
Если ваш ребенок плохо читает и, по возможности, старается избегать встречи с книгой, не спешите отчаиваться. Детям важно быть успешными и нравится им то, что хорошо получается. Если они ежедневно чувствуют, что читают, считают, говорят по-английски хуже одноклассников, никакой любви к этому предмету они испытывать не будут. Даже, напротив, попытаются саботировать процесс: «Кому нужна эта математика/литература!?» О том, как исправить ситуацию с чтением, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.
Мониторить качество чтения ребенка нужно с ранних лет. Если вы хотите сами учить малыша читать, рекомендую изучить соответствующую литературу перед тем, как покупать красочную азбуку. Многие проблемы с чтением у ребенка возникают именно из-за родительских ошибок. Часто детей учат буквам, а не звукам. Вот только когда дело доходит до слогов, ребенок почему-то читает не «бу», а «бЭу», не «ма», а «мЭа» или «Эма». Приходится переучиваться.
Что делать, если ребенок читает медленно?
Нужно выявить проблему. Не может быть так, что одинаково плохо все, поэтому надо сесть с ребенком и скрупулезно искать моменты, которые ему не даются.
- Первым делом проверьте, не заменяет ли ребенок звуки на буквы. Для проверки предложите ему листочек с буквами. Покажите ему на букву и попросите ребенка назвать звук. В идеале он должен делать это быстро, без раздумий. Удобно пользоваться карточками. Это листок размером с визитку из бумаги, которая не просвечивает. Подготовьте стопку таких карточек и напишите на одной стороне букву, а на другой — звук. Перемешайте карточки и показывайте ребенку по очереди сторону с буквой. Его задача — как можно скорее назвать звук. Те карточки, что получаются медленнее других или забываются, отложите в сторону. Затем перемешайте их и тренируйте чаще. Потом можно показывать звук (другую сторону карточки) и попросить назвать букву.
- Узнайте, не путает ли ребенок похожие по написанию буквы? Например, В и Б. Теперь переходите к открытым, а потом закрытым слогам. Обратите внимания на сложные звукосочетания (например, поРТФель). Сначала выявите проблемные слоги (при чтении текстов). Теперь дайте ребенку столбики со словами, содержащими проблемные места, и тренируйтесь. Чтение — навык, который можно выработать с помощью ежедневной практики.
- Считается, что ребенок должен читать буквы с такой же скоростью, как и числа. Для проверки этого параметра нужно дать ему по очереди длинную последовательность чисел, а потом букв и засечь время.
- Если у ребенка просто низкая скорость чтения, попробуйте предложить ему столбики слов разной сложности. Нужно читать слова и оттачивать скорость. Также разгон по скорости обеспечат несколько легких методик скорочтения:
1.Чтение со шторкой. Возьмите обыкновенный лист бумаги и плавно ведите сверху вниз. Ребенок должен стараться успеть прочитать строчку, пока вы не закрыли ее.
2. Чтение с мотором. Пусть ребенок сложит все пальцы кроме больших в замок, а большими (по принципу моторчика) крутит вперед или назад. Параллельно с этим упражнением нужно читать текст. Чем быстрее будут двигаться большие пальцы, тем быстрее он будет читать.
3. Чтение с указкой. Возьмите карандаш и ведите от начала строки к концу, пока ребенок читает текст. Суть в том, чтобы он успевал читать и не отставал глазами от вашей указки. Все эти методики отлично тренируют скорость чтения.
Имейте в виду, что достижения ребенка нужно отмечать и обязательно хвалить его за успехи. Ведите дневник, где будут отражены результаты. Отработал стопку из «сложных» карточек на 10 секунд быстрее чем вчера? Читал с методикой «Шторк» 15 минут перед сном? Отлично! Не скупитесь на похвалу. Так у ребенка будет опыт достижений, и он поймет, что у него реально получается.
Что делать, если ребенок не любит читать?

Это проблема многих родителей. Со скоростью все в порядке, но вот книгу в руках ребенка увидеть сложнее, чем черную кошку в темной комнате! Как это исправить?
- Не заставляйте ребенка читать. Конечно, чтение развивает словарный запас, кругозор, эрудицию. Мы это прекрасно знаем, в отличие от наших детей. Поэтому оставьте ребенка в покое. Представьте себя на его месте: стресс из-за контрольных и оценок, домашних заданий и ответов у доски. Дети хотят отдохнуть, поэтому обходят книжную полку стороной. Попробуйте не заставлять, а «подсунуть» интересную книжку. Поверьте: детей и так часто заставляют делать то, что они не хотят, поэтому не давите.
- Ведите дневник успеха. Если ваш ребенок (особенно подросток) не очень любит себя и не ценит/не видит своих достижений, потратьте пять минут в день, чтобы обеспечить ему позитивные подкрепления.
- Поход за книгой, как приключение. Сходите в магазин за книгой себе и ребенку вместе. Сначала выберете книгу для себя и посоветуйтесь с ребенком. Потом обсудите, что хочет ребенок, прочитайте аннотации ко всем вариантам, посмотрите рецензии. Выберите самую классную книгу, которая действительно понравится. Убеждать ребенка почитать хоть страничку не придется, ведь он сам участвовал в выборе.
- Личный пример заразителен. Если вы вечерами, например, смотрите телевизор или занимаетесь спортом, не удивляйтесь, что ребенок не читает. Очень часто читающий родитель = читающий ребенок. Есть исключения, но в большинстве случаев это работает. С малых лет видя вас с книгой, у ребенка будет интерес. Попробуйте рассказать о чем вы читаете, донести мысль: «И ты тоже можешь прочитать». Так еще до школы вы можете помочь ребенку полюбить чтение и спровоцировать стремление узнать. Помните, что «Лучший подарок – это книга» (причем не только ребенку, но и вам).
- Совместное обсуждение прочитанного. Постарайтесь выделить время и прочитать краткое содержание книги, заданной ребенку, и обсудите с ним. Вы можете не только показать свою заинтересованность, но и передать те сложные моменты из вашего жизненного опыта, которые ребенок, возможно, не понимает.
- Краткое содержание и экранизации. Краткое содержание редко может сравниться с реальным произведением, но, если действительно заинтересует ребенка, он обязательно спросит: «Мам, ну что там дальше произошло»? Можно смотреть фильмы, вместе читать книги, а потом обсуждать и сравнивать. Например, «Гарри Поттер» или «Властелин колец». Такие сравнения помогут ребенку быть в тренде. Сейчас очень много экранизаций – большой выбор для всей семьи.
Следуйте нашим советам, и ваш ребенок не будет открещиваться от книг. Поддерживайте его, тренируйтесь и показывайте личный пример.