Аким Салбиев: «Режиссера Сергея Герасимова вырастила Тамара Макарова»

Павел Соседов
|
08 Сентября 2024
Тамара Макарова и Сергей Герасимов
Тамара Макарова и Сергей Герасимов 1981 г.
Фото: РИА Новости

«В 1946 году на Венецианском фестивале после триумфального показа фильма «Каменный цветок» Тамаре Макаровой предложили сняться в Голливуде в роли Анны Карениной, но она отказалась. «Каренина для меня чуждый, неприятный образ, — говорила Тамара Федоровна. — Не люблю таких — порабощенных страстью женщин», — о своих учителях Герасимове и Макаровой рассказывает режиссер Аким Салбиев.

— Аким, Тамара Макарова и Сер­гей Герасимов вошли в историю отечественной культуры не только как выдающиеся кинематографисты, но и как непревзойденные педагоги. У них учились и вы. Правда ли, что Тамара Федоровна устраивала уроки этикета, а на самом деле подкарм­ливала студентов?

— Я учился в их последнем наборе, у нас это уже не практиковалось, а вот на предыдущих курсах — да, потому что тогда студенты жили впроголодь. Хотя мы от старших товарищей, конечно, слышали про кастрюли сарделек, которые Тамара Федоровна приносила в институт и учила голодных студентов, среди которых были Николай Губенко и Сергей Никоненко, как правильно держать вилку с ножом… Но и мы постоянно бывали в гостях на обедах у наших мастеров, и Тамара Федоровна наблюдала за нами. И если было необходимо — поправляла. Их авторитет для нас был непререкаем, мы любили их, как родителей. Достаточно было только слова с их стороны, и человек становился другим.

— А пельмени вместе с Герасимовым вы лепили? Говорят, это тоже было традицией.

— Конечно. Но в первый раз с этим вышел казус. Дело в том, что Сергей Аполлинариевич всегда делал смешанный фарш — половина свинины и половина говядины. А я, хоть и христианин, свинину не ел. Я вырос в Северной Осетии на границе с Кабардино-Балкарией, и в знак уважения к соседям мы никогда не держали поросят. Я первый раз в жизни поросенка увидел в 18 лет в зоопарке. Вот и Герасимову я сказал: «Не буду лепить — мне нельзя трогать свинину». И он тогда шлепнул мне отдельно порцию говяжьего фарша и сказал: «На, лепи себе отдельно». Кстати, герасимовские пельмени прославились на весь мир благодаря Федерико Феллини. В Римини до сих пор есть пельменная «А-ля Герасимов», которую открыл знаменитый итальянский режиссер.

Не только мы в гости к своим мастерам — Герасимову и Макаровой — ходили, но и они заглядывали к нам в общежитие. Можно сказать, с инспекцией. И тоже вышел казус со мной, когда они в первый раз зашли нас проведать. Элитные высотные общежития достались ВГИКу после Олимпиады 1980 года — в старой общаге шел ремонт. Я тогда жил один в комнате с отдельным санузлом. И вот без предупреждения ко мне входит Герасимов, а я сижу на унитазе и с выражением читаю: «От Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР, Центральный Комитет извещает, что на 74-м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Константин Устинович Черненко». 

Читая передовицы, я оттачивал технику речи — у меня же был акцент. Как же Сергей Аполлинариевич хохотал! Остановиться он не мог, побежал в комнату к девчонкам, где была и Тамара Федоровна. Его спрашивают: «Что случилось?» — «Не могу сказать, надо Салбиева спросить». Я пришел с газетой. Он просит: «Можешь прочитать на бис?» Я согласился. Тамара Федоровна не смеялась, но сказала: «Я всегда знала, что Аким умеет читать с выражением». Корректная и недоступная, она держала дистанцию со всем кинематографом. Во ВГИКе ходили легенды о ее тосте «За Октябрьскую революцию!» И никто не мог понять, с иронией она это говорила или нет. Ведь ее отец был царским офицером, врачом лейб-гвардии гренадерского полка в Царском Селе. После революции его объявили умершим. Но на самом деле он остался жив, просто исчез, ушел из семьи, чтобы не осложнять детям жизнь. А забота о младших детях легла на мать и старшую Тамару. Одну из сестер — Людмилу — Тамара Федоровна опекала до конца дней. Ее детей Артура и Эмму она усыновила, когда в войну арестовали мужа Людмилы, немца по происхождению.

Интересный факт

Аким Салбиев — народный артист Северной и Южной Осетии, заслуженный деятель искусств России. В его фильмографии не только художественные и документальные фильмы. Аким был режиссером таких глобальных мероприятий, как «Москва-850», ­«70 лет Великой Победы». С 2000 года Салбиев проводил Открытый российский и международный фестиваль «Владикавказ» имени Сергея Герасимова, на котором в первые годы его существования собирались до 20 народных артистов СССР. Форум посещали и все многочисленные ученики Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Аким Салбиев
«Когда Тамара Федоровна в конце первого курса подводила итоги года, открыла тайну моего поступления: «Сергею Аполлинариевичу очень понравились рассказы Салбиева, которые тот прислал на творческий конкурс. Герасимов мне тогда сказал: «Если парень сам это написал, то я его обязательно возьму!» Режиссер Аким Салбиев
Фото: Фото из личного архива Акима Салбиева

— А как они воспитывали учеников?

— Был у них свой метод, в основе которого был принцип злого и доброго следователя. То есть если кого-то из учеников любит и выделяет Герасимов, то с ним строга Тамара Федоровна, и наоборот. И я это на себе испытал. Я поставил новеллу «Моцарт и Сальери» по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Специально ездил в Гостелерадиофонд, где нашел музыку Сальери. А ведь его музыка — потрясающая, такая пасторальная! И я доказывал, что Сальери не убивал Моцарта, это Пушкин пошутил. У Сальери были гениальные ученики: Бетховен, Шуберт, Лист. Моцарт не был ему конкурентом. Короли менялись, а Сальери оставался при дворе. Все моей постановке кричали: «Браво!» А Тамара Федоровна сказала: «Сырая работа». Я был огорчен. Только потом, через много лет она призналась: «А ты думаешь, мне легко было искать изъяны в твоей блестящей работе?»

— Студентов наказывали за провинности?

— Был у нас скандал на втором курсе, когда Герасимов хотел распустить наш курс. Такого в истории Всесоюзного Государственного института кинематографии не было никогда! Герасимов кричал: «Все пойдете на улицу! Отправитесь по своим родинам, по кишлакам!» Мне сказал: «А ты уйдешь на курс к Згуриди, в научно-популярное кино!» Не поднималась у него рука меня выгнать.

— А в чем была причина скандала?

— Если сказать грубо — мы обор­зели, как это нередко бывает с молодыми актерами и режиссерами. В то время во ВГИКе параллельно с нашей работали мастерские Баталова, Матвеева, Джигарханяна, Бондарчука и Скобцевой, Хуциева, Таланкина, Наумова, Озерова — что-то невероятное! Живые классики ходили по коридорам института. Но мы никого не ценили, считали себя гениальными, а на других студентов и даже педагогов смотрели снисходительно. Я был председателем профкома, и мне однокурсники писали заявления на оказание финансовой помощи в связи с дороговизной лекарств. Я подписывал, и мои товарищи получали по 25 рублей в кассе. На эти деньги три недели можно было жить. И однажды меня ректор вызвал: «Не часто ли «герасимовцы» болеют?» А я ему и ответил: «Ну ВГИК же держится на курсе Герасимова». — «Идите вон из моего кабинета», — сказал ректор. Это был легендарный Виталий Николаевич Ждан, доктор искусствоведения, в свое время служивший советником по вопросам культуры посольства СССР во Франции… Когда до Герасимова наши разговоры и проступки стали доходить, он пришел в ярость. Но никого, конечно, не отчислил — просто мастерски спустил нас с небес на землю.

— А как вы, провинциальный мальчик, поступили во ВГИК к великим педагогам?

Петр Глебов и Зинаида Кириенко
«Я был младшим из четырех детей, но мне не запрещалось смотреть взрослые картины. Не могу забыть колоссальное впечатление, которое на меня произвел «Тихий Дон» Сергея Герасимова — там такие страсти кипели!» Петр Глебов и Зинаида Кириенко в фильме «Тихий Дон». 1957 г.

— Я мечтал учиться только у них и три года после школы ждал, пока Герасимов и Макарова выпустят курс, набранный в 1978 году. На том курсе учились, например, красавица Марина Левтова, которая после стала супругой моего однокурсника Юрия Мороза… Я поехал в столицу поступать, когда Сергей Аполлинариевич и Тамара Фе­доровна начали набирать новый курс.

— И он стал их последним, восьмым по счету…

— За свою педагогическую биографию Герасимов и Макарова выпустили не восемь, а девять курсов. Просто первую свою мастерскую они набрали не во ВГИКе в Москве, а еще в Ленинграде. Тог­да их учениками стали Петр Алей­ни­ков, Георгий Жженов, Олег Жаков, Ва­лен­тина Телегина. Я же попал в их вось­мую, и последнюю, мастерскую во ВГИКе.

— Почему вы хотели учиться именно у них?

— В осетинском селе Эльхотово, где я родился, было всего три-четыре телевизора на 10 тысяч человек. Один из них — у нас дома. Папа служил зав. гаражом на крупнейшем заводе, и он считал, что дом должен быть полной чашей — много детей, всегда хороший стол, гости, и телевизор стал органичным дополнением к его идиллической картине мира. Поэтому у нас собирались односельчане посмотреть фильмы. Я был младшим из четырех детей, но мне не запрещалось смотреть взрослые картины. Не могу забыть колоссальное впечатление, которое на меня произвел «Тихий Дон» Сергея Герасимова — там такие страсти кипели! Все говорили об этом кино, обсуждали. Вот тогда я и решил: буду режиссером! Папа спросил: «Почему?» — «Хочу тоже истории с экрана рассказывать», — ответил я. «А какие, — говорит, — истории?» — «Про нашу семью». — «А что про нашу семью рассказывать?» — «А я про тебя все знаю, папа», — хитро сказал я. Тут отец поднес палец к губам: «Тихо-тихо, а то денег не дам!»

Мне все говорили: «Ты не поступишь во ВГИК, потому что Герасимов берет на режиссуру только людей с первым высшим образованием». Я же успел отучиться на филологическом факультете только год. И все же меня взяли.

— Как Герасимов и Макарова проводили экзамены? Оба сидели в комиссии?

Интересный факт

Выпускниками первой мастерской Герасимова и Макаровой во ВГИКе стали Татьяна Лиознова, Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Клара Лучко, Евгений Моргунов, Людмила Шагалова. Этот курс назвали «молодогвардейским», потому что мастер поставил со своими учениками дипломный спектакль по роману Фадеева «Молодая гвардия», а позднее и экранизировал его. Большинство вчерашних студентов получили за картину Сталинскую премию, Герасимов даже вычеркнул из списка лауреатов свою жену, чтобы премию получила Людмила Шагалова.

Тамара Макарова
«Утонченная, изощ­ренная, выверенная, в ней достаточно и холода, и любви — она как Марлен Дитрих» Тамара Макарова в фильме «Каменный цветок». 1946 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

— Не только Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна, но и их бывшие ученики приходили на экзамены, например Наталья Бондарчук. Герасимов со всеми абитуриентами на первом туре подолгу разговаривал — минут по 20—30. Когда же я оказался перед ним, он сказал: «Пушкин!» Я подумал: ну зачем он подкалывает бедного осетина, который и так трясется от волнения. И спросил вслух: «В каком смысле?» — «А у меня, — ответил режиссер, — сценарий есть о Пушкине. Вот если поступишь, то сыграешь главную роль». — «Да, пожалуй, я сыграю», — мечтательно сказал я. Тамара Федоровна вскинула бровь: «А вы что, уже поступили?» Они проверяли нашу фантазию. Например, давали репродукцию картины и просили придумать предысторию к ее сюжету и его последующее развитие. На моей картинке был изображен старый дом, отец с сыном… Я моментально придумал рассказ. Сергей Аполлинариевич, выслушав мою историю, сказал: «Спасибо, хватит, иди». А Тамара Федоровна: «Как — иди? Вот вам воображаемый телефон, позвоните маме и поговорите с ней. Мы хотим ваш родной язык услышать». Я говорю: «А что мне маме сказать?» — «Ну расскажите, как идут экзамены». — «А как они идут?» — наивно спрашиваю.

Я вышел из аудитории минут через семь. Ко мне из абитуриентов даже никто не подошел — ведь на всех остальных у экзаменаторов уходило по полчаса. Видимо, со мной Герасимову было все понятно — он увидел потенциал. Режиссуре нельзя научить — это не ремесло. И теперь об этом я уже сам говорю своим студентам — я выпустил две актерско-режиссерских мастерских в академии Натальи Нестеровой. Режиссура — это и характер, и позиция, и мировоззрение, и настроение, и поступки… До сих пор помню интонации заведующей кабинетом режиссуры, которая вышла объявлять результаты: «Ко второму туру допущены… Простите, допущен один Салбиев». И все тридцать человек, которые прослушивались в этот день, ТАК на меня посмотрели. «Сейчас будут бить», — решил я и сиганул вниз через три ступеньки…

— А следующие туры?

— На втором туре мы писали письменную работу — сочинение на заданную тему. И я придумал рассказ: война давно закончилась, а мать все ждет своего сына. Ей уже давно за 70, но всякий раз, когда с большака к ним сворачивает машина, она выходит — а вдруг это он? Эта история так растрогала Герасимова… А на третьем туре был снова разговор-коллоквиум с Сергеем Аполлинариевичем. Я сел перед ним, а он ничего не спрашивает, лишь молча смотрит на меня с улыбкой, разглядывает, изучает. Потом сказал: «Иди, но будь осторожен». Я встал и вышел, но так и не смог понять, что бы это значило. У других-то он спрашивал: «Кто любимый режиссер? Какое любимое кино? Почему?»

— Среди «герасимовцев» предыдущих наборов были Сергей Бон­дарчук, Инна Макарова, Татьяна Ли­оз­нова, Клара Лучко, Людмила Гур­ченко, Зинаида Кириенко, Лариса Лу­жина, Сергей Никоненко, Наталия Бе­ло­хвостикова, Наталья Гвоздикова и многие другие. А кто учился в вашей группе?

— Всего 16 студентов — восемь актеров и восемь режиссеров. На курсе я оказался самым младшим — например, Юрий Мороз, Дима Золотухин и Надя Репина пришли учиться режиссуре, уже окончив актерские факультеты. На актерском учились Ольга Машная, сын Владимира Пав­ло­вича Басова — Саша Басов, сын азербайджанского писателя Мак­суда Иб­ра­гимбекова — Мурад Ибрагимбеков, Геннадий Сидоров и Лариса Са­дилова, которые в итоге тоже пошли в режиссуру. И, конечно, Юрий Кара.

Я приехал учиться с небольшим опозданием, когда все уже были «на картошке». Меня вызвал проректор: «Будете работать на ремонте общежития». И первое задание, которое я получил, — купить три килограмма гвоз­дей «соток». Я пришел в хозяйственный магазин: «Сотки» есть?» — «Соток» нет, есть «полтинники». Я решил, если «соток» нужно три килограмма, значит, «полтинников» — шесть. Купил. Возвращаюсь к проректору: «Вот шесть килограммов «полтинников», «соток» не было». А он: «Ты ненормальный, что ли?! Иди отсюда, чтобы я тебя больше не видел!» И целый месяц я гулял по Москве. Но на самом деле я был ответственным парнем, цельным. Понимал, что спустился с гор для того, чтобы подняться на другую вершину. И я целиком и полностью все четыре года был предан ВГИКу.

Сергей Бондарчук и Сергей Герасимов
Сергей Бондарчук и Сергей Герасимов в фойе Дворца съездов. 1972 г.
Фото: Александр Коньков/ТАСС

Когда Тамара Федоровна в конце первого курса подводила итоги года, открыла тайну моего поступления: «Сергею Аполлинариевичу очень понравились рассказы Салбиева, которые тот прислал на творческий конкурс. Герасимов мне тогда сказал: «Если парень сам это написал, то я его обязательно возьму!» И все однокурсники захотели почитать мои рассказы, в которых не было ничего вымышленного. Я написал про свою жизнь, про жизнь нашей семьи — как и обещал когда-то папе.

— В чем заключался герасимовский метод обучения?

— Его главное послание — учитесь удивляться и быть отзывчивыми. Он говорил: «Зачем человек живет? Чтобы видеть!» И он учил нас видеть, наблюдать, повторять. Это школа переживания, не школа Станиславского. Даже в отрицательном герое ищи что-нибудь положительное. Герасимов не любил черное, белое. Он искал оттенки. Был гуманистом, говорил: «Любой человек может быть актером, но не каждый актер — Человек!» Поэтому весь его кинематограф педагогичен и с человеческим лицом. Я не говорю про экранизации: «Красное и черное», «Тихий Дон», «Молодая гвардия», «Маскарад». Я говорю про его авторское кино: «У озера», «Журналист», «Любить человека»… Почти девяносто лет назад была снята картина «Семеро смелых», но сколько в ней драйва, азарта, жизни, любви! Герасимов любил…

— Любил жизнь?

— Да, очень.

— Влюблялся в студенток?

— Конечно, влюблялся. А как же? Он же живой человек. Но Тамара Федоровна была мудрейшей женщиной. Она на подобные увлечения супруга закрывала глаза. Они прожили огромную, уникальную, интересную совместную жизнь — вместе достигали успеха, и брак их для многих стал образцовым. Познакомились они в Ленинграде, в актерской мастерской Фореггера, работавшего с учениками в жанре театра миниатюр, с элементами эксцентрики и водевиля. Тамаре Макаровой одной из первых позволили выступать с сольным номером — «Модистка и лифтер». Красавица танцевала степ в костюме мальчишки-лифтера и покорила сердце молодого режиссера Григория Козинцева, заглянувшего в театр в поиске новых артистов. Именно Козинцев привел ее на Фабрику эксцентрического актера — ФЭКС, где она снова встретилась с Сергеем Герасимовым — он тоже был тогда актером. Оба были не свободны: первая жена Герасимова — пианистка по имени Тамара. Первый муж Макаровой — «красный профессор». Но жизнь постоянно сводила их в работе, и они поняли, что должны быть вместе.

Аким Салбиев с Ларисой Лужиной
Аким Салбиев с Ларисой Лужиной — одной из ближайших подруг Тамары Макаровой
Фото: Фото из личного архива Акима Салбиева

На самом деле, Тамара Федоровна была не 1907 года рождения, а 1901-го. Но она исправила единичку в документах на семерку, чтобы считаться на год моложе Герасимова — он родился в 1906-м. Именно Тамара Федоровна подтолкнула Сергея Аполлинариевича к режиссуре. Герасимов был блестящим актером — эксцентриком, в сатирическом жанре не знал себе равных. Макарова много снималась, и у выдающихся режиссеров — Козинцева, Трауберга, Барнета, но она хотела своего режиссера. И вырастила его из Герасимова. Тамара Федоровна была хорошим организатором и мотиватором, уже в 14 лет организовала самодеятельный театрик и сумела получить от руководства Ленинграда пайки для коллектива… Первая совместная картина Герасимова и Макаровой, где они работали уже не как партнеры, а в тандеме режиссер — актриса, называлась «Люблю ли тебя?» — это 1934 год.

— Фильм «Лев Толстой» — последний и для Герасимова, и для Макаровой. Они начали его снимать, когда вы еще учились…

— Да. Герасимов сначала не планировал сам сниматься в главной роли. Он думал об Игоре Ильинском, который играл Толстого в Малом театре, о Владимире Зельдине, о других. А потом все же решился: «Ну зачем я кому-то буду объяснять, чего хочу? Сам и сыграю». Тамара Федоровна — естественно, Софья Андреевна. И хотя она не была похожа на Толстую внешне, какой точный образ она создала! Обе актерские работы — блестящие.

Интересный факт

Дома Тамара Федоровна ласково называла мужа Серго, он же звал ее Том. Сперва они жили на Большой Дорогомиловской, потом переехали на Кутузовский проспект, в четырехкомнатную квартиру. Почти каждые выходные они ездили на дачу в Пески, в поселок художников в ста километрах от Москвы. Тамара Федоровна обожала березовую рощу, Герасимов собирал грибы. Оба играли в бильярд — на даче у них была бильярдная комната.

Тамара Макарова и Сергей Герасимов
«Тамара Федоровна была мудрейшей женщиной. На увлечения супруга закрывала глаза. Они прожили огромную, уникальную, интересную совместную жизнь — вместе достигали успеха, и брак их для многих стал образцовым» 1958 г.
Фото: РИА Новости

В фильме есть гениальный кадр — Толстой на фоне гор Осетии. Лев Нико­лаевич же хотел на Кавказ укатить. Естественно, Герасимова в Северной Осетии встречали первые лица респуб­лики. А сыновья председателя правительства и министра культуры были моими товарищами. Конечно, все знали, что я учусь во ВГИКе, но не знали, у кого именно. И при встрече наши министры стали Сергею Аполлинариевичу рассказывать, что друг их сыновей учится во ВГИКе на режиссера. А Герасимов и говорит: «Да, Аким Салбиев учится у меня». Те рты пооткрывали!

— Вы же были на съемках. Рас­скажите, как все происходило.

— Киношкола Герасимова была весьма традиционной. Раскадровки, точно расписанные мизансцены — все четко. Импровизации на площадке не допускались — особенно если он снимал классическое произведение.

— Тамара Федоровна могла на площадке что-то посоветовать?

Михаил Ножкин, Тамара Макарова и Дмитрий Золотухин
Михаил Ножкин, Тамара Макарова и Дмитрий Золотухин в фильме «Юность Петра». 1980 г.
Фото: Legion-Media

Интересный факт

В начале блокады Герасимов и Макарова оставались в Ленинграде. Тамара Федоровна пошла работать в госпиталь медсестрой. Сергей Аполлинариевич же снимал фильм о защитниках города. Позже супруги эвакуировались в Среднюю Азию, но ненадолго — Герасимова назначили директором Центральной киностудии документальных фильмов. Именно он стал режиссером кинохроники Ялтинской и Потсдамской конференций, в качестве режиссера принимал участие в подготовке Парада Победы.

— Да, могла. И всегда это было так метко, что Герасимов, как правило, говорил: «Тамара, согласен».

— А наоборот, он ее мог одернуть, поправить?

— Нет-нет. Она утонченная, она изощ­ренная, она выверенная, в ней достаточно и холода, и любви — она как Марлен Дитрих. Безупречно все делала с первого дубля.

— А с артистами, с группой он как работал? Кричал, если не получалось?

— Нет, не кричал. Артистов он вводил не в роль, а в гипноз. И они как завороженные повторяли его интонации. Показывал он гениально!

— В Ясную Поляну вы с Герасимовым ездили?

— Да, и это было невероятно! Я как будто в хронику попал — все происходящее вокруг воспринималось по-настоящему. Мы жили в доме Толстого, рядом грандиозный музей. Много лет спустя, когда я впервые оказался в Америке, во Флориде я побывал в доме-музее Хемингуэя. И был потрясен, как похожи дома этих двух великих писателей: оба простые, просторные, одноэтажные…

Тамара Макарова и Сергей Герасимов с племянницей Эммой во время загородной прогулки.
Фото: РИА Новости

После Льва Толстого Герасимов собирался приступить к «Пушкину», сценарий которого у него лежал с 1959 года, мастер его после «Тихого Дона» написал. Но никак не мог решиться — сложная историческая картина, надо было снимать в настоящих пушкинских местах, трамвайные пути разбирать… Марлен Хуциев тоже мечтал снять фильм о Пушкине, и Герасимов ему уступил. Но и Хуциев свой фильм так и не снял. К Хуциеву на роль Пушкина удачно пробовался Дима Харатьян. А я все же сыграл поэта, но уже в своей картине…

— Сергей Аполлинариевич умер вскоре после съемок «Льва Толстого». Говорят, его отговаривали ложиться в гроб для сцены похорон. Предлагали снимать манекен.

— Да, Тамара Федоровна его просила. Но Сергей Аполлинариевич в мистику не верил. Хотя когда уронил и разбил «Хрустальный глобус» на награждении в Карловых Варах, призадумался — это был плохой знак. Через год Герасимов скончался в ЦКБ, куда лег на обследование. Неожиданно оторвался тромб. Он все понял и успел сказать: «Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал…»

— Как Тамара Федоровна пережила уход мужа?

— Достойно. Она не была на похоронах, лежала дома. Сказала: «Мы уже попрощались». В день его ухода Макарова навещала мужа в больнице — предлагала выписаться и уехать домой вместе с ней. Но он решил остаться до утра. В эти дни я почти все время был рядом с Тамарой Федоровной в их большой четырехкомнатной квартире на Кутузовском проспекте. Помогал в организации церемонии прощания. Готовил награды мастера, подбирал траурную музыку для церемонии: Шуберт, Шуман, Лист, Дворжак. Наш курс всю организацию взял в свои руки. Были рядом с ней и ее близкие: сестра Людмила, племянница Эмма, любимый племянник Артур Макаров — которому она после усыновления дала свою фамилию.

— Каким человеком был Артур? О нем ходят очень противоречивые разговоры. Кто-то его представляет чуть ли не бандитом, кто-то талантливым сценаристом.

— А он действительно был классным сценаристом. Будучи городским парнем, очень талантливо писал деревенскую прозу. Артур — автор сценариев многих фильмов, в том числе моего любимого «Ольга и Константин», где сыграли Кикабидзе и Крючкова. Он дружил с Высоцким, Шукшиным, Володарским. Еще в советское время Макаров рискнул и связался с алмазным бизнесом. Это было легально — они занимались огранкой, работали с государством, с Гохраном, платили налоги. Артур очень разбогател, но в 90-е его убили…

Артур Макаров с Олегом Корчиковым, Татьяной Гавриловой и Георгием Бурковым
Приемный сын Герасимова и Макаровой Артур Макаров снялся в фильме Василия Шукшина «Калина красная» в роли бандита (в центре). С Олегом Корчиковым, Татьяной Гавриловой и Георгием Бурковым. 1973 г.
Фото: Мосфильм-Инфо

Тамару Федоровну Артур обожал — готов был на руках носить. Ласково звал ее Томой. На дачу сам возил. Тамара Федоровна говорила: «Артур, на дачу возьмем с собой Акима, а то ты всю дорогу молчишь». — «Тома, я так устаю с этими алмазами...» Она шутила в ответ: «Но они же светятся!» (Парафраз рассказа В. Драгунского «Он живой и светится...». — Прим. ред.) Макаров на первый взгляд казался суровым мужчиной, у него был тяжелый взгляд. При этом в личном общении производил очень приятное ­впечатление.

Его сестра Эмма тоже ушла рано — от онкологии. Получилось, что Тамара Федоровна пережила и супруга, и племянников. Но она не замыкалась, не жалела себя, продолжала жить и находила поводы для радостей. Помню, приехала на премьеру моего дебютного фильма «Короткая игра» в Дом кино. Меня трясло от волнения. А она сказала: «Как жаль, что нет Сергея Аполлинариевича. Ты настоящий режиссер-постановщик, не зря он тебя любил. И не зря тебя ругала я, иначе ничего не получилось бы».

Она не унывала, встречалась с друзьями. Говорила: «Мне интересно жить сегодня, ибо я не знаю, чем закончится день». Ее постоянно навещали ученики: Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков, Николай Губенко и Жанна Болотова, Лариса Лужина. Я вообще приходил через день, потому что жил рядом. Еще часто у нее собирались Инна Макарова — любимая ученица и однофамилица, Лидия Смирнова, Любовь Соколова. Как единственный джентльмен я помогал управляться с застольем. Изображал официанта: перекину полотенце через руку и выношу пельмени. Водочку разолью и сажусь с ними. Как же они хулиганили! Однажды Лидия Смирнова говорит: «А я сейчас пишу книгу». Инна Макарова: «Лида, смотри мне, если напишешь всякие глупости, небылицы, я такое про тебя напишу!» — «А чего ты про меня написать можешь?» — «Про все твои похождения!» — «Так я сама о них напишу!» Соколова: «Девочки, не ссорьтесь» — «А ты, Люба, напиши, как твой Данелия гулял». — «Да ну, — отмахивается Соколова, — зачем мне про животный мир писать». — «Ты только их послушай, Аким, — говорит Тамара Федоровна, — и это лицо советского кинематографа!» — «Так и есть, — подхватывает Соколова, — у меня, вон, больше двухсот фильмов. У Джигарханяна даже меньше!» Смирнова: «А у меня самые эротичные сцены в советском кино». Инна Макарова: «Ну тогда я самая интеллектуальная артистка». Весело с ними было…

— А как вы из ученика стали близким другом Тамары Федоровны?

— Я же кавказский парень, должен навещать учителя. Сперва звонил, справлялся: «Тамара Федоровна, как вы?» — «Ну так, сойдет. Хочешь увидеться? Приезжай». С пустыми руками я никогда не приходил — покупал что-нибудь вкусненькое на рынке. Дома она была совершенно другая, нежели в институте: волосы распущены, общительная… Помню, рассказывала, как в 1946 году на Венецианском фестивале после триумфального показа фильма «Каменный цветок» ей предложили сняться в Голливуде в роли Анны Карениной, но она отказалась. «Каренина для меня чуждый, неприятный образ, — говорила Тамара Федоровна. — Не люблю таких — порабощенных страстью женщин».

Как-то, когда она открыла передо мной входную дверь, контровой солнечный свет из комнаты высветил ее роскошную фигуру, которую она сохранила до преклонных лет. Я вспомнил историю, которую мне рассказал Георгий Степанович Жженов. Когда он вернулся из ссылки, пришел именно к своим учителям — Герасимову и Макаровой. Постучал, но дверь была не заперта. И его глазам открылась такая картина: посреди огромной комнаты Тамара Федоровна мылась в тазике. Но вместо того чтобы вскрикнуть, прикрыться, она сказала: «Ой, Жора, ну что же — в одежде ты меня видел, а теперь вот так». Потом меня Тамара Федоровна спрашивала: «Ну что, рассказывал тебе Жженов про мое мытье?» — «Да». — «Ты понимаешь, я бы могла прикрыться полотенцем. Но мне нужно было снять неловкость от встречи после долгой разлуки, переключить его, разрушить напряжение…»

Однажды звоню, а Тамара Федоровна не снимает трубку — а я знаю, что она дома. Подумал — в ванной, наверное. Она до последнего душ Шарко принимала. Звоню чуть позже — опять тишина. Ее сестра на даче. Еду к ней. Она открывает дверь. «Вы чего не берете трубку?» — «Послушай, столько комнат, я была в самой дальней от телефона». — «Ладно, — говорю, — сейчас отлучусь, но скоро вернусь». И я поехал на ВДНХ, где купил радиотелефон — они тогда только появились. У меня самого еще не было. Вернулся, включил базу в сеть: «Теперь будете всегда на связи». Как-то сидим, обедаем, тут звонит Инна Макарова. По­скольку Тамара Федоровна сразу взяла трубку, Инна удивилась: «Вы у телефона, что ли, сидите?» Тамара Фе­доровна отвечает: «Нет, это трубка сидит рядом со мной!» — «Как это?» — «Приходи, увидишь!»

Интересный факт

Главный секрет красоты Тамары Макаровой был в том, что она не «дрожала» над своей красотой. Стройной она была с юности — занималась балетом. После поддерживала фигуру спортом — например, играла в теннис и делала ежедневную гимнастику. Ее макияж всегда был очень сдержанным — слегка подведенные губы, ресницы и брови. Волосы не красила, и с возрастом в них появились благородные седые пряди.

Тамара Макарова
Тамара Макарова в фильме «Лев Толстой». 1984 г.
Фото: Legion-Media

Нам было интересно друг с другом. Однажды звонит: «Ты где?» А я тогда начал выступать на эстраде, вот-вот должны были показать мое выступление в передаче «Шире круг». Я сидел у телевизора и ждал. Говорю: «Сейчас «Шире круг» буду смотреть — я там пою». — «Ну так приходи ко мне, вместе посмотрим». Я пришел. Уже спели Серов, Аллегрова, Распутина. Я в финале программы с песней «Россия, только не грусти». И Тамара Федоровна говорит: «Так ты звезда, что ли? — И добавила: — Бойся их, не верь им, не дружи с ними, будь один».

— Она когда-нибудь жалела, что они с Герасимовым не стали родителями?

— Нет, она не рефлексировала по этому поводу. Во-первых, у нее были племянники, с которыми Тамара Федоровна была очень близка. А во-вторых, мы — ученики, которые на протяжении всей жизни платили ей своей любовью и не оставляли без внимания. Вот что она однажды сказала, когда мы заговорили про Ладынину и Орлову, которых Макарова, кстати, своими конкурент­ками в кино не считала: «А у них есть хоть один такой, как Аким Салбиев? Что, кроме фильмов, они оставят после себя?» Так что свой материнский потенциал она с лихвой реализовала в нас.

— Она была благодарна Герасимову за свою карьеру?

— Она никогда не говорила: «Он соз­дал меня». Тамара Федоровна знала себе цену. Она не была просто женой великого режиссера. Она отстаивала свою территорию и оставалась всегда соратником. На равных. Макарова говорила: «Мы прошли этот путь вместе». В ее прощальном письме к давно ушедшему мужу, которое она написала в январе 1996 года, за год до собственной смерти, есть такие строки: «Друг мой! Мы прожили долгую, счастливую жизнь. Сколько весен и зим! Сколько удивительных поездок по миру и встреч! Но лучшие дни — это дни, прожитые в березовой роще, на даче. Когда каждое утро открывался мир заново! Кукует кукушка. Вдалеке проносится поезд. Желтеют твои любимые одуванчики. Ты приносишь охапку грибов. И сейчас начнешь над ними колдовать. Казалось, так будет всегда! Мы прожили долгую жизнь, где всегда все начиналось со слов «Если хочешь». И, видимо, потому так надолго мы соединились в своих творческих устремлениях, в учениках… Я благодарю тебя за все! И уверена, что мы непременно встретимся!»

Многие годы любимыми цветами Тамары Федоровны оставались романтические азалии и цикламены, которые она по субботам покупала в магазине на Кутузовском проспекте через дорогу от своего дома и украшала ими свою квартиру. Этот цветочный магазин до сих пор работает, Тамару Макарову там помнят и чтят. Я живу неподалеку и в память о любимом Мастере каждую субботу покупаю эти цветы. Приношу домой или на Новодевичье кладбище, где упокоились мои великие учителя...

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Тайский гороскоп на неделю 23 — 29 сентября для всех знаков восточного зодиака
«Согласно тайской астрологии, четвертая неделя сентября обещает быть насыщенной событиями и эмоциями — пристегните ремни и приготовьтесь к впечатлениям. Важно не проявлять жадность, эгоизм, не зацикливаться только на своих желаниях, а вспомнить, что у других людей тоже есть чувства и их нужно уважать. Стоит также быть приземленнее и не витать в облаках, а сконцентрироваться на реальных задачах и ситуациях», — говорит астролог Руслана Краснова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог