Не доставайся же ты никому!

В январе «Ленком Марка Захарова» сотрясали скандалы, которые закончились перестановками и новыми назначениями в руководстве театра.
Аркадий Годар
|
26 Января 2025
Марк Захаров с дочерью
Марк Захаров с дочерью Александрой на вручении премии «Ника». 2012 г.
Фото: Legion-media

В январе «Ленком Марка Захарова» сотрясали скандалы, которые закончились перестановками и новыми назначениями в руководстве театра. Почему после ухода легендарных худруков театральные коллективы, как правило, ждет незавидная участь — размышляет наш колумнист.

На прошлой неделе Департамент культуры правительства Москвы напрямую вмешался в дела «Лен­кома»: назначил худруком Влади­мира Панкова (художественного руководителя «Центра драматургии и режиссуры»), а директором — Дмитрия Берестова (руководителя «Театра на Юго-Западе»). 77-летнего соратника Марка Захарова Марка Варшавера, который занимал пост директора театра, «проводили» на почетную должность президента.

Дмитрий Певцов
Дмитрий Певцов в спектакле «Фальстаф и Принц Уэльский». 2018 г.
Фото: Legion-media
Марк Захаров и Марк Варшавер
Марк Захаров и Марк Варшавер на сборе труппы «Ленкома». 2017 г.
Фото: Legion-media

Этим событиям предшествовало расставание с «Ленкомом» двух заметных фигур — дочери Марка Захарова Александры и Дмитрия Певцова. «После ухода моего отца я играла в разных его спектаклях. И меня постепенно убирали, потом разрешили играть раз в полгода в «Вишневом саде». Недавно мне сообщили в дирекции театра, что Александра Захарова на сцене «Ленкома Марка Захарова» быть не должна», — прокомментировала конфликт актриса. А Дмитрий Певцов рассказал, что его портрет без всяких уведомлений просто пропал из фойе театра, где он играл 33 года. «У меня наступила ясность: театр «Ленком Марка Захарова» в услугах артиста Певцова более не нуждается», — заметил Дмитрий.

Суть противостояния двух важных для «Ленкома» людей с Марком Варшавером, который возглавил легендарный коллектив после смерти его худ­рука в 2019 году, проста: и тот, и другая представляли угрозу для его стремления единолично руководить театром. Но учредителю надоели скандалы, которые активно обсуждались общественностью, и он принял «третейское» решение — доверить руководство «Ленкомом» людям со стороны. Хотя, возможно, более логичным шагом выглядело вернуть в театр Захарову и Певцова — в качестве худрука, дав шанс театру сохранить дух Марка Захарова и не развалиться на враждующие партии.

Александр Абдулов
Александр Абдулов в фильме «Обыкновенное чудо». 1978 г.
Фото: Legion-media

С другой стороны, все российские театры, которые проходили через потерю яркого, харизматичного и талантливого лидера, ждала одна и та же участь — конфликты в «террариуме единомышленников», творческий кризис, потеря зрителей, падение сборов. Таков был удел знаменитой «Таганки» после изгнания Юрия Любимова, хотя, в отличие от «Ленкома», все ее звезды были еще живы тогда. До сих пор не может найти своего места «доронинский» МХАТ им. Горького…

Масштабные личности украшают культурное пространство, но и риск высок, когда все успехи и достижения связаны с одним человеком. «Ленком» был театром одного Режиссера. Тре­бовательного, неуживчивого, порой сварливого (в театре его за глаза называли Мрак Анатольевич). Но он настолько заполнял собой творческое пространство, что с его уходом образовалась зияющая пустота. Осталась лишь оболочка, и даже приставка к названию «Ленком Марка Захарова» не помогла — дух театра покинул его стены. Отсюда и склоки, и хлопанье дверьми…

Олег Янковский, Всеволод Ларионов и Инна Чурикова
Олег Янковский, Всеволод Ларионов и Инна Чурикова в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». 1979 г.
Фото: Legion-media

Получится ли у новых руководителей сохранить наследие Мастера? Вряд ли. Уже нет на свете Александра Абдулова, Евгения Леонова, Николая Караченцова, Олега Янковского, Инны Чуриковой, Леонида Броневого, Татьяны Пельтцер — тех, кто вместе с Марком Захаровым был воплощением славы и силы этого театра. А нам остается утешаться тем, что Марк Анатольевич, словно осознавая недолговечность театрального искусства, оставил нам свои фильмы. «Начало вернуть невозможно, немыслимо», но «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Убить дракона» и «Тот самый Мюнхгаузен» все еще с нами.

Шапка-невидимка или фикция? Как на самом деле работает режим приватного просмотра в браузере
Сегодня в чаще возникает вопрос о сохранении личной информации при серфинге в Сети, и многие пользуются режимом приватного просмотра в браузерах, полагая, что таким образом можно скрыться от посторонних глаз. Однако действительно ли он обеспечивает такую степень анонимности, насколько это кажется на первый взгляд?




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая