[AD]

Алексей Баталов: «Спасибо жене за то, что никогда не предавала…»

«Канат натянут на высоте чердака, погода отвратительная, накрапывает мокрый снег, один неловкий шаг — и рухнешь с пятиметровой высоты.
Анжелика Пахомова
|
28 Августа 2013
Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Канат натянут на высоте чердака, погода отвратительная, накрапывает мокрый снег, один неловкий шаг — и рухнешь с пятиметровой высоты. Но дублера у меня не было, слишком много времени ушло бы на его поиски! Гитана стояла возле кинооператора и не сводила с меня глаз. В тот день у нее появились первые седые волосы…» — вспоминает накануне золотой свадьбы Алексей Баталов.

— Алексей Владимирович, Гитана Аркадьевна, ваше знакомство состоялось в оригинальном месте — в цирке…

А.

В.: Я как сейчас помню: на арене, в свете софитов, стоит молоденькая, тоненькая девушка, держит над головой бубен и очень изящно и легко бьет в него... ножкой. Гитана — потомственная цирковая артистка, профессиональная цыганская танцовщица, трудовой стаж она зарабатывала с девяти лет! Когда я впервые увидел ее, Гитана уже выступала в качестве гротеск-наездницы: лошадь идет почти карьером, зал замер, а юная артистка выполняет на ней трюки стоя, демонстрирует высококлассную джигитовку. Гитана достигла такого мастерства, что многие ее номера никто не мог повторить, с одним из них она даже ездила на почетные гастроли во Францию. Чтобы добиться такого успеха на арене, нужны и природная ловкость, и азарт, и настоящая храбрость.

С женой Гитаной в Италии, на встрече с режиссером Федерико Феллини. 1963 г. С женой Гитаной в Италии, на встрече с режиссером Федерико Феллини. 1963 г. Фото: из личного архива Алексея Баталова

Поэтому, познакомившись с ней, я понял, эта девушка — ни на что не похожее, совершенное чудо! Был не на шутку увлечен, поэтому не раз приходил в цирк, чтобы попасть именно на выступление Гитаны.

— Наверняка вы оказались не единственным поклонником у такой артистки!

А. В.: Конечно, за Гитаной многие ухаживали, но дисциплина была строгой, с нею рядом постоянно находилась ее мама, Гитана Георгиевна, и в руках у нее был хлыст! (Смеется.) Цирк — это совершенно особая атмосфера, люди, преданные своему делу. Понимаете, цирк не может долго выступать в одном городе, а программа сложная, меняется не часто. Вот и приходится постоянно жить в дороге, гастроли могут длиться больше года!

«Увидев Гитану, я понял: она — ни на что не похожее чудо». 50-е гг. «Увидев Гитану, я понял: она — ни на что не похожее чудо». 50-е гг. Фото: из личного архива Алексея Баталова

Поэтому их домом был манеж. На такой не совсем обыкновенный путь случайно не попадают, так что назвать Гитану заурядной уж никак нельзя.

Г. А.: Мама научила меня серьезному отношению к своему делу. Цирковое мастерство требует каждодневных репетиций, и, когда вечером я возвращалась домой, хотела только одного — выспаться! В общем, никаких мыслей о поклонниках, а тем более о том, чтобы выйти замуж, у меня не было.

— И как же молодой актер добился руки и сердца неприступной королевы цирка? Ведь вы признавались, что не любите красивых ухаживаний, признаний, обещаний…

А. В.: В фильме Иосифа Хейфица «День счастья» мой персонаж говорил: «Люблю» — к этому слову привыкли, как к старому халату.

С ним нужно обращаться аккуратно». Со своим героем я полностью согласен! Можно редко говорить важные слова, но главное — отвечать за них. Что касается ухаживаний, их, в сущности, и не было. Во-первых, Гитана много гастролировала, видеться получалось только урывками. А во-вторых, что мог подарить ей начинающий актер? Я тогда снимался в одном из своих первых фильмов «Дело Румянцева», жил в комнате без удобств, с окнами во двор. Гитана же была примой цирка, жила в благоустроенном номере. Цирковые артисты иногда устраивали небольшие вечера, звали гостей, накрывали стол, а мы, актеры, приходили на готовенькое.

Г. А.: И все равно Алексей был интересным мужчиной. Знал очень много стихов и часто мне их читал.

Алексей Баталов. 1958 г. Алексей Баталов. 1958 г. Фото: из личного архива Алексея Баталова

А то, что у них в доме на Ордынке жила Ахматова, вообще чудо! Позже он познакомил меня с Анной Андреевной, она тепло ко мне относилась и оставила на память автограф: «Моей любимой Гитане».

— После свадьбы вы поселились там же, на Ордынке, вместе с родителями Алексея Владимировича?

А. В.: Да, иногда нам приходилось жить у них, и, к счастью, моя мама, актриса Нина Ольшевская, и отчим, Виктор Ардов, с радостью приняли Гитану в нашу семью. И с матерью Гитаны дружба сложилась с первого дня знакомства и продолжилась до ее смерти в 1997 году. Не помню ни одного конфликта, наоборот, в наших молодых спорах Гитана Георгиевна могла принять мою сторону. Отношения с тещей — не мелочь. Я уверен в этом, потому что мой развод с первой супругой, дочерью художника Константина Ротова, состоялся во многом из-за того, что я не нравился ее матери.

Кадр из фильма «Большая семья». 1954 г. Кадр из фильма «Большая семья». 1954 г. Фото: LEGION-MEDIA

Мама постоянно говорила Ирине, что я не подхожу для семейной жизни, много езжу, да и актер — несерьезная профессия. Вот она и добилась своего — мы развелись.

Г. А.: Моя мама была удивительным человеком. Она попала в цирк еще ребенком и уже к 18 годам стала звездой манежа. За потрясающую внешность — иссиня-черные волосы, огромные глаза, точеную фигуру — получила псевдоним Ночка. В цирке она нашла свою судьбу — вышла замуж за воздушного гимнаста Аркадия Леонтенко. Про свое прошлое мама всегда избегала говорить, я даже не знаю точно ее национальность. По-моему, она была больше похожа на итальянку, а не на цыганку. Как бы то ни было, свою настоящую фамилию она скрывала.

«Мне потребовался год, чтобы научиться ходить по канату для съемок «Трех толстяков». 1966 г. «Мне потребовался год, чтобы научиться ходить по канату для съемок «Трех толстяков». 1966 г. Фото: ИГОРЬ ГНЕВАШЕВ

Может, это связано с дворянскими корнями, тогда в цирке многие прятались от преследований советской власти. Еще ходили слухи, что я родилась не от Леонтенко, а от итальянца, который был репрессирован. Но на вопрос: «Мама, от кого я?» — она отмалчивалась. Когда я уже сама стала артисткой, она дрессировала моих лошадей, а последние годы прожила с нами, посвятив себя воспитанию внучки.

— Вы оба артисты, наверное, отгуляли широкую свадьбу, пригласили всех друзей?

А. В.: Нет, все было очень скромно: 1963 год, денег особых нет, поэтому мы просто позвали в нашу съемную комнату недалеко от метро «Маяковская» друзей из «Современника» и цирка. И хоть роскошного застолья не получилось, было очень душевно, весело.

Со Светланой Тома в фильме «Живой труп». 1968 г. Со Светланой Тома в фильме «Живой труп». 1968 г. Фото: LEGION-MEDIA

А потом из-за съемок в кино я долго жил в Ленинграде. Именно там мы и получили нашу первую квартирку, с кухней и ванной! Это было счастье. Правда, в те времена я день и ночь пропадал на киностудии, а Гитана постоянно уезжала на гастроли, которые длились месяцами. Такая вот у нас была «ненормальная» семья.

— То есть быт не заедал, как принято говорить?

А. В.: По молодости мы им совсем не занимались, было некогда. Либо работа, либо встречи с друзьями и близкими, и, даже если появлялось свободное время, дома мы не сидели. Моя страсть — автомобили — гнала меня в гараж, где я мог разобрать машину, а потом заново ее собрать. Все находилось в идеальном порядке!

С Ией Саввиной в фильме «Дама с собачкой». 1960 г. С Ией Саввиной в фильме «Дама с собачкой». 1960 г. Фото: FOTOBANK.RU

Только машины с годами менялись. Сначала это был «Москвич», потом «Жигули», затем «Волга», в настоящее время у меня иномарка. Как-то раз на семейном застолье Гитана даже сказала: «Мы с тобой так долго прожили вместе потому, что ты половину этого времени провел в гараже, под своей машиной!» Может быть, это и так. (Смеется.)

— Зато вы часто виделись по работе, ведь Гитана Аркадьевна помогала вам готовиться к съемкам.

А. В.: Перед тем как я начал снимать сказку «Три толстяка», жена научила меня ходить по канату. Кстати, Юрия Олешу, написавшего «Три толстяка», я знал лично. Он был частым гостем в нашем доме, поэтому для меня было важно экранизировать эту сказку. Так вот, если у вас есть свободный год, можете попробовать! Примерно столько времени у меня ушло, чтобы научиться, а тренировался я каждый день!

Раздача автографов. Начало 60-х гг. Раздача автографов. Начало 60-х гг. Фото: LEGION-MEDIA

Канат был натянут и дома, и на киностудии. Учиться этому пришлось, чтобы спасти фильм, потому что не было аппарата для комбинированных съемок. С такой техникой можно балансировать и в десяти сантиметрах от земли, а так пришлось по-настоящему натягивать веревку на высоте чердака. Конечно, предлагали взять дублера, но неизвестно, сколько времени на это бы ушло. Канатоходцев в стране не так много, а этот должен был быть с моей фигурой и похожим лицом... Погода была отвратительная, каждый шаг рискуешь поскользнуться. Гитана стояла возле кинооператора и не сводила с меня глаз. В тот день у нее появились первые седые волосы… Вообще, так или иначе жена всегда помогала готовиться к съемкам. Например, вместе со Светланой Тома репетировала роль цыганки Маши, в фильме «Живой труп».

Кстати, эта картина — опровержение тому, что я никогда не играл подлецов. Толстовский Протасов — легкомысленный мужчина, который стал жить с цыганкой, сломав ей судьбу, а потом усадил беременную жену на скамью подсудимых! Или Дмитрий Гуров из «Дамы с собачкой» — разве это положительный герой? Человек провожает в гимназию дочку, после чего тут же отправляется в гостиницу, где его ждет чужая жена. Потом он приходит домой, к супруге, на деньги которой живет, и рассказывает, что ему нужно ехать «по делам службы». Вы, женщины, жалеете таких героев, потому что это художественная литература и какие-то абстрактные мужчины. А был бы таким муж, вы бы совсем по-другому заговорили!

— А вам самому приходилось бороться с ревностью?

Как-то раз Гитана сказала: «Мы с тобой так долго прожили вместе, потому что ты половину этого времени провел в гараже, под своей машиной!» Как-то раз Гитана сказала: «Мы с тобой так долго прожили вместе, потому что ты половину этого времени провел в гараже, под своей машиной!» Фото: LEGION-MEDIA

А. В.: Этот вопрос решается очень легко — или ты доверяешь человеку, или нет. Следить за женой, держать ее при себе или бегать за ее поклонниками с пистолетом — не для меня. Поэтому я никогда не интересовался поклонниками Гитаны, главное: есть мы и мы — семья! Конечно, ссоры случались. Но между нами никогда не было сцен. Известный факт — многие цирковые артисты ругаются последними словами. От Гитаны я такого не слышал ни разу! Вот я могу пропустить какое-нибудь этакое словечко, хотя сейчас редко, чаще это случалось в молодости. Много «новых» выражений я выучил, когда служил по призыву при Театре Советской армии. А там, с одной стороны, офицеры, с другой — актеры, вот и разговоры соответствующие. Потом, когда уже отслужил и поступил в Московский Художественный театр, в быту долго не мог отучиться от ругательств, но все- таки справился.

С Джиной Лоллобриджидой и Сергеем Бондарчуком во время Московского международного кинофестиваля. 1973 г. С Джиной Лоллобриджидой и Сергеем Бондарчуком во время Московского международного кинофестиваля. 1973 г. Фото: РИА «НОВОСТИ»

А вообще могу сказать, почему мы редко ссоримся — дочь Маша этого не выносит. И мы не хотим ее расстраивать.

— Гитана Аркадьевна, когда родилась Маша, вы бросили цирк, чтобы ухаживать за дочкой. (Из-за врачебной ошибки дочь Баталовых с рождения страдает детским церебральным параличом. — Прим. ред.) Наверное, было очень нелегко?

Г. А.: Да, после рождения дочери я стала просто мамой и женой. Было много предложений работать, я могла бы не вылезать из-за границы, но все силы бросила на Машу. Конечно, я сильно изменилась, стала более боязливой. Но все же, думаю, я очень смелая женщина, если Машу воспитала. Дочка с детства много читает, посещает балет, театр. Мы путешествовали с ней по всему миру, и Алеша работал в Доме дружбы без зарплаты, чтобы только Маша могла ездить с ним.

«Образование я получал в вечерней школе. Посещение уроков было мучением, экзамены проваливал. Кем я мог стать с таким-то аттестатом? Только актером». 1962 г. «Образование я получал в вечерней школе. Посещение уроков было мучением, экзамены проваливал. Кем я мог стать с таким-то аттестатом? Только актером». 1962 г. Фото: РИА «НОВОСТИ»

Вместе они побывали во многих странах Европы. Мы старались, чтобы она увидела мир, жила нормальной жизнью.

А. В.: Она много сил положила на уход и воспитание дочери. Надо отдать должное и теще, которая, пока была жива, очень много помогала нам. Вот они вдвоем и сделали все для того, чтобы дочь нашла свое место в жизни. Ее талант проявлялся постепенно... Сначала Маша стала писать совершенно удивительные сказки, ни на что не похожие. И тогда мне захотелось создать рисунки к ее произведениям. Рисую я неплохо, когда-то брал уроки у самого Фалька. Карандашом сделал наброски, они дочери понравились, так мы вместе создали книгу «И быль, и небыль». А потом ее даже приняли в Союз писателей. Так что теперь имеем право ходить в ресторан при Доме литераторов.

«Я никогда никому ничего не доказывал. Если домой приходил человек, который даже не знал, что у меня больная дочь, я и не объяснял. Машины достижения — книги, сценарии, статьи — говорят сами за себя» «Я никогда никому ничего не доказывал. Если домой приходил человек, который даже не знал, что у меня больная дочь, я и не объяснял. Машины достижения — книги, сценарии, статьи — говорят сами за себя» Фото: ИТАР-ТАСС

(Улыбается.)

— Но если разобраться, стала бы жизнь Маши такой успешной, не будь она дочерью Баталова? Когда-то она сама написала: «Представляю, сколько унижений пришлось перенести отцу, чтобы немого и безрукого человека взяли во ВГИК…»

А. В.: Да, дочь Баталова по его просьбе приняли во ВГИК. Но дальше-то что? Никто Машу из уважения ко мне тянуть не будет. Уже после первого семестра все становится ясно и человека отчисляют. Тем более что я заведовал кафедрой актерского мастерства, а она поступила на сценарный факультет. Я просто попросил мастеров посмотреть Машины работы, и оказалось, что они неплохие. Все зависит от того, что ты напишешь, а посещение лекций — не главное. У Маши на курсе преподавал сам Норштейн, а диплом Маши был признан лучшим!

Впоследствии по одному из ее сценариев сняли фильм «Дом на Английской набережной».

Г. А.: Кстати, в этом фильме она рассказала историю своей бабушки, цирковой артистки. И за него получила приз на фестивале «Московская премьера».

— В России, к сожалению, отношение к людям с ограниченными возможностями оставляет желать лучшего. Вы не устали доказывать окружающим, что Маша полноценный человек?

А. В.: А я никогда никому ничего не доказывал. Если приходит домой человек, который даже не знает, что у меня больная дочь, я и не объясняю. Ее достижения — книги, сценарии, статьи — говорят сами за себя. Надо сказать и о том, что Маша с детства интересуется музыкой.

И сейчас ее приглашают в театр уже не как зрителя, а как музыкального критика, профессионалы ценят ее рецензии. Именно своим трудом дочь доказала, на что способна, ведь она работает день и ночь. Это и спасло ее! Именно то, что она нашла свое дело в жизни, помогло не отчаяться.

— Ваша дочь получила прекрасное образование. А вам самому война школу не дала окончить…

А. В.: Совершенно верно! Мои школьные годы пришлись на годы войны. Мама с тремя детьми уехала в эвакуацию, мы много переезжали с места на место. Я подрастерял знания. Поэтому, когда вернулся в Москву и снова начал ходить в свою школу в Лаврушенском переулке, пришлось тяжело. Посещение уроков стало мучением, экзамены я проваливал… Был вынужден оттуда уйти, а свое образование заканчивать в вечерней школе рабочей молодежи.

«Я уже не жду хороших предложений, сейчас телевидение совершенно вытеснило кино, все стало другим. Пусть зритель вспоминает те работы, что у меня были. Не стоит портить впечатление!» «Я уже не жду хороших предложений, сейчас телевидение совершенно вытеснило кино, все стало другим. Пусть зритель вспоминает те работы, что у меня были. Не стоит портить впечатление!» Фото: РИА «НОВОСТИ»

Так что посудите сами, кем я мог стать с таким-то аттестатом? Только актером. И теперь я часто говорю, что моя дочь знает намного больше меня.

Г. А.: А я вообще нигде не училась, кроме циркового техникума. В школу, конечно, бегала девчонкой, но это было так — лишь бы отвязаться! Десятилетку закончила, и на этом все. Меня интересовал только цирк. Сейчас-то я понимаю, что учеба очень важна. И поэтому я так остервенело учила Машу, просила педагогов приходить к ней из школы, и она, слава богу, пошла в отца. Я не так умна, как Алексей Владимирович, но наши качества соединились в дочке, и она стала умным и начитанным человеком.

— Алексей Владимирович, когда вы работали в Институте кинематографии, не было ли у домашних обиды, что вы чуть ли не ночевали во ВГИКе и все силы вкладывали в чужих детей, а на родную дочь времени не оставалось?

А.

В.: К счастью, не было. Ведь Гитана сама артистка и понимала, что этого требует дело, хоть работа действительно отнимала все время. Во ВГИК меня заманил Сергей Бондарчук. Сначала я был не уверен, что справлюсь, но уж когда согласился… Честно говоря, я не умею ничего делать вполсилы. Это ведь актерское мастерство, невозможно проводить занятия с часами в руках. Иногда репетировали какой-нибудь отрывок до ночи! Я нашел себя в этом деле, оно остается в моей жизни до сих пор. Сейчас я занимаю должность художественного руководителя актерского факультета, хотя, честно говоря, не знаю, могу ли называть себя актером, ведь не снимался уже лет пятнадцать.

— Значит, мы можем быть уверены, что не увидим вас в современном кино?

— Именно так!

Я уже не жду хороших предложений, сейчас телевидение совершенно вытеснило кино, все стало другим. Пусть зритель вспоминает те работы, что у меня были. Не стоит портить впечатление! К тому же у меня и без этого много занятий: преподавание, выступления, еще я спешу выпустить свою книгу, над которой сейчас активно работаю. Это многолетний труд, и в нем я расскажу обо всех замечательных людях, с которыми свела судьба… Например, мы очень дружили с семьей Юрия Никулина — одно время Гитана работала вместе с ним. Юрий Владимирович был невероятным человеком.

 «В фильме Иосифа Хейфица «День счастья» мой персонаж говорил: «Люблю» — к этому слову привыкли, как к старому халату. С ним нужно обращаться аккуратно». Со своим героем я полностью согласен» «В фильме Иосифа Хейфица «День счастья» мой персонаж говорил: «Люблю» — к этому слову привыкли, как к старому халату. С ним нужно обращаться аккуратно». Со своим героем я полностью согласен» Фото: LEGION-MEDIA

Воевал, причем попал на самый страшный фронт под Ленинградом. Много недель они, солдаты, просто жили на морозе! Представьте, зима, холод, из окопа не высунуться, потому что на той стороне реки постоянно держат под прицелом немецкие орудия. Я считаю, что свою главную и самую тяжелую роль Никулин сыграл именно там, на фронте.

Г. А.: Для нас, цирковых артистов, он был как отец. Заставлял поверить в себя, всегда помогал советом, да и делом. Скольких людей он выручил, хлопотал за них — не счесть! Его супруга Татьяна, талантливая артистка, неизменная ассистентка Никулина, была очень хорошей наездницей. Она даже пробовалась на главную роль в фильме «Гусарская баллада», но Юрий Владимирович не разрешил.

— Вы много бывали за границей, преподавали там... Не возникало мысли — взять и уехать?

— Боже сохрани! Я считаю, невозможно проживать за границей, не зная иностранных языков. Помню, я как-то гулял по Парижу, захотел есть, зашел в ресторанчик. Официант что-то мне говорит, а я не могу и двух слов связать, а показывать жестами — стесняюсь… В итоге сделал вид, что любуюсь красивой люстрой, а еда меня вовсе не интересует, поэтому голодный вышел обратно на улицу. Так что я никогда не буду чувствовать себя хорошо в другой стране, потому что иностранными языками не владею вовсе.

— Алексей Владимирович, накануне юбилея семейной жизни за что вам хотелось бы сказать спасибо жене?

А. В.: Я благодарен ей за то, что мои дела, моя жизнь и жизнь дочки всегда были для нее на первом месте. Хотя Гитана не меньше моего любит свою профессию! И она очень талантлива во всем, не только как артистка, но и как человек, как жена и мать. Поэтому спасибо ей можно говорить за многое. За то, что не предавала, за то, что пережила со мной тяжелое время, за то, что сидит у моей постели, когда я болею… А еще за то, что она родила и вырастила такую дочь!

Г. А.: Просто однажды я поняла, что достижения близких людей — они и твои тоже. Поэтому есть смысл вкладывать все силы в своего ребенка, в близких. И тем более, когда тебе за это говорят спасибо!

Фото Алексея Баталова


ПОПУЛЯРНЫЕ КОММЕНТАРИИ
  • Dadly

    #
    Было интересно прочитать) Спасибо журналу за интервью! "Девять дней одного года" и "Летят журавли"- любимые фильмы. Приятно,что в семье такое взаимоуважение и взаимопонимание!))Понятно,что жизнь прожить-не поле перейти),но они вместе, а все остальное,как мне кажется -не имеет значения. Здоровья любимому актеру!))
  • Siakka

    #
    Обожаю !!!!
  • yolka1

    #
    <<> Ага,я тоже подумала:вот читаешь интервью,где люди прошли вместе очень тяжёлую и вместе с тем интересную жизнь,а некие журналистские шавки в других интервью их грязью поливают(Анна,мы не забыли))))).Помню,как Прошутинская живописала,что единственной любовью всей жизни Баталова была её сестра.А с женой он так,из-за дочери больной жил.Но даже не это меня тогда неприятно поразило.Она позволила себе высказать такую мысль,что дочь родилась больной,так как жена всю беременность на лошади скакала...После этого я Прошутинскую не смотрю и не читаю,противно! А как называется эта статья? > > >>

  • #
    #comment#
  • Не удалось отправить сообщение
    Чулпан Хаматова Чулпан Хаматова актриса театра и кино, общественный деятель
    Все о звездах

    Биографии знаменитостей, звёздные новости , интервью, фото и видео, рейтинги звёзд, а также лента событий из микроблогов селебрити на 7days.ru. Воспользуйтесь нашим поиском по звёздным персонам.


    НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

    Загрузка...


    +