Андрей Федорцов: «Мой кастинг у Балабанова занял 15 секунд»

Нелли Скогорева
|
17 Августа 2025
Андрей Федорцов
В петербургской квартире артиста есть работающий камин
Фото: Архив «7 Дней»

«Иннокентий Смоктуновский поворачивался спиной, и весь зал плакал. Мы, студенты, потом спрашивали его: «А как вы так делаете?» Он говорил: «Да очень просто. Ты считаешь в уме: 586 умножить на 261 минус 780. Даже спиной нужно заниматься делом на сцене», — вспоминает Андрей Федорцов, сыгравший в сериале «Баранкины и камни силы», который только что вышел на платформе «Кинопоиск».

— Андрей Альбертович, многие актеры, активно снимающиеся в кино, уходят из театра, вы — нет. Можете представить ситуацию, что вы перестали выходить на сцену?

— Актеру надо обязательно работать в театре! Хотя бы даже для того, чтобы не повторяться в кино. Помню свой разговор об этом с Джоном Малковичем…


Интересный факт

После работы матросом-мотористом на небольшом теплоходе «ОМ-372» актер сам пришел в военкомат и заявил, что хочет служить в морфлоте (на год больше, чем в обычных войсках). Прапорщик поперхнулся и долго не мог понять: «Ты вообще нормальный? Ты не больной?» Актер отвечал: «У меня есть плоскостопие». — «Вот такие нам нужны». Через неделю Федорцов уже был в Москве и начал службу в железнодорожных войсках, где проявил себя и как организатор праздничных мероприятий.

Андрей Федорцов
Матрос торгового флота Андрей Федорцов. 1980-е гг.
Фото: из личного архива Андрея Федорцова

— Да, вы же снимались с ним в фильме «По этапу». У Малковича есть свой собственный театр…

— Но в Америке театр устроен по-другому. Они делают спектакль, возят его по всем штатам, а потом закрывают. Я не мог этого понять. Спрашиваю: «А зачем? Вот мы, например, 10 лет играем спектакль, каждую неделю». Он удивился: «А кому это надо? Те, кому интересно, уже посмотрели этот спектакль за год». Я отвечаю: «Зрителям всегда интересно смотреть, потому что мы тратим сердце». Как-то Эдит Пиаф спросили: «Почему все плачут, когда вы поете?» Она ответила: «Я никогда не вру, когда пою».

— Как вы понимаете, что зрители вам верят?

— Расскажу одну историю. У меня был период в жизни, когда я работал в детском доме. Там были мальчики и девочки — маленькие, но очень жесткие, безэмоциональные. И вот однажды самый жесткий мальчик, который всех бил, все его боялись, вдруг заплакал во время спектакля. Значит, я донес до него со сцены что-то важное про его жизнь. Мы в театре говорим: «Если хоть один человек в зале понимает, о чем мы говорим, это уже достижение».

— Андрей Альбертович, а есть ли у вас какие-то профессиональные лайфхаки, помогающие на сцене?

— У каждого актера свои способы. Вот, например, Анатолий Юрьевич Равикович научил меня любой монолог говорить через несколько матерных слов. Про себя, конечно. Я до сих пор это делаю. (Смеется.)

Интересный факт

Молодой актер долго ходил на «Ленфильм», стучался во все двери, чтобы получить какую-нибудь роль. И однажды попал на кастинг фильма «Брат». Там стояла очередь, все незнакомые. Какой-то лохматый человек говорит ему: «Испугайся!» Андрей: «А как?» — «Так, чтобы наложить в штаны!» Он отвечает: «Нет проблем» И… испугался. Балабанов, а это, как выяснилось, был он, обрадовался: «О! Иди. Все». За роль режиссера, случайно оказавшегося на месте преступления, Федорцов получил около 15 рублей.

Андрей Федорцов с Сергеем Бодровым
С Сергеем Бодровым в фильме «Брат». 1997 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

У нас в Театре комедии выступал со стихами Пушкина Иннокентий Смоктуновский. Даже когда он произносил монолог спиной к зрителям, весь зал плакал. И мы, студенты, потом спрашивали его: «А как вы так делаете?» Он говорил: «Да очень просто. Ты считаешь в уме: 586 умножить на 261 минус 780. Даже спиной нужно заниматься делом на сцене». Думаю, он шутил... Смоктуновский объяснял нам, что актер не должен изображать свою версию какого-то переживания. Это наигрыш. Он должен быть наполнен этим переживанием. Если задача — передать, что герой напряженно думает, значит, надо напряженно думать, быть погруженным в образ. Тогда у зрителя будет стопроцентное ощущение, что все по-настоящему. Например, у героя болит сердце, как это передать? Если ты хватаешься за сердце, то это называется штамп. Значит, ты не в материале, не живешь им, а должен жить. На этом основаны методы Станиславского, Михаила Чехова, Вахтангова, Мейерхольда. То же самое с художниками. Ван Гог писал свои картины, потому что он жил этим. Просто у каждого свои методы и секреты, как войти в такое состояние…

Андрей Федорцов с Полиной Гухман, Мариной Доможировой, Мироном Проворовым и Кузьмой Сапрыкиным
«Это русская трагикомедия с элементами фантастики, сделанная очень хорошо. И «виноват» в этом в большой степени режиссер Михаил Поляков. Получилась актуальная история про отношения в семье, отца с детьми. С юмором и неожиданными поворотами» С Полиной Гухман, Мариной Доможировой, Мироном Проворовым и Кузьмой Сапрыкиным в сериале «Баранкины и камни силы». 2025 г.
Фото: Kinopoisk.ru

— Вы ведь не сразу стали актером, сначала освоили другую профессию — моряка…

— Я дипломированный рулевой-моторист. А потом уже окончил капитанские курсы. Хотя с детства мы с сестрой любили устраивать спектакли. Думаю, у каждого ребенка тяга к творчеству так или иначе заложена. Позже появился интерес к морю, и я поступил в мореходку. Это мне всегда было интересно. Я вот сейчас с вами разговариваю и на катере иду. Катер у нас разогнался, и оператор на меня волком смотрит…

— Оператор? Вы что, едете на съемки?

— Да, мы на Ладоге работаем. Пока не могу говорить, что за картина.

— Это ваш катер?

Андрей Федорцов с Константином Хабенским
С Константином Хабенским в период работы над «Убойной силой»
Фото: из личного архива Андрея Федорцова

Интересный факт

Во время съемок в сериале «Убойная сила» актер в новогоднюю ночь ехал в поезде с Константином Хабенским. Они вышли покурить в тамбур, и вдруг его закрыли с двух сторон. Дело было в 2002 году, тогда тамбуры закрывали, чтобы пассажиры по ночам не шатались по поезду. Актерам пришлось просидеть в заключении до половины второго ночи, пока проводники отмечали Новый год.

— Не мой, хотя у меня тоже есть.

— Хорошо. Если наш разговор вам не мешает, продолжим… Что было после мореходки?

— Фермерская школа в Италии. Друг попросил подать туда его документы, потому что сам был в рейсе. И так случилось, что он погиб. И я вместо него пошел учиться, чтобы исполнить его мечту. Дальше была армия, где мы организовали рок-группу, после этого рок-клуб и так далее.

— Раз уж мы говорим о вашей юности, расскажите о первой любви!

— Это была моя одноклассница, которая мне очень нравилась, о чем я и признался ей в письме. Она мне ответила, что ненавидит меня. Через много лет я ей снова признался… в том, что благодарен за тот отказ. Ведь я понял: надо что-то из себя представлять, и тогда будет за что тебя любить.

Андрей Федорцов с Алексеем Ниловым, Анастасией Мельниковой и Сергеем Селиным
С Алексеем Ниловым, Анастасией Мельниковой и Сергеем Селиным на кинофестивале «Виват кино России!». 2005 г.
Фото: Андрей Эрштрем

— А как же вы надумали стать актером?

— Однажды мне друг сказал, что идет набор в театральный: «Иди, тебе же это нравится». Я сначала даже удивился, но предложение мне показалось интересным. Все вышло как бы случайно, хотя случайностей, как известно, не бывает.

Все, что я показывал на вступительных экзаменах, я делал очень серьезно и драматично. Например, читал басню Крылова «Мартышка и очки» и плакал. Все, кто присутствовал при этом, ржали, а я не понимал, что здесь смешного, если человек не может никак подобрать себе очки. То есть не так… Конечно, я понимал, почему они смеются. Но просто я считаю, что комедию надо играть на полном серьезе, потому что в основе нее всегда драматическая ситуация. Вот взять «Иронию судьбы...». Герой попадает вроде бы в свою квартиру, вдруг видит постороннюю женщину и не может понять, что она делает у него дома. А она приходит к себе домой и видит пьяного мужика в своей кровати… И они по-настоящему отыгрывают этот конфликт. А нам со стороны смешно. Андрей Мягков гениально все это сыграл.


Андрей Федорцов с Григорием Сиятвиндой, Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым
«Сейчас я бы так не работал. С другой стороны, каждая роль — как твой ребенок, каждого любишь по-своему, и с каждым разные отношения» С Григорием Сиятвиндой, Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым в фильме «Убойная сила-6». 2005 г.
Фото: Первый канал

Так же и в спектаклях нашего театра, которые я играю каждую неделю: «Любовник» и «Операция «Развод».

— То есть, играя комедию, «комиковать» нельзя?

— Ну, я не очень понимаю, что такое «комиковать». Наверное, вы имеете в виду то, что у нас называется «плюсовать». То есть наигрывать. Это самое ужасное, что иногда можно увидеть в кино или в театре. Я и от своих партнеров требую искренности. Как только вижу, что кто-то начинает халтурить или заниматься «мастерством» — в плохом смысле, мы расстаемся.

— Могу предположить, что в связи с этим у вас много врагов.

— У меня есть и хорошие друзья, но, к сожалению, имеются и серьезные недруги. Халтуру не люблю. Ни в себе, ни в других. По этому поводу могу и высказаться. А что молчать-то?

Андрей Федорцов с Ксенией Морозовой
С Ксенией Морозовой в фильме «Ты у меня одна». 1993 г.
Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— И все же, возвращаясь к театральному институту. Вы ведь попали на курс к Дмитрию Астрахану?

— Да, и Дмитрий Хананович нам очень много дал — как в профессии, так и в человеческом плане. Видите ли, большие комедийные артисты, Анатолий Папанов или Евгений Леонов, писали о том, что через все работы надо нести свою тему. То есть не просто играть в фильме или в театре, а у тебя должна быть тема, которая тебя волнует и очень тревожит. Что тебе нравится, не нравится в жизни. Ты это должен нести через каждую роль. И Астрахан проповедовал то же самое. Он был для нас и папой, и мамой, и воспитателем, и профессором. Я только поступил, а уже в сентябре играл в его спектакле в Театре комедии. Мы и сейчас общаемся. В последний раз виделись на кладбище, когда умер его друг Олег Данилов, замечательный драматург. Периодически списываемся и разговариваем. Я с большой любовью и уважением к нему отношусь. Дмитрий Хананович — очень точный, правильный, со своей режиссерской и человеческой позицией. Хороший и порядочный человек и великий мастер, что самое ценное.

Андрей Федорцов
С Джоном Малковичем на съемках фильма «По этапу». 2006 г.
Фото: из личного архива Андрея Федорцова

— И в первые два фильма вы попали тоже с его легкой руки…

— Ну, там весь наш курс снимался. Он нас задействовал в своих фильмах «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо». Но до этого я снимался в «коротышках» — в короткометражных фильмах. Просто из интереса.

— Десятилетие для начала карьеры вам досталось не самое легкое: в 90-е в стране практически не было ни кино, ни театра. Тогда все выживали с помощью купи-продай…

— Я бы не сказал, что купи-продай — мое, но пришлось и этим зарабатывать. Студентом я занимался тем, что около библиотеки Блока на Невском проспекте продавал с друзьями альбомы по искусству, потому что не было денег. В 90-е годы многие продавали водку. Водкой я не мог торговать, а альбомами мог. Я вообще очень люблю живопись, но художником не стал, потому что не умею рисовать. А после театрального института занимался зообизнесом, это тоже было мне интересно. И вообще, мужик в какой-то момент должен брать на себя ответственность. И что угодно делать, чтобы поддерживать семью.

— Позже поддержать семью вам, наверное, помог сериал «Убойная сила», который снимался целых пять лет. В этом году, кстати, исполнилось 25 лет со дня его выхода…

Иннокентий Смоктуновский
«Смоктуновский объяснял нам, что актер не должен изображать свою версию какого-то переживания. Это наигрыш. Он должен быть наполнен этим переживанием» Иннокентий Смоктуновский в фильме «Исполнение желаний». 1973 г.
Фото: РИА Новости

— Это было очень давно. Знаете, моему сыну сейчас 25 лет. И сыном я горжусь. А вот этой работой не очень. Сейчас я бы так не работал. С другой стороны, каждая роль — как твой ребенок, каждого любишь по-своему, и с каждым разные отношения.

— Тем не менее зрители полюбили и запомнили вашего Васю Рогова, и вы рисковали оказаться жертвой одной роли, как Александр Демьяненко, например…

— К счастью, на сегодняшний день люди на улицах называют меня Андрей Альбертович, а не Вася Рогов. С Демьяненко мы играли вместе в спектакле «Алхимики» в постановке Астрахана. Александра Сергеевича, конечно, часто ассоциировали с Шуриком — как зрители, так и режиссеры. А он ненавидел, когда его Шуриком называли. Демьяненко был глубоким драматическим артистом и замечательным человеком... Люди думают, что Шурика сыграть просто. На самом деле, такое сыграть куда сложнее, чем любую роль в драме. Демьяненко, как вы говорите, не «комиковал» и не наигрывал, он проживал каждую свою роль. Нам было смешно, а ему не до смеха, у него там все происходит по-настоящему.

Все наши так называемые комические актеры мечтали о драматической роли, потому что обладали глубоким драматическим даром. Так было с Анатолием Папановым, Евгением Леоновым, Андреем Мироновым, Евгением Евстигнеевым. И некоторым из них судьба улыбалась: вот, например, Папанов успел сыграть в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...». Никакие они не комические актеры, просто драматическому артисту удаются и комедии. Если серьезно говорить, то это обратная сторона внутренней глубины артиста.

— Еще глубокому драматическому актеру удаются отрицательные герои. В «Танго на осколках» у вас это блестяще получилось…

Александр Демьяненко
Александр Демьяненко в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 г.
Фото: РИА Новости

— Да мой герой ублюдок просто! Это все режиссер Сергей Сенцов придумал, которого я очень люблю. Я сейчас снимался в его новой картине «Слепой». Рекомендую посмотреть, когда выйдет. Там тоже у меня интересный персонаж. Сергей говорит: «Я из тебя вытаскиваю очередного монстра». И ему это классно удается. Сенцов — масштабный режиссер!

— А с каким типом постановщиков вам лучше всего работается? Вот кто абсолютно ваш режиссер?

— Прежде всего Александр Рогожкин, но его, к сожалению, уже нет с нами. Действительно, есть режиссеры, с которыми ты хочешь работать всегда. А ведь Рогожкин никогда ничего не объяснял никому. И я его понимал. А другие не понимали. То есть это как любовь. Не надо много слов.

— Говорят, Алексей Балабанов тоже был немногословным режиссером. Когда вы снимались у него в фильме «Брат», понимали, что Балабанов — гений?

— Да, Леша был более чем немногословен, у меня кастинг продолжался всего 15 секунд. Что он гений — этого я не понимал. Я не был до этого знаком ни с Балабановым, ни с Бодровым. И думал: «Зачем снимать про то, что происходит сейчас на соседней улице? Кому это интересно?» Только потом осознал, что нужна справедливость, поэтому и появился такой герой, как Данила Багров…

Дмитрий Астрахан
«Дмитрий Астрахан был для нас и папой, и мамой, и воспитателем, и профессором. Я только поступил, а уже в сентябре играл в его спектакле в Театре комедии»
Фото: Первый канал

Потом, когда он снял «Жмурки», попросил меня озвучить Алексея Панина, а я отказался. Мне кажется, ему это не очень понравилось. Панина в фильме в итоге озвучил Юрий Гальцев.

— Андрей Альбертович, в каком-то интервью вы сказали, что вините себя в гибели Сергея Бодрова…

— Косвенно, конечно. Потому что мы как раз в то время приехали из Северной Осетии со съемок. А у художников так принято: если они где-то побывают, то потом эту локацию передают всем остальным. Иногда смотришь фильм и думаешь: «Блин, в этой квартире снимался уже не один сериал»… Так вот, Сергей тогда искал место для съемок своего фильма «Связной». И мы ему посоветовали: «В Кармадонском ущелье в Северной Осетии очень красивые места». Координаты наших омоновцев дали, которые нас там охраняли, телефоны гостиниц. И он поехал туда. Получается, мы всей группой его отправили...

— На платформе «Кинопоиск» вышла очередная комедия с вашим участием — сериал «Баранкины и камни силы». Стоит смотреть?

— Это русская трагикомедия с элементами фантастики, сделанная очень хорошо. И «виноват» в этом в большой степени режиссер Михаил Поляков. Получилась актуальная история про отношения в семье, отца с детьми. С юмором и крутыми поворотами сюжета. Есть обычная московская семья, члены которой неожиданно для себя становятся обладателями разных сверхспособностей от перевоплощения до… не буду спойлерить.

Андрей Федорцов с Джеффом Монсоном
С Джеффом Монсоном, бойцом смешанных единоборств
Фото: из личного архива Андрея Федорцова
Андрей Федорцов
«Можно ловить рыбу и ничего не поймать, тут важен сам процесс»
Фото: из личного архива Андрея Федорцова

Кстати, с Мишей Поляковым мы вообще на невербальном уровне общались. Он мне буквально говорил: «Ммм», а я ему: «Ага». И мы понимали друг друга.

— А у вас бывают неудачные кастинги?

— Иногда не утверждают, такая профессия. У меня в прошлом году было семь картин, в этом девять. Не могу жаловаться. Просто актеру всегда мало кажется. Иногда думаю: «Мне бы клонировать себя!» Потому что каждую неделю приходят интересные сценарии. Сейчас молодые режиссеры и сценаристы бывают очень талантливые и креативные.

— А про молодых актеров что скажете? В тех же «Баранкиных...» вы играли отца семейства и вашими партнерами были довольно юные артисты.

— У молодых ребят много чему можно поучиться при желании. Искренности, детской непосредственности. Вместе с тем, мне кажется, начинающим артистам надо больше думать о профессии, а не о том, что с ней связано. Вот хороший хирург, он же во время операции думает о том, как спасти человека. Мысли хорошего строителя заняты качеством дома. Или, если вы пекарь, то должны сделать вкусную булку и думать именно об этом. Надо думать о деле, в случае актера — о том, что происходит сию минуту на сцене, на площадке. В театре молодежи я говорю: «Как только вы подумаете о деньгах и славе, на этом закончится все ваше творчество. Только когда думаешь о профессии, появляются деньги и все остальное».

Интересный факт

После окончания мореходки Андрей попал в загранфлот и, так как обожал музыку, купил за границей пластинки любимых групп. Замполит устроил ему выволочку за то, что среди них были «не те» музыканты. Лицемерие политработника возмутило Федорцова, и он решил собрать компромат на руководящий состав. Когда будущий артист повесил свою стенгазету над кают-компанией, она провисела всего несколько минут. Примерно столько же времени понадобилось,чтобы списать бунтовщика на берег.

Андрей Федорцов
«Замечательная фраза прозвучала в фильме «Пятый элемент» — время не важно, важна сама жизнь»
Фото: Legion-media

— Андрей Альбертович, а о чем еще, кроме профессии, стоит думать? Вот какое ваше любимое занятие, если вы не снимаетесь и не играете в театре?

— Музыка, рыбалка… Можно ловить рыбу и ничего не поймать, тут важен сам процесс. Замечательная фраза прозвучала в фильме «Пятый элемент» — время не важно, важна сама жизнь.

В моем возрасте уже начинаешь терять знакомых, друзей. Каждый месяц ходишь на кладбище! И понимаешь, что жизнь важнее всего вообще. Вот недавно был ужасный день, когда умер Оззи Осборн. Мы все плачем до сих пор: и мои двоюродные братья, и друзья. Для моих ровесников он был родным, его музыка у нас в крови.

— Последний вопрос: что общего между моряком и актером?

— Страсть к работе. И то, и другое очень нравится людям, которые этим занимаются. Искренне нравится!

Как правильно обрезать кусты малины в октябре — увеличите урожай в 4 раза
Многие дачники сталкиваются с проблемой слабого плодоношения малины в сезон. Автор Дзен-канала «Хозяюшка» открыла многим глаза на важность осенней обрезки кустов, которая напрямую влияет на объем урожая.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая