В Большом театре Дон Жуан сел на велосипед

На главной музыкальной сцене страны прошла долгожданная премьера оперы Моцарта.
Инна Фомина
|
13 Ноября 2021
Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

На Новой сцене Большого театра прошли премьерные показы оперы Моцарта «Дон Жуан». Спектакль, над которым работали главный дирижер Большого Туган Сохиев, режиссер Семен Спивак и сценограф Семен Пастух, должен был увидеть свет еще в прошлом сезоне. Но из-за пандемии его выпуск затянулся.

В наше время моцартовским операм в главном музыкальном театре страны везет. Очень удачными оказались постановки обеих опер Моцарта, созданных композитором на либретто Лоренцо да Понте (в 2014 выпустили «Так поступают женщины», в 2015 — «Свадьба Фигаро). Кстати, долгая (почти 90 лет) жизнь итальянского драматурга сама достойна стать темой авантюрного романа. Да Понте был аббатом. Но за свободомыслие и распутство (среди друзей Лоренцо был его земляк Казанова, с которым потом он познакомил и Моцарта — в записках Казановы остались некоторые тексты и поправки к либретто «Дон Жуана») его  изгнали из семинарии, где он преподавал.

Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

В Вене бывший аббат по протекции Сальери смог получить важную должность придворного поэта. В эти годы Лоренцо и написал для Моцарта либретто «Свадьбы Фигаро»«Дон Жуана» и «Так поступают все». Потом драматург работал с разными композиторами и в разных странах. Последнюю треть жизни провел в США, став первым католическим священником на кафедре Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 79 лет Лоренцо да Понте получил американское гражданство, а через десять лет на его похороны в Бруклине собралось множество народа. Но в историю да Понте вошел прежде всего как соавтор опер Моцарта. И вот в Большом поставили третий по счету шедевр этого творческого тандема.

«Дон Жуан» был написан Моцартом (как всегда – очень быстро) при заказу Пражской оперы. На премьере в 1878 году опера имела оглушительный успех. Через полгода «Дон Жуана» показали в Вене (для этой постановки композитор убрал «морализующий» финал, где все персонажи поют нравоучения по поводу разгульной жизни только что погибшего главного героя – теперь опера заканчивалась трагической встречей Дон Жуана и Командора). И почему-то почти провалилась. Кайзер Иосиф II заявил, что «музыка в «Дон Жуане определённо слишком трудна для пения». А один критик написал, что мелодии Моцарта «лишь щекочат ухо, оставляя сердце неудовлетворённым». Возможно, венскую публику озадачило непривычное для того времени смешение в одной опере комического и трагического, лирики и драмы, возвышенного и бытового. Неслучайно Моцарт парадоксально обозначил жанр «Дон Жуана» как «веселая драма»

Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)
Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

Но история все расставила по местам, и моцартовское творение давно уже признано вершиной оперного жанра. Историю о самом знаменитом соблазнителе не раз ставили и в Большом. 11 лет назад режиссер Дмитрий Черняков и дирижер Теодор Курентзис выпустили версию, важной частью которого стало  аутентичное, приближенное к 18-му веку звучание инструментов: струнные играли на жильных струнах и старинными смычками, использовались особые, «натуральные» валторны и трубы.

В нынешней постановке интерес вызвало уже приглашение в качестве режиссера новичка в оперном жанре – худрука  Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака, который раньше никогда не работал в опере. 71-летний дебютант выбрал для постановки стиль начала 50-ых годов прошлого века, а всю историю похождений Дон Жуана поместил в ночное время.

Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Сцена из спектакля «Дон Жуан»
Фото: Дамир Юсупов (Большой театр)

Спивак также насытил постановку множеством деталей — от велосипедов, на которых иногда передвигаются герои, до зонтиков, заменяющих в дуэлях шпаги, от ванны, в которой возлежит главный герой, до алых мини-платьев и туфель на шпильках, в которые облачен женский миманс, сопровождающий Дон Жуана. А в финале легендарный соблазнитель и его трусоватый слуга Лепорелло, которому на протяжении спектакля приходится носить за господином то корзинку для пикника, то чемоданы, неожиданно выходят на сцену седыми и  больными стариками.

Самой же большой приманкой для любителей оперы стало участие в премьерных показах Ильдара Абдразакова. Выступление этого певца мирового уровня, обладающего не только шикарным голосом, но и огромным актерским обаянием, стало настоящим украшением премьеры. 

Фото: Большой театр (Дамир Юсупов)
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог