходите к нам только вы…» 

При этом Зина не забывала внимательно посмотреть, кто в чем ходит, как выглядит. Как-то она заметила, что у Веры Кузьминичны появилась норковая шуба: «Нет, ты посмотри! Актеры нашего театра имеют роскошные шубы! А почему у меня такой нет?» Зина оставалась той самой Зиной, которая когда-то распоряжалась судьбами актеров в театре, была первой советчицей всесильного Плучека. Кстати, о многих, кого он «вывел в люди», сам Плучек не вспоминал. Но о раннем уходе Миронова и Папанова жалел до последних дней. Он всегда говорил, что таких актеров больше не существует, замены им нет.

Андрей Житинкин с Верой Васильевой
«Заболевшего Плучека часто навещала актерская пара — Вера Васильева и Владимир Ушаков. Он мог забывать о них годами и не давал больших ролей. Но они приходили, потому что считали это своим долгом» С Верой Васильевой. 2014 г.
Фото: Сергей Виноградов/ТАСС

— Андрей, вы действительно видели много легендарных, великих актеров… Что их объединяет?

— Умение оставаться детьми. Сохранять непосредственный, чистый взгляд на жизнь. Это не я придумал. Об этом еще Рубен Симонов говорил, считал это критерием гениальности. Поэтому периодически давал народным артистам задания на уровне студенческих этюдов — например, проскакать на лошадке. Именно в вахтанговцах этой жизни, непосредственности было больше всего. Я там работал с Юрием Яковлевым, который был уже в возрасте. Но он с удовольствием соглашался на нестандартные ходы в спектакле. Например, что его фотографии разбросают со сцены в зал. Или что его герой будет смотреть эротический фильм по телевизору. Он был азартным, любил озорство, ему нравилось по-хорошему похулиганить… Как-то он поспорил с Ульяновым, что поставит спектакль до Нового года. И пригласил художественный совет театра на просмотр 1 января. Из принципа — выиграть спор!

Еще один гений, которого я встречал, — это Смоктуновский. Ну известно же, что он умел так впадать в детство, как никто другой. Он вообще жил в своем мире. При этом он хорошо разбирался в моде. Умел подобрать платочек в тон костюму, галстук. Любил западные марки. На гастролях на всем экономил, а потом покупал что-то невероятное. Художник! Но никто не умел так считать деньги, как он. Абсолютно трезвый расчет. В то время, когда многие советские актеры не хотели сниматься «в дерьме» и голодали вместе с близкими, Смоктуновский спокойно играл в сериалах. Он любил цитировать Пушкина: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Играл мафиози, бандитов… 

Любовь Полищук
«Когда ушла Люба и мне предложили восстановить спектакль, я сказал: «А вы найдите такую актрису, с такой бешеной энергетикой, да еще чтобы так замечательно двигалась». И повесил трубку» Любовь Полищук в фильме «Раз на раз не приходится». 1987 г.
Фото: Legion-media

Мы сейчас не вспомним все эти роли, мы помним его легендарные творения наподобие «Гамлета». Но во второй половине 80-х и в начале 90-х годов Иннокентий Михайлович выживал. Он ощущал ответственность как кормилец семьи. Не рассчитал только одного — что надорвется, что сердце не выдержит… О своей гениальности Смоктуновский говорил как о будничном, признанном факте. Известен случай, когда он сказал Олегу Ефремову: «Олег, ты гениальный артист… А я — космический!» Они много играли вместе, хулиганили, конкурировали, разыгрывали друг друга. А когда однажды министр культуры Фурцева сказала: «Иннокентий Михайлович, ну вы такой артист! Мы прямо на вас молимся!» — он ответил: «И правильно делаете!» Так мог сказать только Смоктуновский. Он осознавал свой талант, не стеснялся о нем говорить. И хотел, чтобы за этот талант и платили соответствующе.

— Андрей, многие легенды ушли. Но есть и современные гении. Про Безрукова режиссеры говорят, что он может все! А вы ведь с ним работали, еще когда он только начинал…

— Да, соглашусь, Безруков может все. Когда мы делали «Психа», у него уже появилась своя аудитория, они приходили на все спектакли. Людей набивался полный зал, часто было душно, люди падали в обморок, но не от жары, а от игры актеров. И вот однажды я увидел на одном из спектаклей… Людмилу Касаткину, тогда мы еще не были знакомы. Раз, два, три… Я думал: «Зачем она ходит? В Безрукова влюблена, что ли?» А она хотела знать, что делают молодые. Ну и о таланте актера это много говорит. Чтобы такая актриса, легенда, приходила несколько раз на спектакль, который критикуют, о котором пишут разное… Позже, став главным режиссером в Театре на Малой Бронной, я решился поговорить с Людмилой Ивановной о постановке. Ей тогда было уже за семьдесят. И она мне говорит: «Посмотрите, в какой я форме!» И делает вертикальный батман, закинув ногу на шкаф. Она была невероятно гибкая, подвижная, с балетной выправкой.

Андрей Житинкин
«Великих актеров объединяет умение оставаться детьми. Сохра­­нять непосредственный, чистый взгляд на жизнь. Это не я придумал. Об этом еще Рубен Симонов говорил, считал это критерием гениальности»
Фото: Филипп Гончаров

— Я смотрела вашу «Школу любви» с Касаткиной и сама видела, как она выполняет упражнение «ножницы» на сцене… Но как вам с ней работалось?

— Меня предупреждали о ее сложном характере. В те годы Касаткина была уже безусловной примой и старейшиной Театра Российской армии. В мою задачу входило привести в спектакль вторую приму — Голубкину, а я знал, что они не общаются. Сначала я пошел к Голубкиной, показал ей пьесу. Она спросила: «Ты хочешь, чтоб я играла эту сумасшедшую старуху?!» — «Нет, — ответил я, — старуху сыграет Касаткина. А вы будете играть ее соперницу, сильную, темпераментную, стильную женщину». Голубкиной это понравилось. Но она сказала: «Людмила Ивановна не выйдет со мной на одну сцену». Но уже на первой совместной репетиции они разговорились, и стало ясно, что сработаются.

— Две женщины со стальным характером…

Интересный факт

Людмила Касаткина находилась в прекрасной форме — даже когда ей уже было за 70 лет. «Помню, она мне говорит: «Посмотрите, в какой я форме!» И делает вертикальный батман, закинув ногу на шкаф. Она была невероятно гибкая, подвижная, с балетной выправкой», — рассказал Андрей Житинкин.

Людмила Касаткина
«После выхода «Укротительницы тигров» Людмиле Касаткиной предлагали стать мотогонщицей. На съемочной площадке режиссеры говорили, что у нее стальные нервы» 2005 г.
Фото: Personastars.com
Варвара Шаталова и Александр Клюквин
«Мы совершенно нестандартно поставили Чехова, спектакль идет с большим успехом» Варвара Шаталова и Александр Клюквин в спектакле «Мой нежный зверь». 2024 г.
Фото: РИА НОВОСТИ

— Не то слово! Обе красавицы, обе с бурным прошлым. В том плане, что и Голубкина всегда была активной, спортивной, модницей, объездила весь мир. А Касаткина вообще хотела поступить в цирк. После выхода «Укротительницы тигров» ей предлагали стать мотогонщицей, она ездила по Москве на мотороллере. На съемочной площадке режиссеры говорили, что у нее стальные нервы. Люся даже заменяла несколько номеров артистку цирка, которая была беременна! Но что-то пошло не так, она упала, получила травму. И решила все-таки в цирке не оставаться… Конечно, я уже не такой ее застал. «Школа любви» была ее последним спектаклем. И она очень тяжело его доигрывала. Иногда, придя в театр, говорила: «Нет, не могу… Сегодня не выйду». А зрители между тем уже рассаживались в зале. Она видела это и все-таки выходила на сцену… В кулисах стояли люди со всякими лекарствами, каплями, баллончиками, чтобы тут же ей оказать помощь. Но после окончания спектакля она возвращалась радостная, помолодевшая и требовала шампанского в гримерку!

— Андрей, ваши спектакли вообще для многих наших женщин-легенд стали последними. Как вы считаете, какое решение более правильное? Как у Касаткиной — практически умереть на сцене — или как у Быстрицкой: уйти, пока в силе?

— Думаю, первое. Потому что я отговаривал Быстрицкую уходить из театра. Она взяла «академический отпуск», но теряла роли, теряла форму… Я несколько раз ей звонил и советовал вернуться, но что-то ей помешало. И в результате произошло то, что все знают. Тяжело больная, одинокая женщина, запертая в квартире. К которой втерлась в доверие помощница… Если б Элина Авраамовна приезжала в театр, была в коллективе, этого бы не произошло. Говорят, незаменимых не бывает… Но думаю, нет. Вот когда ушла Люба Полищук и мне позвонили и предложили восстановить спектакль, я сказал: «А вы найдите такую актрису, которая могла бы удержать всю эту конструкцию из четырех новелл, с такой бешеной энергетикой, да еще чтобы так замечательно двигалась». И повесил трубку. Вот Полищук — незаменима. Как на сцене, так и в сердцах друзей. Невероятно веселая, теплая, со своими шутками. Помню, как она позвонила мне на день рождения и стала измененным голосом просить роли, притворившись молодой неизвестной актрисой. Мне было неловко, я пытался поскорее закончить разговор. Как тут она уже расхохоталась и своим голосом сказала: «Житинкин, не узнал меня? С днем рождения!»

Андрей Житинкин с Маргаритой Тереховой
«Я начал с Тереховой работать в Театре Моссовета, когда она уже была легендой. Если выходила на сцену, то народ мгновенно расхватывал билеты» С Маргаритой Тереховой. 1990-е гг.
Фото: из личного архива Андрея Житинкина

— Как-то неудобно спрашивать про Маргариту Терехову, которая долгие годы страдает от тяжелой болезни. Но вы так много с ней работали…

— Я начал с ней работать в Театре Моссовета, когда она уже была легендой. Если выходила на сцену, то народ мгновенно расхватывал билеты. Но делала Терехова это нечасто, потому что на момент нашего знакомства ничего нового у нее не было уже много лет. С ней не хотели связываться. Сложный характер, не ладила с коллегами, с режиссерами… Как-то закрыли постановку, потому что на репетиции Маргарита Борисовна упала. Потом пришла в дирекцию и сказала: «Это произошло со мной потому, что я почувствовала недоброжелательную атмосферу. Закрывайте спектакль». Она слыла мнительным человеком, который постоянно «получает знаки», наблюдает, сомневается… Меня тоже отговаривали с ней работать, но мы поставили «Милого друга». Энергетика у Риты бешеная. Я сам видел металлические бокалы, на которых она в сцене с Александром Домогаровым, исполнителем роли Жоржа Дюруа, своими хрупкими пальцами оставляла глубокие вмятины. 

Нас сблизила любовь к Тарковскому, который сыграл в творческой судьбе актрисы большую роль. Мы часто беседовали о нем. Она рассказывала, что Тарковский запрещал ей делать грим. Ему нужна была только ее чистая кожа в первозданном сиянии. Он даже перед тем, как включить камеру, просил ассистентов проверить: она ничем лицо не намазала? С тех пор она и в жизни избегала пользоваться косметикой… Наш спектакль имел успех. Нас пригласили в Америку. Беспрецедентный случай для Театра Моссовета — американские гастроли… Причем мы вывезли туда сорок человек, включая массовку. Ездил с нами и Алеша Макаров, сын Любови Полищук, тогда начинающий актер, игравший у нас газетчика в крошечном эпизоде.

Иннокентий Смоктуновский
«О своей гениальности Смоктуновский говорил как о будничном, признанном факте. Известен случай, когда он сказал Олегу Ефремову: «Олег, ты гениальный артист… А я — космический!» Иннокентий Смоктуновский в фильме «Москва — Кассиопея». 1973 г.
Фото: Legion-media

— Андрей, сейчас в Малом театре с успехом идут ваши спектакли «Летят журавли» по Розову, «Мой нежный зверь» по Чехову. Скажите, почему в наше время вы снова обратили взор к классике? Ведь в прошлом вас прославили смелые эксперименты.

— А вы заметьте, проза Чехова, например, очень редкий гость у нас. Я взял раннюю повесть «Драма на охоте», назвал ее «Мой нежный зверь». Позвал безумно красивую сексуальную пару, которая у меня сыграла в «Летят журавли» Бориса и Веронику. И шесть моих любимых народных артистов — Александра Клюквина, Валерия Афанасьева, Александра Вершинина, Валерия Бабятинского, Владимира Сафронова, Сергея Еремеева. И мы совершенно нестандартно поставили Чехова, спектакль действительно идет с большим успехом.

Кроме того, вы должны понимать, что молодежь по большей части не читала ничего. И фильмы «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну они тоже не видели. И не знают, чем все закончится, приходя на наш спектакль. Представляете, как им интересно его смотреть?

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
Угадай мимику: почему жюри «Шоу Аватар» на НТВ в новом сезоне будет сложнее всего?
Они летают, у них двигаются хвосты и живут собственной жизнью длинные косы, а их лица передают малейшие эмоции спрятавшихся за ними звезд. Долгожданный четвертый сезон «Шоу Аватар» стартует на НТВ 9 ноября, и создатели проекта обещают: технологический уровень шоу вырос настолько, что отличить цифрового героя от реального артиста будет почти невозможно!







Звезды в тренде

Джиган
певец, рэпер, хип-хоп исполнитель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Юра Борисов
актер театра и кино
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая