Все ближе Новый год, и все больше охотников за праздничным настроением штурмуют билетные кассы Большого театра в надежде попасть на легендарный балет, вот уже более 130 лет погружающий зрителя в атмосферу новогоднего волшебства.
Большой театр — не почтовое отделение и не муниципальная поликлиника. Здесь, стоя в очереди за билетом на балет, не скажешь «мне только спросить». Охота за браслетами, по которым можно купить заветный пропускной документ на новогоднего «Щелкунчика», драки, финансовые махинации — все, что происходит в этих очередях, достойно сценария для отдельного представления. В Сети распространяются подробные инструкции для страждущих, а очевидцы выступают с громкими разоблачениями спекулятивного бизнеса, расцветающего в параллельной парадному фасаду Большого вселенной.
Вот как описывает процесс покупки билетов один из «свидетелей «Щелкунчика»: «Билеты продаются строго по паспорту и не больше четырех в руки. Прибыв в первый день продаж заблаговременно (в 8:30) к кассам театра, любители искусства обнаружили, что очереди две. Одна — за браслетами, отстояв которую к ночи вы получите возможность завтра утром купить вожделенные билетики. Вторая уже за билетами — представляла собой сборище любителей балета в балаклавах и с косой саженью в плечах. Юноши, как оказалось, отстояли ночь и браслетами уже обладают. Но всего за 30 тысяч рублей они готовы пожертвовать собой и отдать браслет вам. Потому что кто, как не любитель балета, поможет другому любителю балета. К 10 утра к очереди ребят в балаклавах стали стекаться поклонники Мельпомены на дорогих авто, чтобы забрать билет».
Говорят, руководство театра совместно с правоохранителями уже решает эту проблему. Правда, большего количества билетов, чтобы удовлетворить ажиотажный спрос, все равно не будет. «Щелкунчик» превратился в твердую новогоднюю валюту, курс которой растет год от года.
Великое искусство, вдохновлявшее еще Пушкина, давно стало мировым брендом. Причем русскому балету совершенно не мешает то обстоятельство, что он оказался где-то между водкой и медведями. А уж в «Щелкунчике» и вовсе сошлось все самое-самое — мистическая сказка Гофмана, гениальная музыка Чайковского, хореография Петипа, постановка Григоровича образца 1966 года. И конечно, хоть и ушел уже со сцены Большого эталонный Цискаридзе в роли принца, танцуют этот балет лучшие исполнители театра. Но на пути к великому стоит его величество спрос, движущая сила капитализма.
Сколько нужно накопить денег пенсионерке, чтобы исполнить мечту всей жизни, не умерев в очереди за билетом, а потом с голоду? В прошлом году цены у перекупщиков достигали 200 тысяч рублей за место в партере на спектакль 31 декабря. Если искусство и требует жертв, то явно не таких. Ситуация с билетами — большая пошлость, недостойная великого театра. Но, увы, прекрасное и пошлое у нас пока идут в одном праздничном наборе.