Почему запах свежескошенной травы или книг из библиотеки заставляет нас на мгновение забыть о заботах и мысленно перенестись в детство? Оказывается, у этой удивительной способности ароматов есть научное объяснение. Дарья Дубинина, эксперт по красоте и уюту медиаплатформы Food.ru, рассказывает, как связь между запахами и воспоминаниями помогает нам справляться с тревогой и какие парфюмерные ноты способны на это.
Что такое феномен Пруста
Когда человек вдыхает аромат, молекулы запаха проникают в нос и активируют обонятельные рецепторы. Мгновенно сигнал передается в мозг, где проходит через несколько зон: сначала в обонятельную луковицу, где запах обретает образ, затем в пириформную кору, где он распознается. После этого в процесс включаются миндалина, отвечающая за эмоции, и гиппокамп, хранилище памяти. Именно эти области подсказывают мозгу, где и когда он уже сталкивался с этим запахом. Всего за доли секунды аромат оживляет воспоминания из прошлого.
Этот механизм получил название «феномен Пруста». Французский писатель-модернист Марсель Пруст описал его в своем первом романе из цикла «В поисках утраченного времени» — «По направлению к Свану». По сюжету главный герой пробует французское печенье «Мадлен» с липовым чаем, и этот аромат и вкус внезапно пробуждают в нем волну воспоминаний из детства. Сейчас этот термин используют ученые, чтобы объяснить, как запахи запускают глубокие эмоциональные реакции.
Именно поэтому аромат булочек с корицей или свежескошенной травы способен вызывать ощущение уюта и спокойствия. Мозг хранит эти ассоциации с самого раннего возраста — когда все вокруг казалось безопасным и добрым. Вечера у костра, футбол, походы — радостные моменты и простота жизни, которая была не обременена взрослыми проблемами. Наш мозг ежедневно загружен разными делами и информацией, поэтому ищет расслабления, и мы часто ностальгируем.
Современные парфюмеры используют эту особенность: они добавляют в композиции ноты, напоминающие о детстве, чтобы вызвать у человека доверие и радость. А бренды ароматических свечей и диффузоров создают коллекции ароматов-воспоминаний, которые помогают расслабиться, снять тревогу и почувствовать себя в безопасности.
Логично предположить, что если ароматы способны вызвать положительные эмоции, то должно быть и наоборот. Так и есть: ольфакторная память хранит связи аромат — тревога, аромат — печаль, аромат — страх и тому подобные. Все мы помним запах в кабинете стоматолога и до сих пор испытываем тревогу, только переступив порог клиники, — несмотря на то что лечение зубов стало максимально комфортным и безболезненным.
Какие запахи вызывают ностальгию
У каждого есть свои запахи детства, но вот самые популярные.
- Роза — раньше бабушки часто пользовались розовым маслом в качестве парфюма.
- Цветы и цитрусы — базовые ноты мужских одеколонов, образ папы, ощущение заботы и защиты.
- Свежескошенная трава — лето, дача, игры на свежем воздухе и утро, наполненное солнечным теплом.
- Сдобная выпечка — уют кухни, мамины пироги и запах корицы, наполняющий дом.
- Старые книги и кожа — воспоминания о дедушкиной библиотеке, о сказках перед сном.
- Пряности и цитрусы — аромат Нового года, мандарины, подарки и ожидание чуда.
- Леденцы — шампунь «Кря-Кря» или конфеты монпасье.
В ассортименте любого бренда всегда найдутся отсылки к перечисленным ароматам — будь то парфюм, свечи или диффузоры.
Совет: зонируйте ароматы, чтобы одни помогали вам расслабиться, а другие, наоборот, сосредоточиться на работе. Пусть они создадут праздничное настроение или позволят поностальгировать, пробуждая самые теплые и нежные воспоминания.