Ностальгия по детству: как запахи пробуждают самые теплые воспоминания

Что такое феномен Пруста и как ароматы влияют на наши эмоции? Наука раскрывает секрет.
Ностальгия по детству: как запахи пробуждают самые теплые воспоминания
Алия Алиева
|
04 Декабря 2025
Фото: 123RF/legion-media.ru

Почему запах свежескошенной травы или книг из библиотеки заставляет нас на мгновение забыть о заботах и мысленно перенестись в детство? Оказывается, у этой удивительной способности ароматов есть научное объяснение. Дарья Дубинина, эксперт по красоте и уюту медиаплатформы Food.ru, рассказывает, как связь между запахами и воспоминаниями помогает нам справляться с тревогой и какие парфюмерные ноты способны на это. 

Что такое феномен Пруста

Когда человек вдыхает аромат, молекулы запаха проникают в нос и активируют обонятельные рецепторы. Мгновенно сигнал передается в мозг, где проходит через несколько зон: сначала в обонятельную луковицу, где запах обретает образ, затем в пириформную кору, где он распознается. После этого в процесс включаются миндалина, отвечающая за эмоции, и гиппокамп, хранилище памяти. Именно эти области подсказывают мозгу, где и когда он уже сталкивался с этим запахом. Всего за доли секунды аромат оживляет воспоминания из прошлого.

Этот механизм получил название «феномен Пруста». Французский писатель-модернист Марсель Пруст описал его в своем первом романе из цикла «В поисках утраченного времени» — «По направлению к Свану». По сюжету главный герой пробует французское печенье «Мадлен» с липовым чаем, и этот аромат и вкус внезапно пробуждают в нем волну воспоминаний из детства. Сейчас этот термин используют ученые, чтобы объяснить, как запахи запускают глубокие эмоциональные реакции.

Именно поэтому аромат булочек с корицей или свежескошенной травы способен вызывать ощущение уюта и спокойствия. Мозг хранит эти ассоциации с самого раннего возраста — когда все вокруг казалось безопасным и добрым. Вечера у костра, футбол, походы — радостные моменты и простота жизни, которая была не обременена взрослыми проблемами. Наш мозг ежедневно загружен разными делами и информацией, поэтому ищет расслабления, и мы часто ностальгируем.

Современные парфюмеры используют эту особенность: они добавляют в композиции ноты, напоминающие о детстве, чтобы вызвать у человека доверие и радость. А бренды ароматических свечей и диффузоров создают коллекции ароматов-воспоминаний, которые помогают расслабиться, снять тревогу и почувствовать себя в безопасности.

Логично предположить, что если ароматы способны вызвать положительные эмоции, то должно быть и наоборот. Так и есть: ольфакторная память хранит связи аромат — тревога, аромат — печаль, аромат — страх и тому подобные. Все мы помним запах в кабинете стоматолога и до сих пор испытываем тревогу, только переступив порог клиники, — несмотря на то что лечение зубов стало максимально комфортным и безболезненным.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Какие запахи вызывают ностальгию

У каждого есть свои запахи детства, но вот самые популярные.

  • Роза — раньше бабушки часто пользовались розовым маслом в качестве парфюма. 
  • Цветы и цитрусы — базовые ноты мужских одеколонов, образ папы, ощущение заботы и защиты. 
  • Свежескошенная трава — лето, дача, игры на свежем воздухе и утро, наполненное солнечным теплом.
  • Сдобная выпечка — уют кухни, мамины пироги и запах корицы, наполняющий дом.
  • Старые книги и кожа — воспоминания о дедушкиной библиотеке, о сказках перед сном.
  • Пряности и цитрусы — аромат Нового года, мандарины, подарки и ожидание чуда.
  • Леденцы — шампунь «Кря-Кря» или конфеты монпасье.

В ассортименте любого бренда всегда найдутся отсылки к перечисленным ароматам — будь то парфюм, свечи или диффузоры. 

Совет: зонируйте ароматы, чтобы одни помогали вам расслабиться, а другие, наоборот, сосредоточиться на работе. Пусть они создадут праздничное настроение или позволят поностальгировать, пробуждая самые теплые и нежные воспоминания.

Названы три причины вернуть ковер на стену — в СССР не ошибались
В последние годы наблюдается возрождение тренда на использование ковров на стенах, несмотря на то что еще недавно большинство людей стремились избавиться от них. Новое поколение дизайнеров осознает, что ковры могут не только украшать пространство, но и решать ряд практических задач, пишет эксперт Дзен-канала «DOMEO».




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая