Алла Данько: «На телевидении надо быть наглым»

«Когда погиб Влад Листьев, работу дикторского отдела очень быстро свернули. Какое-то время мы...
Елена Ланкина
|
14 Августа 2022
Алла Данько
На новогоднем благотворительном балу «Легендам России посвящается…» 2010 г.
Фото: Photoxpress.ru

«Когда погиб Влад Листьев, работу дикторского отдела очень быстро свернули. Какое-то время мы приходили на свои дежурства, красились и причесывались, сидели в ожидании, но ни разу не вышли в эфир. Это было неприятно и унизительно», — рассказывает диктор Центрального телевидения Алла Данько.

— Алла Георгиевна, вы начинали свою работу на ТВ очень давно — в середине 70-х. У наших советских генсеков были любимые дикторы?

— Брежнев любил хоккей, был заядлым болельщиком, знал спортивных комментаторов. Кроме того, он любил красивых женщин! У председателя Гостелерадио Сергея Лапина любимые дикторы были, и прежде всего Валентина Михайловна Леонтьева. Он вообще любил наш отдел, приезжал перед Новым годом поздравить коллектив и рассказать о телевизионных планах. Именно он принимал решение о нашем приеме на работу после финального просмотра в правительственной Шестой студии, откуда выходили в эфир руководители страны, когда им надо было выступить перед народом.

— О Лапине, великом и ужасном, ходит много легенд. Говорят, при нем были под запретом усы и бороды у ведущих-мужчин. А какие табу существовали для женщин?

— В принципе, особых табу не было. За нашим эфирным видом следил художник по костюмам, но мы и сами понимали, что уместно, а что нет. На вечернюю передачу Первой программы можно было одеться понаряднее, особенно в праздник, а в обычный будний день нужно выглядеть проще и соответственно сезону. Для нас был незыблем один из главных законов телевидения: ничто не должно отвлекать зрителя от того, что говорит ведущий.

Однажды я позволила себе надеть длинные серьги в праздничный день. Сделала пару выходов в эфир, а на третьем в студию влетел выпускающий редактор: «Лапин звонил и просил тебя снять эти сережки!» Не уверена, что звонок имел место. Возможно, Сергей Георгиевич просто вскользь отметил, что украшение не слишком удачное. Но его реплика была воспринята как приказ.

Алла Данько
1981 г.
Фото: из личного архива Аллы Данько

Очень любила следить за нашим внешним видом одна руководительница Главной дирекции программ. Сама одевалась кое-как, но была из высоких партийных кругов, поэтому мордовала дикторов, как хотела. Наташе Фуфачевой, например, все время делала замечания: «Не на ту сторону у тебя пробор! Не ту кофточку надела!» Вкусовщина — страшная вещь. Любопытно, что один набор дикторов состоял исключительно из светловолосых женщин. Художественным руководителем тогда был Юрий Ярцев, знаменитый диктор радио, видимо предпочитавший блондинок. И при нем на телевидение пришли Алла Музыка (Насонова), Алла Стаханова, Лина Вовк и Валя Печорина.

— Говорят, на старом телевидении были запрещены определенные цвета в одежде.

— Да, но по техническим причинам: кипенно-белый, черный и синий считались не эфирными, потому что «проваливались» на фоне хромакея. А еще мы избегали так называемых стробящих тканей с мелким рисунком, создававшим эффект мерцания. И была одна особенность: дорогая, богатая ткань на экране зачастую смотрелась невыигрышно, а простой хлопчатобумажный материал выглядел по-царски. Эти фокусы знала наша художник по костюмам Елена Александровна Бизяева, которая нам очень помогала. Одно время ведущим покупали одежду в ГУМе, в знаменитой двухсотой секции, и с нами ездила Бизяева, чтобы подобрать вещи нужной фактуры и цвета. Но от этой практики отказались, потому что одно и то же платье или костюм могли приобрести сразу несколько человек.

— Когда-то на дикторов равнялись, их копировали. Вас называли одной из первых красавиц советского телевидения…

— А я в ответ всегда говорила: «Красота — не моя заслуга, а дар, полученный от родителей и природы. Я лишь сумела им правильно распорядиться». В советское время люди, работавшие в эфире, действительно были иконами стиля, потому что телевидение обладало огромной магией и притягательностью. С детства я знала всех дикторов. Они были такими красивыми! И умели буквально все: читали новости, вели передачи и концерты, делали репортажи.

Я росла вместе с нашим телевидением. А мое знакомство с ним состоялось в 11 лет благодаря отцу, работавшему редактором на Шаболовке. В то время он снимал передачу, посвященную светильникам и тому, как они должны располагаться на рабочем месте. Дабы продемонстрировать, с какой стороны должен падать свет на школьника за письменным столом, потребовалась модель, которой и стала я. В студии немного растерялась. Все было настолько ново и необычно! Как сыграла свою роль, не знаю — видеосвидетельств не сохранилось. Передачи в то время шли в прямом эфире, записи не существовало.

Игорь Кириллов
«Когда Кириллов представил меня коллективу, одна знаменитая дама изрекла: «А зачем вы пришли на телевидение? Может, потому, что ничего не получилось в первой профессии? Из медицины просто так не уходят!» Это было как ушат холодной воды» Диктор Центрального телевидения Игорь Кириллов в студии «Останкино». 1986 г.
Фото: РИА Новости

Училась я на отлично и еще ухаживала за больной бабушкой, что, наверное, воспитало такие качества, как сострадание и милосердие. В доме всегда были животные, которые время от времени заболевали, и я их лечила, даже делала инъекции и перевязки. Со временем начала помогать и людям. После чего слух прошел по нашей улице, что, если у кого-то что-то болит, надо за Аллочкой бежать. Она давление измерит, укол сделает, банки поставит. К концу школы я была уже практически младшей медицинской сестрой.

— С такими навыками прямая дорога в медицинский!

— Так и было решено на семейном совете, когда встал вопрос о моем поступлении в вуз. А меня привлекало искусство. В школе я участвовала в конкурсах чтецов, пела, играла в самодеятельном театре. В семье к этому не относились всерьез. Ну какая девушка в 17 лет не хочет быть артисткой?

Должна сказать, что никогда не жалела о том, что окончила медицинский институт и клиническую ординатуру престижного научно-исследовательского института Академии медицинских наук. Это очень хорошее гуманитарное образование! Я подавала большие надежды и как врач, и как младший научный сотрудник. Но потом меня перевели в другой институт, где работа была не по мне, и я задумалась: «Ну почему отказалась от своей мечты? Почему не попробовала поступить в театральный? Скоро уже не будет возможности!»

Однажды услышала объявление по телевизору: «Отдел дикторов Цент­рального телевидения объявляет набор на вакантные должности...» Судьба давала шанс попробовать себя, реализовать свою мечту, ведь профессия диктора сродни актерской.

Никогда не забуду, как пришла в телецентр в Останкино подавать документы на участие в конкурсе. Как дурочка, к девяти часам утра! Встала возле милицейского поста на главном входе и с удивлением обнаружила, что телевидение пустое, кроме милиционеров никого нет. Народ повалил после десяти. Какой-то мужчина тронул за плечо: «Девушка, вы к кому?» — «Мне нужно отдать документы на конкурс дикторов». — «Это к нам, в отдел кадров».

Валентина Леонтьева, Игорь Кириллов и Анна Шилова
Валентина Леонтьева, Игорь Кириллов и Анна Шилова открывают программу «Голубой огонек». 1978 г.
Фото: Виталий Созинов/ТАСС

Первый отсев проходил по бумагам — исключали не москвичей и людей без высшего образования. Конечно, и внешность имела значение. К документам нужно было приложить фото девять на двенадцать. Месяца через два я получила официальное письмо о том, что допущена к конкурсу, состоящему из собеседования и трех туров — как в театральных вузах. Нужно было подготовить прозу, стихи и басню, выполнить телевизионные задания. Конкурс был непростым, но я успешно прошла все этапы и вместе с тремя другими счастливчиками была принята в дикторский отдел.

Нашим художественным руководителем был народный артист СССР Игорь Кириллов. Заведующим — заслуженный работник культуры Виктор Гусев. Три инспектора по основной деятельности следили за нашей занятостью, составляли расписание по заявкам из двенадцати редакций ЦТ.

— Помните свой первый рабочий день?

— Конечно! Но что хорошего мог сделать молодой, неопытный, неуверенный в себе человек? Только что не упасть в обморок, не забыть все слова. А я забыла!

Дикторскую зелень пузатую на цент­ральные программы не допускали. Начинали мы все с учебной, на Шаболовке. На Третьей программе шли всевозможные уроки и лекции, и, объявляя передачу, ничего не стоило запутаться в научных терминах и незнакомых понятиях. Поэтому тексты приходилось заучивать наизусть. Читать по бумажке или подглядывать считалось неприлично. Начала я очень бодро, но вскоре поняла, что все забыла, страшно испугалась и схватилась за «шпаргалку». Из студии вышла в полной уверенности, что завтра уволят!

— Ходила байка, что якобы один из ведущих программы «Время» в прямом эфире назвал «верных ленинцев» «верными ленивцами». И был уволен.

Ангелина Вовк
«Наши корифеи были очень хороши — красивые, эффектные. Я всех сразу узнавала, даже когда они входили в нашу парикмахерскую еще не причесанные и не накрашенные. Но два раза села в калошу — с Линой Вовк и Наташей Фуфачевой. Они немного отличались от себя «экранных» Ангелина Вовк берет интервью у юных гимнасток. 1980 г.
Фото: Александр Яковлев/ТАСС

— Я тоже слышала что-то такое, но, возможно, это легенда. А вот блестящего журналиста Юрия Фокина, создателя и ведущего «Эстафеты новостей» (прообраза программы «Время), на самом деле отстранили от эфира за оговорку во время репортажа с Красной площади: «Из Кремлевской стены выходят руководители партии и правительства». Еще один реальный случай произошел со знаменитым исследователем Арктики Иваном Папаниным, когда его пригласили на Шаболовку, в прямой эфир. Иван Дмитриевич был уже очень пожилым человеком и волновался перед камерой. Видимо, поэтому приветствовал всех словами: «Здравствуйте, дорогие товарищи телевизоры!» Его попросили поправиться, после чего он снова бодро произнес: «Здравствуйте, дорогие товарищи телевизоры!» Съехать с этой фразы уже не смог. Пришлось ее проскочить.

Похожая история приключилась когда-то с диктором Людмилой Соколовой, которая должна была объявить в эфире итальянский фильм «Машинист». На советские экраны незадолго до этого вышел «Коммунист», и Соколова перепутала два названия. Трижды ей давали возможность поправиться, и трижды она повторяла: «Уважаемые товарищи, а сейчас вы увидите итальянский художественный фильм «Коммунист». В результате Людмилу Васильевну просто отключили.

Волнение в прямом эфире всегда присутствовало, как бы долго ты ни работал. Однажды, помню, делала подводку к передаче и вдруг начала безумно волноваться, сердце билось в горле, а горло пересохло до наждака! Было одно желание — встать со стула и уйти, но я взяла себя в руки. Думаю, многие дикторы переживали такое, особенно на первых порах. Но у нас считалось неприличным не волноваться. Эфир должен был разогревать тебя и задевать эмоционально. Со временем я научилась сохранять баланс. Волновалась, когда садилась перед телекамерой, но, как только открывала рот, успокаивалась. На первый план выходила работа, задача: я в предлагаемых обстоятельствах.

— За ошибки наказывали?

— А как же! Лишением или уменьшением квартальной премии.

— Пройдя все испытания, вы попали в дикторский отдел Центрального телевидения Гостелерадио СССР, пожалуй, самый звездный на советском телевидении. Именно этих людей знала вся страна. И как вас встретили?

Алла Данько с Анной Шатиловой и Игорем Кирилловым
С Анной Шатиловой и Игорем Кирилловым. 2019 г.
Фото: из личного архива Аллы Данько

— Да нормально. Естественно, я жалась к тем, с кем пришла, и к молодым дикторам из предыдущего набора. Они относились ко мне очень доброжелательно, потому что сами еще недавно находились в таком же положении. А что касается звезд, то с одной из них сначала не сложились отношения.

Началось все с общего собрания по случаю прихода молодых кадров. Когда Кириллов представил меня коллективу, я рассказала, какой вуз окончила, где работала раньше. И тут одна знаменитая дама изрекла: «А зачем вы пришли на телевидение? Может, потому, что ничего не получилось в первой профессии? Из медицины просто так не уходят!» Это было как ушат холодной воды. Я поняла: мне придется доказать, что я здесь не зря. И не потому, что в медицине не сложилось. Потом у нас отношения выровнялись, мы даже перешли на «ты». Но с ее стороны теплоты никогда не чувствовалось.

— Наверное, дикторы старшего поколения воспринимали молодежь как своих конкурентов? Вы были моложе, красивее?

— О нет, я с вами не соглашусь. Наши корифеи были очень хороши — красивые, эффектные. Я постепенно со всеми перезнакомилась. Всех сразу узнавала, даже когда они входили в нашу парикмахерскую еще не причесанные и не накрашенные. Но два раза села в калошу — с Линой Вовк и Наташей Фуфачевой. Они немного отличались от себя «экранных».

С нами работали шесть парикмахеров, дежуривших в те же смены, что и мы, даже ночью и рано утром. Но меня никто не причесывал, потому что у меня были очень длинные волосы, а наши мастера не любили с ними работать. Приходилось что-то изобретать самой и по каким-то картинкам в журналах.

— Дикторов не заставляли стричься или краситься в определенный цвет?

Валентина Леонтьева
Легендарная тетя Валя — Валентина Леонтьева, ведущая детской передачи «Спокойной ночи, малыши!». 1973 г.
Фото: РИА Новости

— Нет, но одна начальница из Дирекции программ как-то сказала: «У тебя не эфирная голова!» Екатерина Андреева уже много лет выходит с такой в эфир программы «Время». А я была первым диктором, работавшим с гладкой прической: волосы на пробор, сзади греческий узел. Выглядело достаточно элегантно, но начальственной даме не нравилось.

— Макияж делали сами?

— Да, никаких визажистов не было, даже понятия такого не существовало. На передачах или концертах с нами работали гримеры. А так каждый диктор знал свое лицо и как его накрасить, нас этому учили и выдавали хорошую косметику.

— По советским меркам дикторы были состоятельными людьми?

— По сравнению со среднестатистическим советским служащим мы получали очень приличные зарплаты, в зависимости от категории — от 150 до 300 рублей. Жили хорошо, но не все одинаково, потому что у людей были разные потребности. Один диктор тратил все деньги на шикарный гардероб, одевался не иначе как у Зайцева. Другой хотел, чтобы дом был полная чаша. Как и в других организациях, была очередь на машины, земельные участки. Хлопотали за сотрудников в получении квартиры, домашнего телефона.

— У дикторов была специализация?

Алла Данько с Ангелиной Вовк, Татьяной Судец и Еленой Коваленко
«Для себя я когда-то вывела такую формулу: если тебя будут узнавать через 30 лет, значит, ты работал не зря» С Ангелиной Вовк, Татьяной Судец и Еленой Коваленко на съемках передачи «Сегодня вечером». 2021 г.
Фото: из личного архива Аллы Данько

— Да, кто-то читал новости, кто-то проводил концерты, а кто-то вел научно-популярные передачи. Я, например, любила информацию, много работала на теленовостях, в Московской редакции, но очень немного в программе «Время», когда вторым ведущим был журналист, в паре с Юрием Мадиловым. А вскоре журналисты совсем вытеснили дикторов из «Времени».

Однажды, уже после закрытия нашего отдела, разговорились с Игорем Леонидовичем Кирилловым, и он сказал: «Ох, жалею я, что не толкал вас как следует в информацию!» Кириллов почему-то видел меня в медицинских или научно-популярных передачах, и я на них часто работала. Но зато у меня была замечательная «Мамина школа», за которую я получила благодарность от председателя Гостелерадио. На этой передаче начала заниматься телевизионной журналистикой, которой заинтересовалась почти сразу после прихода в отдел. Наверное, потому, что в школе хорошо писала и мои сочинения побеждали на олимпиадах.

— Знаменитые «Спокушки» — «Спокойной ночи, малыши!» — тоже прошли мимо вас?

— Да, о чем я жалею. Может, и это зависело от Игоря Леонидовича? Самой даже в голову не приходило себя предложить. И не умела я это делать.

— Пришли бурные 90-е, и дикторам не нашлось места на современном ТВ. Как ликвидировали ваш отдел?

— Это произошло не в одночасье, процесс постепенной ликвидации начался в конце 80-х и завершился в 1995 году. Мы еще существовали, вели передачи и концерты, занимались сквозным ведением, но роль дикторов становилась все меньше, и наше место стали занимать журналисты, даже в программе «Время». К тому времени сложился стереотип, что диктор — просто говорящая голова, читающая чужой текст. У него, дескать, всего одна извилина, и сам по себе он ничего не может, а перестройка требует новых форм подачи информации. Так утверждали журналисты, очень хотевшие работать в эфире, а допущены к нему были немногие. Стереотип сработал. Сейчас никто не вспоминает, что именно дикторы начинали вести многие передачи, обкатывали утреннее вещание и много чего еще, придумывали рубрики, гимнастику проводили, кашу варили. Но нас оттерли от эфира и просто выбросили.

Владислав Листьев
Владислав Листьев — ведущий капитал-шоу «Поле чудес». 1991 г.
Фото: РИА Новости

В 1996 году Ельцин должен был переизбираться на второй срок. Наши руководители прекрасно понимали, какое влияние на общественное сознание оказывает телевидение, и хотели использовать его в ходе избирательной кампании. Для этого требовался такой инструмент, как главный канал страны, и в 1995-м появилось ОРТ. Его первым гендиректором стал Влад Листьев.

Он собрал нас однажды и стал рассказывать, что на новом канале будут совсем другие передачи и ведущие. Но не поставил задачи — мол, дикторы должны перестроиться, не всех возьмем. Я тогда так и не поняла, что будет, хотя была знакома с Владом, вела с ним какие-то мероприятия. Возможно, если бы он пожил подольше, все могло сложиться иначе. Судьба дикторов была бы иной…

Когда Листьева убили, работу дикторского отдела очень быстро свернули. Какое-то время мы приходили на свои дежурства, красились и причесывались, сидели в ожидании, но ни разу не вышли в эфир. Это было неприятно и унизительно. Мы пытались бороться, даже ходили делегацией в Думу. Нас поддержали коммунисты, но 31 августа 1995 года отдел все равно был закрыт.

— Но ваша судьба сложилась вполне благополучно?

— Да, мне грех жаловаться. Я и на ОРТ потом работала, и на «ТВ-Центре», а позднее организовала свою студию. Сначала пригласили в музыкальную редакцию ОРТ на должность шеф-редактора. Нас было семь человек, и все из телерадиокомпании «Останкино», правопреемницы Центрального телевидения. Мне очень помогло, что я до 1995 года вела свою авторскую передачу про ветеранов-олимпийцев в формате «Голубого огонька». К нам приходили бывшие чемпионы, многие уже в возрасте, и мы им оказывали благотворительную помощь. Благодаря этой передаче и ведению многочисленных концертов, на которых бывали почти все наши артисты, у меня был эстрадный опыт и большой круг знакомств, поэтому я достаточно успешно работала в музыкальной сфере.

В 2000-м Константин Эрнст закрыл нашу музыкальную службу и открыл новую. А небольшая продюсерская компания возродила передачу «Мамина школа», которая сначала выходила на «ТВ-Центре», потом на РЕН-ТВ («Детская для взрослых») и, наконец, на ТНТ. Я была ее ведущей и часто — автором. Эта история продолжалась лет пять. После чего мы с моим сыном Василием, который к тому времени стал уже режиссером канала МУЗ-ТВ, организовали свою маленькую продюсерскую компанию.

Алла Данько с сыном и внуком
С сыном Василием и внуком Игорем
Фото: из личного архива Аллы Данько

— Сын пошел по вашим стопам?

— Сначала окончил юридический факультет, но потом сказал: «Мама, я понял, что не юрист. Хочу работать на телевидении». Ничего удивительного — в «Останкино» он, можно сказать, вырос. Когда я делала передачу «Что означают ваши имена», мой маленький сын принимал в ней участие: выносил цветы артистам и помогал нашим сотрудникам. То есть знал с младых ногтей, что и как делается. Сначала мы с Василием выпускали программы на «Муз-ТВ», потом на канале «Ю». А позже он реорганизовал наше предприятие под себя, и оно стало называться Dankoproduction. Я же переключилась на педагогическую деятельность и продолжила вести концерты и мероприятия. Начала преподавать мастерство телеведущего в Школе телевидения «Останкино». Теперь работаю в МГУ, в Высшей школе телевидения, деканом которой является Виталий Третьяков.

— О личной жизни не спрашиваю, знаю, не любите эту тему…

— О том, что так и не встретила свою вторую половинку, хотя трижды была замужем, могу только сожалеть. Что об этом рассуждать?

На ТВ я была активной общественницей, председателем профкома, отдавала свое время и энергию другим людям, вместо того чтобы посвятить их семье и карьере. Но уместно ли жалеть, если ты в чем-то помог многим людям? Просто я упустила немало возможностей. С годами поняла одну вещь, о которой рассказываю молодым: на телевидении надо быть наглым. То есть уверенным в себе человеком, который не стесняется предложить себя, «продать». Наглость не обязательно должна проявляться в форме базарного хамства. Она может быть и мягкой силой. Наверное, это качество востребовано не только на телевидении, но и в других сферах. Только будучи цепким и пробивным, можно чего-то добиться. Возможности даются не так часто, и нужно сразу за них хвататься, а не стоять в сторонке, потупив очи.

— Что вы думаете о нашем нынешнем телевидении?

Алла Данько
«Я упустила немало возможностей и с годами поняла одну вещь: надо быть уверенным в себе человеком, который не стесняется предложить себя» 2020 г.
Фото: Personastars.com

— Оно очень яркое, техничное и технологичное, но несколько однобокое. Хотелось бы, чтобы на экране появлялось больше личностей. В этом смысле за последние 30 лет мы многое растеряли. И еще — раньше считалось, что телевидение призвано информировать, образовывать и воспитывать. Теперь оно только информирует и очень много развлекает. Но в последнее время ситуация, кажется, начинает потихоньку меняться к лучшему…

Для себя я когда-то вывела такую формулу: если тебя будут узнавать через 30 лет, значит, ты работал не зря. На телеэкране появляюсь в различных программах, документальных фильмах. Особое счастье, если приглашают провести передачу! Понимаю, что могла бы работать в эфире и до сих пор.

Люди узнают, в том числе и по голосу. Обратишься к продавцу в магазине или в очереди у кого-то что-то спросишь — и слышишь: «Ой, вы же диктор!» В присутственных местах со мною часто раскланиваются. Иногда вступают в беседу, говорят, что помнят наше поколение и наш прекрасный русский язык. И в соцсетях (я еще и блогер!) пишут: «Какие раньше дикторы работали на телевидении! Какая у них была грамотная и культурная речь!» Это приятно, и я всегда благодарю за добрые слова…

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Ретроградный Меркурий расставил капканы: как сократить риск фатальной ошибки с 27 марта
В начале второго весеннего месяца Меркурий снова идет на попятную, путая планы и провоцируя конфликты между близкими людьми. Во время ретроградности планеты не стоит начинать новых проектов, а также вести важные переговоры. Подписание документов и вообще посещение государственных инстанций лучше отложить на потом.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог