Сегодня, 11 января 2024 года, не стало народного артиста СССР, актера и режиссера Юрия Соломина. Он скончался в возрасте 88 лет. В его фильмографии почти 60 работ. Вспомним самые яркие из них.
Павел Кольцов — «Адъютант его превосходительства» (1969)
По странному совпадению за день до смерти исполнителя главной роли не стало сценариста фильма и автора одноименного романа Игоря Болгарина. История повествует о разведчике Павле Кольцове, который во время Гражданской войны оказывается сначала в плену, а затем на службе в белой армии, помогая при этом большевикам.
За эту роль Юрий Соломин был удостоен Госпремии РСФСР, а также звания заслуженного артиста. Хотя изначально актер претендовал на роль второго плана. О роли Кольцова он и не мечтал, так как худсовет шесть раз (!) заворачивал его кандидатуру. Но режиссер Ташков каким-то чудом сумел настоять на своем и вместо утвержденного уже Михаила Ножкина взял Соломина.
Иван Ильич Телегин — «Хождение по мукам» (1974)
В советское время отлично умели делать сериалы, и 13-серийный фильм «Хождение по мукам» — достойный тому пример. Кино основано на трилогии Алексея Толстого и повествует о судьбе двух сестер в годы Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны.
Изначально Соломин пробовался на роль Рощина. В одном из интервью он рассказал, что выбор ролей, все эти худсоветы и утверждения всегда давались ему нелегко. А когда позвонили со студии, чтобы сказать, что он будет играть Телегина, то попросили сначала сесть, и только потом сообщили новость. Телегин должен был быть хорош собой. А Соломин никогда не считал себя внешне привлекательным. Он признавался, что на свои фотографии, даже те, что сделаны в молодости, ему трудно смотреть.
Владимир Арсеньев — «Дерсу Узала» (1975)
Артист признавался, что получить главную роль у легендарного Акиры Куросавы он даже не мечтал. Однако Соломина утвердили без проб. Режиссер был впечатлен его работой в «Адъютанте его превосходительства».
«Дерсу Узала» основан на воспоминаниях ученого и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсентьева. Основу сюжета составляет его путешествие по Уссурийской тайге, опасной и плохо изведанной. За эту работу Куросава получил множество наград, в том числе американский «Оскар». Но из-за напряженных отношений с Голливудом он не поехал на церемонию. В СССР на победу тоже никто не рассчитывал. Поэтому в Лос-Анджелесе никого из съемочной группы не было. Соломин рассказывал, что узнал об «Оскаре» спустя неделю после награждения: чиновник из Госкино случайно обмолвился об этом в разговоре.
Генрих Айзенштайн — «Летучая мышь» (1979)
В этом году музыкальному фильму Яна Фрида исполнится 45 лет. Картина входит в золотой фонд советского кинематографа. Советские сценаристы практически полностью переписали изначальный сюжет оперетты Штрауса. Оригинальная история показалась им скучной и неправдоподобной.
Юрий Соломин, сыгравший Генриха, впервые оказался в одном проекте вместе с братом Виталием, который воплотил директора театра Фалька. Для обоих было большим сюрпризом встретиться на площадке. Как вспоминали артисты, съемки шли в невероятно дружелюбной и веселой атмосфере. Работу омрачал только радикулит Юрия Соломина. Так как артисту приходилось много танцевать, перед каждой сменой он ставил себе укол с обезболивающим.
Полковник КГБ Виталий Славин — «ТАСС уполномочен заявить» (1984)
Шпионский детектив о противостоянии двух разведок — американской и советской — создавался трудно и не без проблем. Картина основана на романе Юлиана Семенова, автора «Семнадцати мгновений весны». Обласканный властями писатель активно вмешивался в процесс. Сначала он отказал Лиозновой в режиссерском кресле, затем отстранил Бориса Григорьева. После уже взбунтовались актеры — Николай Губенко и Игорь Ледогоров отказались сниматься. На одно из освободившихся мест взяли Юрия Соломина. За роль офицера органов госбезопасности он вместе с коллегой Вахтангом Кикабидзе получил специальную премию от КГБ.
Борис Градов — «Московская сага» (2004)
Юрий Соломин снимался и в современных проектах. Так, он сыграл главу семейства Градовых в экранизации трилогии Василия Аксенова. Фильм повествует о семье хирурга и профессора медицины, начиная с 1920-х годов и заканчивая серединой 50-х.
Актер признавался, что сериал привлек его исторической объективностью. В нем отсутствовали оценки, что хорошо и что плохо было в том или ином периоде истории. В ходе съемок Соломин вспомнил, как репрессировали его деда. В семье об этой истории не распространялись. Поэтому актер считал, что ему арест деда приснился или он об этом где-то прочитал.
Оценки зрителей сериала разделились. Многие в фильме увидели отражение своих семейных историй, другие, отдав должное актерскому составу, оказались недовольны скромным бюджетом и малым масштабом съемок.
Прощание с Юрием Соломиным состоится в понедельник, 15 января, в Малом театре, которым он руководил последние 36 лет. Похороны пройдут на Троекуровском кладбище.