Как помочь ребенку провести время за гаджетом с пользой

Советы детского психолога.
17 Августа 2020
Фото: LEGION-MEDIA

Сегодняшние дети — это поколение, которое с рождения живет в цифровом мире, и гаджеты — одна из его обыденных реалий. Современным родителям приходится воспитывать детей именно в таких условиях, поэтому вопрос «Как сделать так, чтобы ребенок проводил за гаджетами время с пользой, а не тратил его впустую», очень актуален.

О том, как помочь ребенку сориентироваться в мире цифровых занятий и развлечений, подсказывает детский и семейный психолог Наталья Городулина.

Гаджеты предлагают огромный выбор контента — развлекательного, обучающего, инструментов для общения и так далее. Его так много, что некоторые родители начинают бояться, как бы ребенок не ушел в виртуальный мир с головой, и начинают перестраховываться вплоть до полного запрета.

На самом деле родителям стоит принять как факт, что гаджет — это просто вещь, и как ее использовать, зависит от вас. Поэтому нет смысла лишать ребенка тех возможностей, которые они предоставляют — этот запрет будет работать только в самом раннем возрасте. Стоит пойти в школу, а то и в детский сад, и тут же современный мир возьмет свое.

Так что правильнее сразу сориентировать ребенка, что такое гаджеты и что они дают. Родители обязательно должны показать, что телефон или планшет — это не игрушка, а современное устройство, с помощью которого можно работать и учиться. Хорошо, если ребенок видит на примере своих родителей, как именно это происходит: например, мама смотрит обучающее видео, слушает аудиокнигу, а папа работает с документами или финансами.

Чтобы ребенок проводил время за гаджетом с пользой, важно ввести четкое понимание: сколько времени родители считают нормальным проводить за гаджетами, сколько из этого времени отводится на развлекательный контент (игры, мультфильмы, видеоролики) и сколько можно потратить на что-то полезное (учить языки, программировать, рисовать).

Личный пример и в этом случае играет роль — если родители постоянно зависают в соцсетях и не отводят взгляда от смартфона, вряд ли получится эффективно ограничивать в этом детей. Первое время ребенок может обходиться без собственного гаджета и брать родительский, например, планшет. Покупать индивидуальный стоит тогда, когда появляется необходимость пользоваться им в то время, когда родительский занят.

Например, когда ребенок начинает самостоятельно ходить в школу, ему нужен свой телефон. Или, допустим, если режим дня выстроен так, что в то время, которое отведено на просмотр мультфильмов за компьютером, родители за ним работают, — тогда требуется еще одно устройство, чтобы смотреть мультфильмы.

Чтобы обучающие занятия привлекали и увлекали ребенка, при их выборе важно ориентироваться на его интересы и способности. Все дети талантливы, абсолютно все, и у некоторых эти способности заметны еще в дошкольном возрасте. Они обычно проявляются как тяга к какой-то определенной теме, и будет здорово, если родители начнут сознательно поощрять этот интерес и создавать условия для его развития.

Например, ребенок, который мог подолгу проводить время, собирая обычный конструктор, а теперь с увлечением занимается постройкой в виртуальным конструкторе, скорее всего, обладает врожденной усидчивостью, и ему понравится курс по программированию или изучению английского языка на базе этой игры.

Если сфера интересов и способностей ребенка пока явно не проявилась, можно искать ее просто постоянно пробуя что-то новое. В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что родителей беспокоит, если ребенок часто хочет менять занятия. На самом деле это совершенно нормально. Так происходит, во-первых, в силу незрелости головного мозга, а во-вторых, из-за неумной детской любознательности, жажды попробовать как можно больше всего.

Если родитель видит, что ребенок не утратил интерес к занятиям, но хочет отказаться из-за каких-то временных трудностей, можно договориться с ним о том, чтобы он позанимался еще два раза. Если и после них он захочет отказаться, не нужно этому препятствовать. Возможно, он найдет что-то более интересное и полезное для себя, а нередко бывает и так, что ребенок преодолевает свое сопротивление, и позднее продолжает обучение с интересом.

Занятия стоит подбирать не только с учетом личных особенностей, но и по возрасту. Так, иностранные языки можно начинать учить уже в 5—7 лет, примерно тогда же начинайте предлагать мастер-классы по созданию поделок, рисованию и т.п.

В 8-10 лет дети становятся более активными пользователями гаджетов и интернета, в том числе потому, что во многих школах существует система электронного журнала, а недавно в силу форс-мажорных обстоятельств начало активнее развиваться онлайн-образование.

Так что в этом возрасте можно многому учить. По некоторым предметам школьникам уже со 2 класса задают делать презентации, и родители могут показывать своим детям, как искать нужную информацию и картинки в интернете, логически строить рассказ, выделять главные мысли и кратко их формулировать, работать в программе по созданию презентаций.

В Рунете очень хорошо представлены онлайн-программы, которые помогают детям с первых классов готовиться и участвовать в олимпиадах по математике, русскому языку и другим предметам. Это важный и полезный опыт, подготовку к олимпиадам часто ведут увлеченные своим делом профессионалы, которые могут показать ребенку интересные задания за рамками школьной программы.

Можно и нужно добавлять обучающие занятия по интересам ребенка: курсы программирования на базе виртуального конструктора, курсы по созданию аниме-персонажей и так далее. Здорово, если родители вместе с ребенком будут иметь общие интересы и изучать что-то новое вместе. Ребенок, увлекающийся динозаврами, может вместе с папой искать информацию и фотографии этих животных, изучать их повадки. Мама с дочкой могут выбирать интересные видео рецепты и готовить по ним вместе.

И, конечно, не стоит забывать о мультфильмах — и сейчас я говорю не о каких-то обучающих анимационных проектах, а о самых обычных развлекательных мультиках. Современные мультфильмы стремятся пробудить в ребенке воображение, предлагают пищу для фантазии, что способствует развитию творческих навыков, побуждает к поиску ответов на вопросы об окружающем мире.

Фото: Catoon Network

Например, в мультсериале Cartoon Network «Бен 10» десятилетний мальчик вместе с друзьями переживают увлекательные приключения и решают непростые загадки, чтобы справиться со сложностями. Это дает ребенку возможность поставить себя на место героя и попробовать вообразить: а чтобы я сделал на месте Бена?

Можно ли было справиться с ситуацией иначе? Каким бы тогда получилось приключение? Когда ребенок смотрит мультфильмы, он сопереживает любимым героям, что помогает ему развивать эмоциональный интеллект, понимать важность дружбы, учит навыкам построения взаимоотношений в обществе.

При этом ему предлагаются разные модели поведения — ведь персонажи, как и люди, отличаются друг от друга, и в этом отличии, в этой индивидуальности и заключается ценность. Каждый ищет свой путь и свое место в этом мире, и каждый из этих путей имеет свои плюсы.

Например, в мультфильме «Вся правда о медведях» жизнерадостный Гриз располагает к себе окружающих за счет своего оптимизма, что близко общительным детям.

Мечтателям скорее по душе придется Панда, который очень эмоционален и искренен в своих чувствах, а Белый, который мало говорит, но при этом постоянно заботится об окружающих, может научить застенчивых детей, как выстраивать отношения с другими, не ломая свой характер.

Фото: Catoon Network

Какими бы полезными ни были занятия за гаджетами, они вряд ли будут способствовать полноценному развитию, если проводить за ними время без меры. Дети 5-7 лет еще плохо чувствуют время, у них слабо развит самоконтроль, поэтому не стоит ожидать, что они будут следить за часами самостоятельно.

Помогите им на начальных порах — задействуйте программы родительского контроля, которые показывают время пользования тем или иным приложением и ограничивают доступ к гаджету по истечении времени, которое вы установили.

Детям после 8 лет можно постепенно передавать контроль времени, но не стоит ждать, что они научатся делать это сразу, им нужен определенный период, чтобы перестроиться и самостоятельно следить за часами. Ко мне как к психологу нередко обращаются родители детей среднего и старшего школьного возраста с одним и тем же вопросом: что делать, если ребенок целый день сидит в компьютере и не хочет делать ничего другого.

Обычно такие ситуации возникают, когда в более раннем возрасте родители не установили правила пользования гаджетами. Вводить их в подростковом возрасте уже сложно, поэтому установите их тогда, когда ваш ребенок только начинает пользоваться гаджетами.

В частности, четко оговорите, сколько времени он может проводить за ноутбуком или планшетом и в какие именно часы дня. При этом в любом случае за час до сна рекомендуется избегать любых гаджетов. Расскажите про то, как устроены компьютерные игры, почему они специально сделаны так, чтобы не хотелось выходить, про то, что виртуальные призы взывают в мозгу выработку гормона удовольствия — дофамина, и это стимулирует играть дальше.

Кроме того, предложите ему другие занятия, не ограничивайте его гаджетами и виртуальной реальностью. Чтобы при этом не перегрузить ребенка, важно посмотреть в целом, как выстроен его режим. Если у ребенка много «сидячих» занятий - хорошо бы, чтобы его обучение за гаджетами было активным.

Также у детей обязательно должно быть личное время, свободное от занятий, от гаджетов, когда они могут поскучать и побездельничать. Это помогает мозгу перезагрузиться. Словом, сделайте так, чтобы ваш ребенок не воспринимал гаджет ни как награду, ни как единственный способ развлекаться и обучаться, и тогда он станет просто полезной вещью и хорошим помощником в его многогранной повседневной жизни.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
5 главных ошибок родителей при обучении ребенка плаванию
Этот материал нам помогли подготовить тренер по плаванию, блогер, основатель школы, кафе и центра обучения инструкторов «Моя стихия» Иван Матюшов и герой мультсериала «Спорт Тоша» Львенок Лева. Мы узнаем, какие ошибки чаще всего совершают взрослые, когда учат ребенка плавать, и к чему они приводят.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог