Шедевры великих русских писателей манили режиссеров всего мира всегда. Но то, как стремительно классика ворвалась в современный русский кинематограф, удивило бы даже самих авторов.
Мы привыкли к самым разным рейтингам и хит-парадам, где за место на пьедестале борются звезды любой величины. Но такого не мог ожидать даже самый дальновидный критик — на прошлой неделе маркетплейсы рухнули под шквалом поисковых запросов: «Федор Достоевский» и «Достоевский. Читать». В день рождения классика (так уж совпало) он был объявлен самым популярным российским писателем — его книги стали покупать в семь раз чаще, а их аудиоверсии — в пять раз. Наибольшим спросом пользуются произведения «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» и «Преступление и наказание».
Причина проста и при этом удивительна. Феноменальный интерес к творчеству Достоевского объясняется историческим и одновременно истерическим зрительским ажиотажем накануне выхода экранизации Владимира Мирзоева «Преступление и наказание». Его премьера переносилась несколько раз на неопределенный срок без разъяснений прокатчиков. Это в духе самого классика — чем больше нагнетающей страх загадки в начале повествования, тем лучше. И только исполнитель роли Родиона Раскольникова Иван Янковский в день своего рождения (кстати, он, как и Достоевский, родился 30 октября) лаконично прокомментировал ситуацию. «Насчет «Преступления и наказания» не переживайте, все решится. К чему-то все идет», — сообщил актер полутора миллионам зрителей, которые в приложении киноплатформы, где выйдет сериал, нажали кнопку «Я буду смотреть».
Это стало праздником не только для владельцев книжных магазинов, но и для преподавателей русского языка и литературы. У них десятилетиями не получалось подобрать ключ к сердцам старшеклассников, которые не могли растопить ни классики, не педсовет. Даже многие взрослые до сих пор не готовы осилить великий роман, герои которого, как и большинство героев Достоевского, находятся или на социальном, или на моральном дне. Так или иначе, к моменту окончания монтажа тысячи заждавшихся зрителей от корки до корки изучат произведение в оригинале, а это уже образовательный успех. Значит, как минимум одна задача выполнена, даже если станут появляться неуместные заявления критиков: «Я читал Достоевского, когда он еще не был мейнстримом». Зато теперь к классике не обратился только ленивый.
Даже те, кто в течение года не успел посмотреть другие экранизации по мотивам произведений великих, пересматривают их на всех доступных ресурсах. Это «Онегин» Сарика Андреасяна с Виктором Добронравовым и Елизаветой Моряк в главных ролях, «Мастер и Маргарита» — их сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь в фильме Михаила Локшина. Снимают и про «наше все»: зимой выйдет в прокат фильм «Пророк», где роль Александра Сергеевича Пушкина выпала честь сыграть Юре Борисову. Часть кинокартин — тех, что не нарушают цензурного порога 18+, — в ближайшее время будет включена в образовательную программу обязательных к просмотру экранизаций классики. Эту систему уже сейчас успешно внедряют в общеобразовательных заведениях. Кстати, креативным директором движения «Не читал, но посмотрю» можно было бы смело назначить Вуди Аллена. В сатирической комедии «Любовь и смерть»
1975 года, пародирующей русские эпические романы и их многочисленные экранизации, он составил из названий произведений Достоевского целый диалог. Пока герой сидит в тюрьме, его навещает отец, и вот какой разговор между ними происходит: «Помнишь, рядом с нами жил симпатичный парень Раскольников? — И что? — Убил двух женщин… Мне Бобок рассказывал, а ему — братья Карамазовы. — Наверное, в него вселились бесы. — Он был всего лишь подросток. — Ничего себе подросток! Он был просто идиот. — Он считал себя униженным и оскорбленным. — Я слышал, он был игрок. — Он вполне мог быть твоим двойником. — Просто записки из мертвого дома!»
Шутка голливудского маэстро, которую оценил бы сам Достоевский, чем-то похожа на домашнее задание для российских режиссеров: игра в классиков продолжается. Возможно, теперь многие выпускники, которым так непросто было взяться за книги, узнают, чему учили в школе, через кино.