Казалось бы, снять внятное кино на основе русской народной сказки — задача едва ли выполнимая, учитывая непередаваемый фольклорный колорит. Да и технические средства для воплощения замысла стали в полной мере доступны кинематографистам только ближе к концу двадцатого столетия. Тем не менее отечественные постановщики вполне успешно осваивали сказочные нарративы едва ли не с первых лет существования советского кино. А современные режиссеры продолжили эту традицию. О самых ярких и успешных примерах — в нашей подборке.
«Василиса Прекрасная», 1939 год
Эта экранизация известной сказки «Царевна-лягушка» остается одной из самых любимых у зрителей. Сюжет знаком многим: отец решает женить сыновей, и каждый из них пускает стрелу, чтобы найти свою суженую. Стрела младшего попадает в болото, где ее находит Царевна-лягушка.
Примечательно, что Георгий Милляр исполнил в фильме сразу три роли: отца, мудрого гусляра и знаменитой Бабы-Яги. А Валентина Сорогожская, сыгравшая Василису Прекрасную, после этой работы больше в кино не снималась.
«Кащей Бессмертный», 1944 год
Эпическая сказка Александра Роу повествует о приключениях двух друзей — Никиты Кожемяки и Булата Балагура. Они отправляются спасать невесту Никиты, по пути сталкиваясь с войском Кащея Бессмертного. По словам постановщика, через язык киносказки он хотел рассказать «о тяжелых временах, избегая прямых аналогий».
Кащея сыграл бессменный Милляр (из-за болезни так сильно похудевший, что образ получился вдвойне устрашающим), а к 70-летию картины фильм был отреставрирован и получил цветную версию.
«Каменный цветок», 1946 год
Основанный на сказах Бажова фильм рассказывает историю Данилы-мастера, непревзойденного уральского каменщика. Его работы восхищают всех, кроме него самого, и он отправляется к Хозяйке Медной горы, чтобы увидеть совершенство каменного искусства. Однако путь выдался не из легких.
Это первый советский фильм, снятый на цветной пленке, что принесло ему награду Каннского кинофестиваля. Картина также стала лидером советского кинопроката 1946-го: ее, по общим оценкам, посмотрело более 23 миллионов человек.
«Садко», 1952 год
Экранизация былин о гусляре Садко, снятая Александром Птушко, поражает своей масштабностью. Герой, стремясь показать миру товары Великого Новгорода, отправляется в путешествие, полное удивительных встреч и испытаний. Садко помогает царевна Ильмень-озера, а его смекалка и искусство игры на гуслях помогают преодолеть все трудности.
Фильм удостоился «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале. Жюри смотра восхитили визуал и эпический размах. В 1962 году картина даже вышла в США. Правда, под названием «Волшебное путешествие Синдбада». Такая вот адаптация для западного зрителя.
«Илья Муромец», 1956 год
Тот же Птушко перенес на экран и былинный сюжет о богатыре Илье Муромце, который сначала попадает в темницу из-за козней бояр, но позже спасает Русь от нашествия. Картина выделялась батальными сценами, эффектным изображением Змея Горыныча и великолепной игрой Бориса Андреева в главной роли.
Фильм стал хитом не только в СССР, но и за рубежом, успешно показывался в США, Великобритании и Японии. Как отмечали критики, широкоформатная съемка добавила лентам Птушко величественности и зрелищности, сделав их, как сказали бы уже сегодняшние эксперты, супергеройскими блокбастерами.
«Морозко», 1964 год
Снятая Александром Роу экранизация народной сказки рассказывает о скромной девушке, которую мачеха выгоняет из дома, и молодом человеке, превращенном в медведя за свое тщеславие. Сюжет наполнен волшебством, добротой и забавными персонажами, включая Марфушку, блистательно сыгранную Инной Чуриковой. На пробах молодая актриса удивила режиссера, не жалея зубов, когда грызла орехи, что и помогло ей получить роль.
Во время съемок фильм чуть не был утерян из-за аварии в студии, но Георгий Милляр, исполнивший роль Бабы-Яги, спас отснятые пленки.
«Руслан и Людмила», 1972 год
Экранизация поэмы Пушкина о храбром Руслане, отправляющемся на поиски похищенной Людмилы, изобилует приключениями, магией и борьбой с коварными силами. Особенностью съемок стал креативный подход режиссера Александра Птушко: например, для сцены с попугаями вместо сотен птиц использовали всего несколько десятков, дополнив их загримированными голубями.
Забавно, что актера Игоря Ясуловича загримировали под старца Финна столь мастерски, что и сам постановщик принял его за пожилого человека.
«Последний богатырь», 2017 год
Этот фильм был создан при участии когда-то существовавшего российского подразделения студии Disney. В центре сюжета — парень из современного мира, который попадает в Белогорье, волшебную страну с древними сказочными персонажами. Создатели уделили особое внимание деталям: например, корона Варвары была изготовлена из кружева, покрытого металлом методом гальванизации.
Картина собрала в прокате 30,6 миллиона долларов, что позволило запустить успешную франшизу, в рамках которой вышли еще две части.
«Баба Яга спасает мир», 2023 год
В новой сказке Баба-Яга, роль которой исполняет Людмила Артемьева, оказывается на стороне добра. Она отправляется в современный мир, чтобы спасти людей от древних темных сил. В фильме также появляются Кикимора, Леший и Марья-искусница, а Кащей представлен традиционным антагонистом в исполнении Григория Сиятвинды.
Сценарий был доработан с учетом современных реалий, чтобы сделать повествование более динамичным и актуальным. Но сохранить «русский дух» киносказок великого Александра Роу тоже удалось.