Александр Рапопорт: «После дебюта в роли чекиста я сыграл директора ЦРУ»

«Я спросил Данелию: «Георгий Николаевич, вы — мэтр, мне 55 лет, я молодой актер почтенного...
Нелли Скогорева
|
12 Марта 2023
Александр Рапопорт. Фото
Александр Рапопорт
Фото: Fotodom
Александр Рапопорт
В студенческие годы. Начало 1970-х гг.
Фото: из личного архива Александра Рапопорта

«Я спросил Данелию: «Георгий Николаевич, вы — мэтр, мне 55 лет, я молодой актер почтенного возраста, посоветуйте, как мне побыстрее войти в профессию? Мне некогда набивать студенческие шишки». — «Вы меня спрашиваете, по какой дороге вам лучше идти, чтобы там кошелек лежал? Смотрите под ноги. Но если серьезно, у вас такая фактура — идите на «Мосфильм» и там просто ходите по коридорам, со временем вас начнут окликать», — рассказывает актер и врач-психотерапевт Александр Рапопорт.

— Александр, вы актер театра и кино и одновременно врач-психотерапевт. Причем утверждаете, что для вас это две грани… одной профессии.

— Конечно. Психотерапевт — это режиссер, который может предложить собеседнику новую роль на сопротивление — поставить для него моноспектакль с его же участием. Подобрать человеку «как бы несчастному» роль человека «как бы счастливого». Он привыкает к новой роли, и начинает действовать система гениального режиссера, актера и педагога Михаила Чехова — человек становится счастливым в реальности. Я просто ставлю задачу и предлагаю инструменты для ее осуществления. Есть такое понятие — «режиссер-застройщик». Евгений Арье, Михаил Ефремов, Михаил Козаков, Владимир Меньшов — они все показывали актерам рисунок роли. Я в мельчайших деталях показываю собеседнику каждый его шаг, необходимый для достижения цели. Если мой подопечный в точности повторяет это, то для неудачи нет шанса — у человека меняется поведение, и, как следствие, он достигает желаемой цели.

— А когда вам в голову пришла идея совместить две разные профессии?

Александр Рапопорт с Георгием Данелией и его женой Галиной
«Данелия сказал: «У вас такая фактура — идите на «Мосфильм» и там просто ходите по коридорам, со временем вас начнут окликать». В принципе, так и случилось» С Георгием Данелией и его женой Галиной. 2000-е гг.
Фото: из личного архива Александра Рапопорта

— На четвертом курсе мединститута, в который я поступил по настоянию отца. Дело в том, что я с детства мечтал об актерской профессии. Маленьким читал стихи на стульчике, и папа мне говорил: «Сынок, ты талант­ливый, но профессия актера очень нестабильная и зависимая. Стань врачом, а потом делай что хочешь…» Моя бабушка была врачом, и отец сам до войны учился на зубного техника и одновременно в театральной школе. Папа говорил, что актером надо быть или знаменитым, или не быть совсем. И я, как послушный сын, поступил в Пермский медицинский институт, где, кстати, оказался в одной комнате общежития с отцом, который в это же время поступил в тот же институт. Я был не сильно этому рад и к четвертому курсу уже совсем было решил бросить учебу и пойти навстречу мечте — меня пригласили в знаменитый оркестр Олега Лундстрема в качестве вокалиста. Через два дня после этого приглашения у нас начался курс психиатрии, и я, увидев и услышав заведующего кафедрой Виктора Степановича Гуськова, похожего на артиста Андрея Попова, понял, насколько схожи профессии актера и психиатра. Я остался доучиваться, хотя стремление к актерству буквально жрало меня изнутри каждое мгновение моей жизни...

Первая картинка, возникающая в моей памяти с тех пор, как я осознал себя, — папа, который лежит в своей постели рядом с моим «спальным» сундучком в 15-метровой комнате. Он говорит: «Человек — это великолепно! Это звучит гордо». Папа репетирует роль Сатина в пьесе «На дне». И его монологи я слышал каждое утро. «Работай, работай, а для чего? Чтобы быть сытым?» «Сделай так, чтобы работа была мне приятна — я, может быть, буду работать... да!» И вот с этим я начал жить: живи так, как тебе хочется, делай то, что тебе приятно, это и будет счастье. Папа пришел с фронта — громкий, фактурный, стремительный. Он работал актером, но, так как денег не хватало, приходилось подрабатывать. Водолазом, токарем, буровым мастером — казалось, он умеет все. Конечно, я хотел быть похожим на отца.

Папа работал в Березниковском драматическом театре, за кулисами которого я провел все свое детство. Среди папиных сослуживцев был дядя Жора Бурков, который отличался тем, что хохмил с очень серьезным лицом. В этом театре вообще царила атмосфера, как сегодня говорят, прикола, стеба — все хохмили друг над другом и над собой. Это были 1950-е годы. Население Березников тогда состояло из двух частей. Первая — ссыльные, освобожденные из лагерей и их родственники, вторая — сотрудники МВД (в народе Березники называли городом без фраеров). Моя мужская жизнь, естественно, складывалась под влиянием этого «романтического» окружения. Во втором классе меня заметил учитель пения, и я впервые вышел на сцену с песней «Город над вольной Невой». Дальше был драмкружок в школе, потом в институте, причем вел его Петр Вельяминов, который позже стал знаменитым актером, сыграв главные роли в сериалах «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов».

После окончания медицинского института я вернулся в Березники, работал невропатологом, а потом психиатром, но в свободное время выступал в составе местного ВИА. Следующим серьезным этапом в жизни стал мой переезд в Москву, где я работал сначала врачом в знаменитой психиатрической больнице имени Кащенко, позже — дежурным психиатром по городу. В свободное время снимался в массовках, в том числе того же «Вечного зова». Нас звали «трехрублевики». В этот период у меня с властями предержащими обнаружились расхождения во взглядах на критерии показаний для неотложной принудительной госпитализации в психиатрические больницы. В результате меня «изъяли из обращения» на четыре года. Когда я вышел, мне захотелось начать все с чистого листа, но в Советском Союзе на тот момент, по моим ощущениям, это было невозможно. В итоге, пройдя восемь европейских стран, я со своей семьей оказался сначала в Барселоне, а потом в Нью-Йорке.

Михаил Танич с женой
Михаил Танич с женой Лидией Козловой. 2003 г.
Фото: Personastars.com

— И как в Америке реализовывались ваши творческие амбиции?

— В Нью-Йорке, уже будучи практикующим врачом-психотерапевтом, я приходил в русский ресторан, выпивал 50 граммов, шел к сцене и просил разрешения спеть. Музыкантам такое, как правило, не нравится. Они говорили: «Доктор, подходи после часа ночи». Я сидел за столиком и ждал. Как-то ко мне подсел руководитель одного из музыкальных составов ресторана «Националь» на Брайтоне Виктор Рябков (Рябина) и говорит: «Я вижу, у тебя сердце поет, а мне нужны деньги, давай запишем что-нибудь в профессиональной студии». И я спел «Белый лебедь на пруду». Он сказал: «Ну что, петь ты не умеешь, петь вообще сейчас мало кто умеет, но в ноты попадаешь, тембр приятный, давай попробуем». И познакомил меня с поэтом и композитором Игорем Газархом. Тот начал на базе моих рассказов выдавать песни, как жареные пирожки, — 12 штук. Мы выпустили альбом. Я очень потратился на него, он оказался для меня действительно «платиновым».

Потом был клип. А после режиссер Слава Степнов пригласил меня в свой театр STEPS на небольшую роль в спектакле по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Один из режиссеров англоязычной части труппы Дэвид Гидеон, преподававший в знаменитой школе Ли Страсберга, сказал: «Алекс, ты не хочешь посидеть у меня на занятиях?» Я говорю: «Шутишь? Я только об этом и думаю!» Это был шанс! Я, конечно, запустил работу психотерапевта и маниакально ходил на эти занятия. Месяца через три Дэвид подводит меня к руководству школы и говорит: «Это очень известный русский актер, у него нет диплома, но я его знаю, давайте психанем и примем его на двухгодичный курс». Кто-то спросил: «А сколько ему лет?» Дэвид ответил: «Этот вопрос дискриминационный и не имеет права на существование». И я стал ходить, оплачивая каждый семестр по 15 тысяч долларов. Там были удивительные педагоги, но самое сильное впечатление на меня произвели мастер-классы Аль Пачино, Мерил Стрип, Майкла Кейна. Когда я окончил курс, мне было 54 года…

Вообще, Нью-Йорк, кроме актерского образования, подарил мне много интересных встреч с творческими людьми из России. С некоторыми из них я продолжал общаться и в Москве, куда меня сначала пригласил шансонье Слава Медяник в 2000 году. Например, в Нью-Йорке я однажды встретил своего приятеля — легендарного Мишу Гулько — в компании с великим поэтом Михаилом Таничем. Попросил у Гулько телефон Танича. Приехал в Москву и позвонил ему: «Здравствуйте, я Александр Рапопорт, психотерапевт из Нью-Йорка, помните?» Он моментально бросает трубку со словами: «Мне не нужен психотерапевт». Я перезваниваю: «Михаил Исаевич, не вешайте трубку, я хочу взять у вас песню». — «Что значит — взять? Они денег стоят вообще-то». — «Конечно, я имею в виду — купить». — «Ну приезжай». Я поехал к нему на Садовую-Черногрязскую. Захожу — сталинская квартира с высокими потолками, стоит Михаил Танич и его жена Лидия Николаевна Козлова. На мне черное пальто и длинный белый шарф. Она поворачивается к нему и говорит: «О, а вот и Модильяни!» Я, естественно, ничего не понимаю. Мы прошли на кухню. На столе коньячок, закуска, в том числе любимая мною с детства медовая коврижка. Танич спрашивает: «Выпьешь коньячку?.. Понимаешь, я написал стихи и не знаю, кому их отдать — Кобзону, Лещенко, Леонтьеву? А у тебя фактура подходит, ты на Модильяни похож, и я подумал: может, тебе?» — «Конечно. А сколько стоит?» — «Да подожди ты, давай почитай и поживи с ними…» Ну а потом я послал эти стихи в Нью-Йорк Илье Словеснику, поэту и композитору, и он за ночь написал музыку. Дальше — запись на студии. Песню крутили на радио «Шансон». В результате я стал одним из лауреатов премии «Шансон года» в Кремле в апреле 2002 года.

Александр Рапопорт
«Актером я мечтал стать с детства. В свободное время снимался в массовках, в том числе того же «Вечного зова». Нас звали «трехрублевики» 2000 г.
Фото: Коммерсантъ/Fotodom

— С шансоном понятно. А как вы попали в кино?

— Именно после «Шансона года» меня пригласили на фестиваль «Кинотавр». Там я встретил Георгия Данелию (с ним я познакомился несколько лет назад на Неделе российского кино в Нью-Йорке) и его жену Галю. Я спросил его: «Георгий Николаевич, вы — мэтр, мне 55 лет, я молодой актер почтенного возрас­та, посоветуйте, как мне побыстрее войти в профессию? Мне некогда набивать студенческие шишки». — «Вы меня спрашиваете, по какой дороге вам лучше идти, чтобы там кошелек лежал? Смотрите под ноги. Но если серьезно, у вас такая фактура — идите на «Мосфильм» и там просто ходите по коридорам, со временем вас начнут окликать». В принципе, так и случилось. В первый раз попасть на съемку мне помогла Галина подруга — кастинг-директор Люся Великая. Она на Галин вопрос: «Скажи, это лицо можно не снимать в кино?» — посмотрев на меня, выдала судьбоносную фразу: «Завтра можешь?» Я говорю: «Люсь, я мог бы и вчера, и позавчера…» На следующий день я снимался в роли чекиста Кузнецова, на руки которого падал Ленин после покушения.

Роль Фанни Каплан играла Наташа Фомина из актерского агентства «МАКС», и в перерыве я к ней подошел: «Наташа, как встать на учет в ваше агентство?» Она: «Ты с ума сошел? У нас там только звезды. Но можешь просто прийти на «Мосфильм». Пришел, стою с ней в коридоре, разговариваю. Мимо пронеслась какая-то тетя и сердито глянула на меня. Как потом оказалось, это была Лариса Исаева, директор агентства. Спрашивает Наташу: «Это кто?» — «Артист из Америки». — «Давай его поставим на учет». Я вышел из «МАКСА», поехал на лифте, хотя всегда хожу пешком. Навстречу — женщина, поздоровалась со мной. Прихожу в гостиницу. Звонок: «Александр Григорьевич, здравствуйте, вы сейчас из лифта выходили, а я вам навстречу попалась. Я поду­мала, наверное, из «МАКСА», и там узнала ваш телефон. Мы вам предлагаем роль шефа ЦРУ в фильме «Зеркальные войны. Отражение первое». В этом фильме, кроме звезд российского кино снимались Арманд Ассанте, играющий моего заместителя, Рутгер Хауэр и Малколм Макдауэлл. Но знаменитым я проснулся после выхода сериала «Зона», где сыграл вора в законе. Меня стали узнавать, я получал письма со всех уголков мира, что продолжается до сих пор.

— А как вы стали актером театра «Современник»?

Александр Рапопорт с Владимиром Ильиным
С Владимиром Ильиным на съемках сериала «Горыныч и Виктория». 2004 г.
Фото: Кинокомпания «ДомФильм»

— Я играл в антрепризе, в спектакле по пьесе «Опасный поворот». У нас был тур с неплохими гонорарами по пяти городам. Я прилетел в Пермь. Звонок, продюсер говорит: «Пермь слетела». Через десять минут: «Екатеринбург тоже слетел». В общем, слетело все. Надо возвращаться в Москву. Еду в аэропорт с сумками, злой. Звонок, беру трубку: «Ну что, пи-пи-пи, еще слетело?» — «Александр, это Валентина Фотеева, зав. труппой театра «Современник». Вы в Москве?» Я говорю: «Прилечу через четыре часа, а что случилось?» — «Мы сейчас сидим с Галиной Борисовной Волчек, Евгением Михайловичем Арье, Сергеем Юшкевичем. У нас тут проб­лема с одной ролью, не можем подобрать актера. Сережа предложил вас. Приезжайте». Прилетаю в Москву, город весь в пробках, в мыле на метро мчусь в театр. Взлетаю на пятый этаж в репетиционный зал. Арье поднимает глаза: «Так, типаж мне подходит… Вы нас не подведете?» На мой непонимающий взгляд — с иронией: «Вы же там где-то снимаетесь?» — «Я перестану сниматься, дышать перестану», — отвечаю. Так 12 лет назад начался мой «Современник»...

Вспоминаю июль 1980 года — я тогда пошел на похороны Высоцкого, показал в оцеплении свои корочки дежурного психиатра, и меня поставили почему-то в делегацию театра «Современник». Вот что это? Ведь с юности, когда я думал о театре, всегда почему-то представлял именно «Современник»… Кстати, приз «Золотой гриф» на «Шансоне года» мне вручал Никита Высоцкий, с отцом которого я был знаком с 17 лет… Там, наверху, что-то действительно происходит…

Галина Борисовна с первых дней репетиций много и подолгу со мной разговаривала, очень тепло ко мне относилась, повторяла: «Считай, что здесь, в театре, ты дома». Валентин Иосифович Гафт, еще не видя меня на сцене, подарил мне свою книгу и подписал: «Александру! С удовольствием подписываю эту муть! Вы — замечательный артист, это видно сразу». Через год я сыграл еще одну роль в «Осенней сонате» режиссера Екатерины Половцевой, потом была «Дама» (режиссер Анджей Бубень) и позже «Дюма», поставленный Михаилом Ефремовым.

— Значит, случайностей нет, все закономерно?

Александр Рапопорт с Никитой Высоцким
С Никитой Высоцким. 2009 г.
Фото: Photoxpress.ru

— Я же традиционный врач, я говорю так: мы наблюдаем за другими планетами, можно предположить, что за нами тоже наблюдают. Факт удачи важен, но если ты не ходишь в те места, где удачу раздают, то удача тебе на голову не свалится. Я же все время бурил эту скважину — и в Березниках, и в Нью-Йорке, и в Москве. Помните известную фразу: «Скромность украшает человека»? Приехав в Нью-Йорк, я увидел плакат с другими словами: «Скромность — путь к неизвестности». Я осознаю, что мой подход не всем близок. Был случай. Я позвонил режиссеру и сказал ему: «Я знаю, что ты ставишь спектакль, ничего там для меня не найдется?» Он мне ответил: «Знаешь, может быть, там есть персонаж, все зависит от того, кто будет партнером. Но спасибо, что ты мне напомнил о себе». Я знал, какого артиста он хотел взять на главную роль. У нас с этим человеком были непростые отношения. Я позвонил ему: «Ты не возражаешь, если я буду играть в этом спектакле?» На что он мне ответил: «Ты что, позвонил режиссеру? Так не делают, надо ждать, когда повесят распределение ролей». Я говорю: «Это тебе можно ждать, а про меня могут не вспомнить». Надо напоминать о себе. Я периодически звоню и продюсерам, и режиссерам, и кастинг-директорам и много ролей получил благодаря этому. И что тут страшного?

— Вопрос к вам как к психотерапевту: актеры — что это за люди по психотипу?

— В ответе я воспользуюсь одной из профессиональных классификаций: истероид, шизоид, астеник, гипертим, эпилептоид. У подавляющего большинства актеров преобладают черты истероидного психотипа.

— Расшифруйте.

Александр Рапопорт с Галиной Волчек
С Галиной Волчек. 2019 г.
Фото: из личного архива Александра Рапопорта

— Это человек, вокруг которого должен крутиться мир. Ему нужна аудитория, без нее он не существует. Один из мотивов прихода в эту профессию — быть одобренным, любимым, узнаваемым и тому подобное. И если какой-нибудь актер мне говорит: «Как я не люблю, когда кто-то подходит, фотографируется, берет автографы», я отвечаю: «Не надо ля-ля своим ребятам». Конечно, если бы я стал актером в молодости, не знаю, как сложилось бы. Но сейчас могу сказать твердо: мне приятно, когда узнают, берут автографы, фотографируются. И хотя той остроты, которая была поначалу, конечно, нет, но все равно приятно. Я отношусь к себе легче, чем большое количество актеров, видимо, по причине прихода в профессию в позднем возрасте. Это огромная проблема людей вообще и артистов в частности: нельзя относиться к себе чрезмерно серьезно, надо самоиронию включать. И к жизни надо относиться легче, как к игре. Возвращаясь к классификации: есть несколько актеров, их можно по пальцам перечесть, у которых превалировали признаки шизоидного психотипа. Например, Солоницын, Кайдановский, Самойлова. Шизоид пребывает в своем мире и не парится по поводу того впечатления, которое производит.

Например, одевается, как ему удобно, а не как модно, ведет себя, как ему комфортно. Окружающими он воспринимается как человек немножко «с приветом». Но нельзя путать диагноз и психотип. Психотип — это некая личностная особенность. Смоктуновский, который всю жизнь играл шизоидов, был истероидом в жизни. А Татьяна Самойлова — шизоид и в жизни, и во всех своих ролях. В последние годы мы с ней периодически встречались в компаниях. Она была приветливая, хотя очень часто актер в быту зажат и только на сцене раскрывается. На сцене он такой, какой и есть на самом деле. А в жизни он в «коконе» — в том образе, который ему кажется правильным. На самом деле это зажим. И это бывает даже с великими, звездными артистами. Для того чтобы это понять, надо быть и актером, и психотерапевтом в одном лице. Я, общаясь с актерами, режиссерами, всегда замечаю, кто в образе, а кто такой, какой есть. К примеру, Володя Ильин, с которым я снимался, до встречи представлялся мне человеком немножко закрытым, а на самом деле оказался очень дружелюбным, открытым и юморным. Стеклов Володя тоже такой, какой есть, он не в образе.

— В силу конкуренции актерам свойственна зависть к коллегам. Вы сталкивались с этим?

— Есть ли у меня чувство белой зависти? Это даже не зависть, а сожаление, что не я это сделал. Стимул, чтобы искать, черпать, наблюдать. Майкл Кейн, у которого я учился, говорил: «Знаешь, чем отличается хороший актер от плохого? Количеством штампов. Хороший актер — он разный, потому что обладает большим набором приспособлений, техник и, главное, умением включать их по щелчку». Что я и проповедую своим собеседникам в психотерапевтической работе — включать разные масочки-красочки. Можно же по-разному заплакать, огорчиться, посмеяться, уйти в себя. Тот же Майкл Кейн повторял: «Если вам понравилось что-то у Де Ниро или Аль Пачино, своруйте (только он употреблял более смачное слово) это, потому что, я вас уверяю, они тоже это у кого-то своровали. Но только воруйте у лучших».

Александр Рапопорт с Еленой Плаксиной
«Майкл Кейн, у которого я учился, повторял: «Если вам понравилось что-то у Де Ниро или Аль Пачино, своруйте это, потому что, я вас уверяю, они тоже это у кого-то своровали» С Еленой Плаксиной в спектакле театра «Современник» «Осенняя соната». 2012 г.
Фото: РИА Новости

Что касается меня, я часто спрашиваю партнеров: как это надо сделать? Немногие мне что-то показывают — Сережа Юшкевич, Марина Неелова, Алена Бабенко, а кто-то говорит: «Перестань дурака валять, ты сам все знаешь». Маша Аронова как-то спросила меня: «Ты умеешь смеяться и плакать «технически»?» Я говорю: «Умею». А она: «Ни хрена ты не умеешь!» И показала мне, как надо «технически» смеяться и плакать. Учиться у коллег всегда приятно. Я помню, много лет назад, когда начался скандал с Анастасией Волочковой, я во время интервью с великой Майей Плисецкой спросил о ее взгляде на эту ситуацию. Майя Михайловна ответила: «Красивая баба, пусть делает что хочет». На ее месте кто-то другой мог бы позавидовать и молодости, и красоте…

— Вернемся к «Современнику». Как специалист по внутрисемейным отношениям, что вы скажете о знаменитом любовном треугольнике Даль — Дорошина — Ефремов?

— Профессиональная этика не позволяет обсуждать эти отношения, тем более что я не знаю никаких подробностей, деталей. Но приведу другой пример из классики: Каренин — Анна — Вронский. В нравственном отношении, с моей точки зрения, самая спорная фигура там — Анна. Зададимся вопросом: что было бы, если бы Каренин развелся с ней? Понятно, что тогда она вышла бы за Вронского. Но стал бы этот брак счастливым? По моему глубокому убеждению, он был обречен и продлился бы недолго. И еще ни в коем случае нельзя вступать в отношения не со «своим» человеком — категорически. А как угадывать «своего» человека, я учу на своих тренингах. Огромное количество людей, вступающих в отношения, не думают о будущем, не думают о партнере, а думают о себе и своем сию­секундном мотиве. Таким мотивом может быть желание поднять самооценку, получить материальную выгоду, бросить вызов себе и социуму.

— Интересно. А если рассмотреть треугольник, где две женщины и один мужчина?

Александр Тютин, Александр Рапопорт, Ольга Ломоносова и другие
«В первый раз попасть на съемку мне помогла подруга жены Данелии — кастинг-директор Люся Великая. Посмотрев на меня, она выдала судьбоносную фразу: «Завтра можешь?» Я говорю: «Люсь, я мог бы и вчера, и позавчера…» На следующий день я снимался в роли чекиста Кузнецова, на руки которого падал Ленин после покушения» Александр Тютин (Ленин), Александр Рапопорт (чекист), Ольга Ломоносова (Софи Куратова ) и другие в сериале «Моя Пречистенка». 2006 г.
Фото: из личного архива Александра Рапопорта

— Возьмем сюжет фильма «Осенний марафон». Здесь треугольник Нина — Бузыкин — Алла. Мог бы Андрей Бузыкин развестись со своей женой Ниной? Думаю, нет. Мне представляется, что этот треугольник обречен на вечное существование. Бузыкин — Басилашвили не развелся бы с женой, потому что сам процесс объявления жене, что он уходит, для него трагичен, тягостен. Последствия этого шага для него более ужасны, чем существующие отношения втроем, он бы на это не пошел. С точки зрения героини Натальи Гундаревой, факт брака важнее, чем установление какой-то правды. Вроде есть терпимые отношения в семье — они муж и жена. Несмотря на то что она постоянно говорит, что так жить не может, и даже уходит, эта женщина не готова остаться одна. То есть морально-нравственные критерии приносятся в жертву социальной значимости брака. А персонаж Марины Нееловой — Алла — с самого начала же понимала, что мужчина женат и их отношения никуда не приведут. Но она, тем не менее, соглашается на эту роль и дает себе возможность быть обманутой в надежде, что это когда-то прекратится.

На самом деле она обманывает сама себя — это, может, и прекратилось бы в ситуации с мужчиной, который является человеком поступка. Но такой человек еще в момент зарождения треугольника не дал бы отношениям развиться. Или, если бы он влюбился в женщину, пришел бы и сказал жене: «Я влюбился, я ухожу». Бузыкин этого не сделал, и непонятно, что может заставить его сделать это позже. Чтобы такая ситуация разрешилась, она должна перестать быть терпимой для кого-то из троих. Для этого тоже есть поведенческие алгоритмы. Например, жена и любовница, объединившись, договариваются и ставят мужика, в общем безвольного, в ситуацию выбора — или сюда, или туда, болтаться посередине больше не будешь. Правда, безвольный мужчина, оказавшись в состоянии фрустрации, может поступить и так: знаете что, девочки, я вижу, что вы хорошо общаетесь, вот и продолжайте, а я пойду дальше. И в этот момент, теоретически, одна из женщин может включить мудрость, правильную тактику, возможно посоветовавшись с психотерапевтом, и перехватить мужчину.

Есть такая шутка: жены мужчин, у которых возникают внебрачные связи, считают, что муж любит ее, а ходит «налево» из-за свободного времени и избытка тестостерона. Любовница считает, что он любит ее, а к жене возвращается из-за поглаженного белья, котлет, стабильности, спокойствия и прочего комфорта. А на самом деле мужчина любит себя и делает то, что комфортно ему. И как только чувство комфорта проходит, ищет новый его источник.

— Актрисы красивые, успешные, конкурентоспособные часто остаются несчастными в личной жизни. Как вы это объясняете?

Александр Рапопорт
В роли кардинала Ришелье в спектакле театра «Современник» «Дюма». 2019 г.
Фото: Сергей Петров

— Дело вот в чем. Существуют определенные социальные роли — мужская и женская. Но главная печальная тенденция сегодняшнего времени — поведенческая маскулинизация женщин и феминизация мужчин. Приходит ко мне такая женщина «со стержнем» и говорит: «Как же хочется, чтобы кто-то положил мне руку на плечи и сказал: «Я позабочусь обо всем». Я отвечаю: «Ты же не даешь этому произойти, потому что у тебя в голосе, в подаче, в пластике, в намерении — Екатерина Вторая». Очень многие женщины, становясь актрисами, в личном плане настолько погружаются в ощущение профессии, что, уходя с работы, забывают «уйти с работы». В таких случаях я им говорю: «Ты с броневичка-то слезай». А «слезание с броневичка» дома для актрис труднее всего.

В актерской профессии твой профессиональный рост, твои амбиции предполагают первенство. Ты привыкаешь быть лидером, паровозом, генералом... И вот надо прийти домой и превратиться из примы в обычную женщину, то есть, по сути, из «головы» в «шею», а неохота — только что зал рукоплескал… Когда я работаю с такими, говорю: «Ты же актриса — умеешь входить в другие состояния. Побудь дома удивляющейся, радующейся, чего-то не умеющей, не знающей». Частый ответ: «А чего спрашивать? Что я, дура, что ли?» — «Ну, тогда иди и живи одна. Или живи с человеком, который будет под тобой».

— Неужели не бывает исключений? Есть же прочные актерские браки?

— Счастливые исключения, конечно, случаются, но это зависит уже от мужчины. Хорошо, если удается найти мужа, который осознает, что значит быть женатым на актрисе, и принимает положение вещей. Но таких подавляющее меньшинство. Могу привести в пример Марию Аронову. Маша рассказывала, что ее муж Евгений взял на себя весь быт. Он не тяготится этим, даже наоборот, и при этом остается главой семьи. То есть не она его принудила, а он сам с большим удовольствием и азартом взял на себя этот труд. Поэтому у них такой счастливый союз.

Александр Рапопорт
«Актер — это человек, вокруг которого должен крутиться мир. Ему нужна аудитория, без нее он не существует. Один из мотивов прихода в эту профессию — быть одобренным, любимым, узнаваемым. И если какой-нибудь актер мне говорит: «Как я не люблю, когда кто-то подходит, фотографируется, берет автографы», я отвечаю: «Не надо ля-ля своим ребятам!» В сериале «Чтец». 2015 г.
Фото: Пресс-служба телеканала ТВ-3

— Итак, вы были успешным психотерапевтом, затем артистом. Что вы еще хотите сделать в жизни?

— По-хорошему — написать книгу и по ней снять фильм. Я считаю, что моя достаточно уникальная история могла бы послужить стимулом для многих сомневающихся в себе людей. Мой друг Андрей Максимов — писатель, журналист, драматург, режиссер и телеведущий — сказал мне как-то: «Саша, ты будешь преступником, если не напишешь книгу». И я с ним согласен. Для этого нужно всего-навсего начать работать над новой ролью — рассказчика...

Вдохновляющие подарки к Новому году от Newby Teas
Подарочный набор «Селестиал» – приглашение в мир античных легенд. Его роскошное оформление в сине-золотых тонах переносит в эпоху богов Олимпа. Внутри вас ждет 12 уникальных купажей Newby, среди которых Нефритовый Улонг, Верхний Ассам, Масала Чай и другие. Подобно олимпийским богам, каждый сорт обладает собственным, ни на что не похожим характером – от цветочной нежности до выразительной терпкости. Как и Апполон, Зевс и Афродита, чьи образы вдохновили дизайнеров Newby на создание набора, каждый чай олицетворяет вневременные ценности. Особое внимание заслуживает экологичная упаковка каждой пирамидки из биоразлагаемого материала, компостируемого даже в домашних условиях.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая