
В отличие от времен «дикого Запада» начала диджитализации, сегодня у нас есть вполне четкие рекомендации, какими именно могут быть цифровые границы, и как их устанавливать разумно и без давления. Об этом рассказала Алена Борьессон — сертифицированный коуч, научный исследователь в области эмоционального интеллекта и саморазвития и автор подкаста «Не учи меня жить».
Что говорят эксперты о цифровых границах

Для малышей до года — никаких экранов вовсе. Максимум — видеозвонки с бабушкой.
- С 2 до 4 лет — до 1 часа в день, качественный, развивающий контент, и только вместе со взрослым.
- Младшие школьники 6–12 лет — до 1–2 часов в день на развлекательный контент, при этом важны четкие рутины, зоны без экранов, например, на кухне и в спальне.
- Подростки — уже не столько про часы, сколько про баланс: учеба, спорт, живое общение в приоритете. Здесь важны совместные договоренности и взаимное уважение.
Границы — не про контроль, а про заботу
Когда мы решаем устанавливать границы, важно помнить, чтоэто акт любви. Не про «запретить все» или «отнять телефон», а про рамки, которые помогают ребенку чувствовать безопасность и структуру.

Но не ожидайте от малыша самостоятельного следования вашим границам — ответственность в их поддержании остается на родителях, что означает: не «отдай планшет, как тебе не стыдно», а «я рядом и помогаю завершить». Если ребенку трудно выключить — это нормально. Нам самим, взрослым, сложно, тоже поэтому границы мы устанавливаем с уважением, но твердо и без перекладывания ответственности на малыша. Кстати, для упрощения процесса вы также заранее можете встроить помощников, будь то таймеры, специальные программы или просто понятные ритуалы.
Что делать с подростками?
Здесь все немного иначе. Подростки особенно чувствительны к несправедливости и давлению, поэтому односторонние запреты не сработают. Обсудите, как вы оба видите цифровую жизнь. А еще лучше — сесть и договориться.
Один из работающих форматов — семейный договор о гаджетах. Это может быть устное обсуждение или реальный текст, который вы пишете вместе. Вот как может выглядеть такой документ:
Пример семейного договора
Мы, семья ____________, договариваемся вместе заботиться о том, чтобы технологии помогали нам, а не мешали.
Этот договор действует для всех — и детей, и родителей.
1. Время. Экранное время для удовольствия — не больше ___ часов в день.
2. Места. Без гаджетов за семейным столом. Они не ночуют в спальнях — на ночь мы кладем их в общее место зарядки.
3. Сон и отдых. За час до сна — никаких экранов. Перед сном выбираем спокойные занятия: книги, разговор, настольные игры.
4. Контент. Смотрим и играем только то, что подходит возрасту. Если что-то вызывает сомнения или страх, сразу говорим родителям.
5. Баланс. Каждый день должны быть: учеба, движение, отдых на воздухе, общение с семьей и друзьями. Только после этого — время для гаджетов.
6. Ответственность. Если кто-то нарушает договор, мы обсуждаем это спокойно и вместе ищем решение.
Подписи:
Родители: ____________
Дети: ____________
Дата: ____________
Главное — моделирование
Ключевое — как мы сами соблюдаем границы. Что бы мы ни говорили, дети считывают не слова, а поведение. И если мама сказала «не бери телефон за ужином», а сама листает ленту за столом, весь эффект теряется. Это старое доброе моделирование — психологический процесс, изученный еще Альбертом Бандурой, при котором дети учатся, наблюдая за значимыми взрослыми.

Неважно, малыш у вас или подросток — здоровые цифровые границы начинаются с вас. Оставьте телефон в месте зарядки перед сном. Не берите его на прогулку. Скажите честно: «Мне тоже трудно отключиться, я учусь вместе с тобой». И в этом будет гораздо больше силы, чем в любых запретах и наказаниях. Удачи вам на этом пути!