Аркадий Петров. «Коврики анилиновые»
Галерея «Pop/off/art», до 21 ноября.
Помните коврики с русалками, которые продавал герой Вицина в «Операции «Ы»»? «Подходи! Торопись! Покупай живопИсь!» – бодро призывал он. Анилиновые коврики давно вышли из моды, но я призову вас пойти на выставку с таким необычным названием, чтобы насладиться творчеством Аркадия Петрова и полюбоваться непосредственно ковриками. Советский китч – да! Стеб или издевательство – нет! Аркадий
Петров известнейший художник, который выставил свои работы наряду с настоящими ковриками, чтобы показать, чем же мы жили и живем и какими подчас наивными бываем.Ведь анилиновые коврики висели в каждом втором доме, а каждый второй из нас до сих пор поднимает тост за «мир во всем мире». Мы давно повзрослели, давно выросли из своего советского детства, давно научились отдыхать в Куршевелях и стелить дома персидские ковры на заказ из Дубаи, однако придите на эту выставку и удивитесь, как сожмется сердце при виде коврика, который висел над кроватью в вашей комнате.
Аркадий Петров неспроста соединил собственные работы последних лет с подлинными ковриками 1950-х годов, раскрашенными народными умельцами. Фантазии о любви и безоблачной жизни переплетаются с коммунистическими лозунгами и атрибутами.
И сделано это – в данном случае Петровым – совершенно намерено. Это своеобразное определение прошедшего времени. Времени, которое казалось незыблемым, как кажется нам сегодня наше настоящее. Внимательно всмотритесь во всех этих девочек-пионерок, добрых львов, приторных лебедей, кумачовые флаги и блестящие горны. Не думайте, что вас пытаются призвать к сожалению об ушедшей эпохе. Всего лишь ощутите сиюминутность жизни и хрупкость настоящего. Оно – те же самые анилиновые коврики. Куда делся ваш?
Выставка номинантов премии Кандинского
Центральный дом художника,
до 26 ноября.
Даже далекий от «contemporary art» человек хоть краем уха слышал о премии Кандинского. Особенно о прошлогодней и с приставкой «скандальная». Но скандал уже в прошлом, а общественность готовится к очередной раздаче наград, которая состоится через месяц. Пока же любой желающий может ознакомиться с работами 45 номинантов. Сказать, что каждый старался перещеголять другого – не сказать ничего. За награды борются адронный коллайдер, резиновая блоха, нефтяной Кремль, менеджер из консервной банки – и это еще, так называемый, шорт-лист. В числе фаворитов на главную номинацию уже называют Николая
Полисского с «Большим адронным коллайдером», Павла Пепперштейна с проектом «Город Россия», Константина Батынкова с апокалиптической живописью о Москве, Ирину Корину с психоделическими инсталляциями «под настроение», Игоря Мухина с фоторепортажем о Грузии, Сергея Шутова с космическим пространством из хлебобулочных изделий и Дмитрия Цветкова с гербами из бисера и страз.Обязательно посетите эту выставку, чтобы раз и навсегда определить свое отношение к современному искусству Москвы. Любопытно.
«Потерянный рай»
Галерея «Проун» на «Винзаводе»,
до 10 декабря.
Как явствует из названия, история об Адаме и Еве, которые ослушались Создателя и были изгнаны из Эдема на грешную землю, до сих пор не дает покоя человечеству.
С глубокой древности в самых разных религиях варьируется одна и та же тема: когда-то людям жилось сытно и привольно, а потом, по воле богов, счастье закончилось. В экспозиции задействованы частные коллекции, так что мозаика получилась неожиданной, как в калейдоскопе. Как такового иудеохристианского рая здесь немного: он представлен парой икон и европейскими гравюрами XVIII века на сюжеты из Книги Бытия. Еще есть тибетские аппликации на шелке, иллюстрирующие представления буддистов о мироустройстве. Хороша турецкая «Девушка с павлином», интересны работы авангардистов Ольги Розановой и Наталии Гончаровой. Илья Кабаков устроил мини-рай под табуреткой, подвесив маленькую фигурку ангела над макетом эдемского пейзажа. А Леонид Пурыгин устроил мистерию, сопровожденную авторским комментарием.
Не останутся без внимания и «Черный лев» Пиросмани и идиллические сны Елены Волковой. Кураторы даже включили в пространство выставки фильм Дэнниса Хопера «Беспечный ездок» – сцена с блаженствующими «детьми цветов». Счастье – возможность видеть. А рай…