В Большом театре показали «Севильский цирюльник» с татуировками и «косухами»

Евгений Писарев представил необычную трактовку оперы Россини.
05 Ноября 2018
Сцена из спектакля
Сцена из спектакля
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Усупов)

На Новой сцене Большого театра прошла премьера одной из самых популярных комических опер в мире — «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Новую постановку признанного шедевра сделал Евгений Писарев.

Главный режиссер московского театра им.Пушкина известен прежде всего своими драматическими постановками — не только на сцене возглавляемого им театра, но и во МХТ им.Чехова (в течение трех лет он был помощником Олега Табакова) и в театре Табакова, где он поставил очень успешные спектакли, отмеченные многими театральными премиями.

Евгений Писарев
Евгений Писарев
Хулькар Сабирова (Розина) на пресс-конференции
Хулькар Сабирова (Розина) на пресс-конференции

Но Писарев также удачно ставил в драматических театрах музыкальные спектакли и мюзиклы. А в последние годы его приглашают ставить и оперные постановки. «Севильский цирюльник» в Большом это третий опыт работы режиссера в жанре оперы. До этого была «Итальянка в Алжире» в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и «Свадьба Фигаро» в Большом.

Богдан Михай (Альмавива) и пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова на пресс-конференции
Богдан Михай (Альмавива) и пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова на пресс-конференции

«Севильский цирюльник» Россини, который в трилогии Бомарше об обаятельном ловкаче Фигаро является началом истории, Писарев поставил без единой отсылки к собственной постановке оперы Моцарта (середины трилогии). Это режиссер подчеркнул на пресс-конференции, как и то, что для него второй раз ставить в Большом было гораздо сложней: «В первый раз была радость дебюта, первой пробы. А сейчас — трудней. Это как в семейной жизни: чем дальше, тем дальше, тем сложней....»

В «Цирюльнике», сценографию которого сделал постоянный сценограф Писарева Зиновий Марголин, действие развивается одновременно в двух «плоскостях». На сцене современная оперная труппа исполняет оперу Россини, а на авансцене в огромной общей гримерке в это время идет другая, закулисная жизнь. Причем действие в опере начинается даже до первых звуков увертюры: пока зрители рассаживаются в зале, гримеры, костюмеры и другие работники театрального закулисья готовятся к выступлению.

Поэтому реалистические сегодняшние интерьеры соседствуют со стилизованными старинными, огнетушители — с каретой, артисты носят не только камзолы, парики в стиле 18 века и платья с фижмами, но и рокерские «косухи» и солнцезащитные очки. Руки главного героя севильского цирюльника Фигаро украшают татуировки в виде ножниц. На заднике сцены с помощью видеопроекции бегают страусы, летают павлины, светит луна и падают метеориты. А в финале оперы свадьба на сцене плавно перетекает в празднование удачного спектакля за кулисами.

Фигаро (Анждей Филончик) и Альмавива (Богдан Михай)
Фигаро (Анждей Филончик) и Альмавива (Богдан Михай)
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Усупов)

К слову, история создания «Севильского цирюльника» невероятна, как и жизнь самого Россини. Будущий хит композитор написал в 24 года. Причем ему потребовалось для этого всего две недели (говорят, в эти дни Россини даже не отвлекался на бритье).

Однако на премьере в Риме опера провалилась —  из-за ряда досадных накладок. Исполнитель роли графа Альмавивы забыл взять с собой на сцену гитару, на которой должен был аккомпанировать себе при исполнении серенады, исполнитель роли дона Базилио зацепился фалдами за гвоздь и долго не мог сдвинуться с места. А еще на сцену выбежала кошка и устроила кавардак. Считается, что все это подстроил конкурент юного Россини композитор Паизиелло, который за несколько лет до этого написал оперу на этот же сюжет.

Постановку создала интернациональная команда. Так, дирижером-постановщиком стал итальянец Пьер Джорджо Моранди. А главные партии в премьерных показах исполняют певцы из разных стран. На пресс-конференции Евгений Писарев в шутку пожаловался, что на первой репетиции чуть не умер из-за языковой какофонии, потому что вокруг него сидели переводчики чуть ли не на пять языков. А над правильным итальянским произношением с вокалистами два месяца работал специальный «коуч» — педагог с родины Россини.

Джованни Ромео (Бартоло)
Джованни Ромео (Бартоло)
Фото: Предоставлено Большим театром (Дамир Усупов)

Но сам Россини этого безобразия не видел, потому что весь вечер провел в ресторане, где заказал сытный ужин: он был уверен, что создал гениальное произведение. Как показала жизнь, Россини был прав: уже через несколько недель «Севильский цирюльник» шел в нескольких итальянских театрах с триумфальным успехом, а через лет опера гремела по всему миру. В Большом театре «Севильского цирюльника» впервые показали в 1822 году. Последняя постановка шла в Большом целых тридцать лет — с 1965 года по 1995.

Любопытно, что Россини, композиторская карьера которого складывалась так удачно, уже в 37 лет практически перестал писать музыку. Последние сорок лет жизни музыкант находил удовольствие в кулинарии. О гастрономических вечерах маэстро, на которых он угощал высокопоставленных друзей невероятными блюдами собственного приготовления, слава гремела по всей Европе. Впрочем, любовь к вкусной еде плохо сказалась на его здоровье этого гениального гурмана: Россини много лет страдал от ожирения и был вынужден сидеть на диетах.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
5 премьер московского театрального сезона, которые стоит увидеть
Новые интерпретации классических повестей А.С. Пушкина и А.Н. Островского и пьесы современных авторов



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог