Песня плывет, сердце поет: 8 фильмов о столице

Устраиваем кинематографическую прогулку с героями любимых фильмов.
Никита Маргаев
|
12 Сентября 2025
«Москва слезам не верит» (1980)
Фото: кадр из фильма

«Москва, как много в этом звуке!» — торжественно восклицал Александр Пушкин. По случаю Дня города предлагаем вам отправиться вместе с нами в увлекательное кинопутешествие по столице России. Туристический маршрут включает в себя посещение Кремля времен Ивана Грозного, заселение в «скворечник» у Покровских ворот, обзорную экскурсию по городу, фотосессию у обломков НЛО в Северном Чертаново и другие активности. 

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Фото: кадр из фильма

«Иван Васильевич меняет профессию» — один из тех фильмов, что первыми приходят на ум, когда слышишь словосочетание «советская комедия». В нестареющей классике Леонида Гайдая по вине горе-изобретателя Шурика (Александр Демьяненко) произошел пространственно-временно казус: в обычную московскую квартиру пожаловал сам Иван Грозный (Юрий Яковлев), а на престоле в XVI веке его подменил сосед инженера, как две капли воды похожий на государя. Вслед за столичным пенсионером в царские палаты проник и вор-рецидивист Милославский (Леонид Куравлев). Пока Шурик бегает по улицам Москвы в поисках новых транзисторов для починки машины времени, самодержец любуется с балкона видами города (эпизод снят на Калининском проспекте), слушает по радио Высоцкого и знакомится с другими жильцами дома на Новокузнецкой. Параллельно с этим гости из будущего обживаются в белокаменном Кремле, роль которого убедительно исполнил архитектурный ансамбль из Ростова Великого. 

«Мастер и Маргарита» (2024)

«Мастер и Маргарита» (2024)
Фото: кадр из фильма

Такую Москву вы точно еще не видели! В последней на данный момент экранизации романа «Мастер и Маргарита» столица приняла облик великой стройки коммунизма. В ленте 2024 года над городом возвышается огромная статуя Ленина, венчающая Дворец Советов — грандиозный мегапроект сталинской эпохи, который в действительности так и не был построен на месте Храма Христа Спасителя. Мелькают в кадре и другие громоздкие здания, от возведения которых также пришлось отказаться из-за Великой Отечественной войны и трудностей в реализации. Не беря во внимание происходящие в этой альтернативной Москве события и тот факт, что по ней свободно разгуливает сам Дьявол (пускай и в исполнении чертовски харизматичного Аугуста Диля), мы бы с удовольствием побродили по ее широким площадям и проспектам! 

«Покровские ворота» (1982)

«Покровские ворота» (1982)
Фото: кадр из фильма

После того, как спектакль по пьесе Леонида Зорина убрали из репертуара Театра на Малой Бронной, автор постановки Михаил Козаков решил попробовать себя в качестве кинорежиссера, сняв картину по ее мотивам. Ввиду солидного объема диалогов полнометражный формат вскоре сочли неподходящим для адаптации. Действия двухсерийного телефильма, нагрянувшего на советские экраны лишь в 1982 году, разворачиваются в двух временных линиях — в пятидесятых, когда в дом у Покровских ворот заселился заводила-аспирант Костик Ромин (Олег Меньшиков), и в настоящем, где повзрослевший герой (Козаков) наблюдает за сносом здания, хранящего память о его молодости. Эта на первый взгляд легковесная картина насквозь пропитана ностальгической грустью по старой Москве, ушедшей юности и эпохе Хрущевской оттепели. Комплиментарное изображение последней и стало главным камнем преткновения между режиссером и главой Творческого объединения «Экран». Чтобы доказать верность генеральной линии партии, Козаков дал обещание после завершения съемок сыграть Феликса Дзержинского сразу в трех фильмах о революции. 

Забавный факт: Леонид Зорин на самом деле в своей автобиографической пьесе описывал дом, расположенный на Петровском бульваре, а в экранизации так и вовсе использовался фасад жилого здания в Нащокинском переулке.  

«Москва слезам не верит» (1980)

«Москва слезам не верит» (1980)

Прямо сейчас интернет сотрясают бурные дискуссии относительно качества ремейка «Москва слезам не верит» от Жоры Крыжовникова, где действия перенесли в наше столетие. Хотя новая версия также имеет право на существование, мы все же настоятельно рекомендуем обратиться к легендарному оригиналу, который в 1981 году был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». По сюжету три провинциальные девушки — амбициозная Катерина (Вера Алентова), расчетливая Людмила (Ирина Муравьева) и добродушная Антонина (Раиса Рязанова) — перебираются в столицу в поисках лучшей жизни, и каждая из них стремится к счастью в собственном понимании. Никакой другой художественный фильм не показывал Москву со стольких ракурсов и планов, как мелодрама Владимира Меньшова: в кадре засветились сталинские высотки, ленинская библиотека, заводские промзоны, Гоголевский бульвар, улица Горького, площадь Маяковского, метрополитен, Дом кино на Поварской, Курский вокзал и другие достопримечательности города. Так как события первой половины ленты происходят в 1958 году, съемочной группе не раз приходилось придумывать изощренные способы, как скрыть в кадре объекты, которые были построены позже. 

«Три тополя на Плющихе» (1968)

«Три тополя на Плющихе» (1968)
Фото: кадр из фильма

Большинство из нас знает Татьяну Лиознову как постановщицу легендарной шпионской драмы «17 мгновений весны», однако на ее счету были и другие не менее примечательные картины. К примеру, трогательная мелодрама «Три тополя на Плющихе». В центре сюжета — замужняя провинциалка Нюра (Татьяна Доронина), приехавшая в столицу, чтобы продавать домашнюю ветчину. На Комсомольской площади она ловит такси, за рулем которого оказывается скромный интеллигент Саша (Олег Ефремов). Женщина планирует навестить золовку, живущую на Плющихе возле кафе «Три тополя». Однако, по всей видимости, сказывается отсутствие навигатора, и пара отправляется колесить по Москве шестидесятых, делая крюк через Большую Пироговскую улицу, Манежную площадь, Калининский проспект (ныне Новый Арбат), переулок Сивцев Вражек и Смоленскую набережную. За время поездки герои проникаются друг к другу теплыми чувствами, которым так и не было суждено перерасти во что-то большее. 

«Кентавр» (2023) 

«Кентавр» (2023)
Фото: кадр из фильма

Не могли себе отказать в парадоксальной рифме и не продолжить нашу подборку еще одним фильмом, где немногословный таксист Саша (Юра Борисов) и его обаятельная попутчица (Анастасия Талызина) разъезжают по улицам столицы, но уже в темное время суток. Разумеется, между нежной мелодрамой Татьяны Лиозновой и мрачным психологическим триллером Кирилла Кемница нет никаких совпадений, кроме места действия и имени протагониста. «Кентавр» — это фильм из совершенно другой эпохи, где Москва уже не уютный советский город, которому пел оды Магомаев, а громадный мегаполис с шумными эстакадами и взмывающими ввысь небоскребами. В стилистическом отношении создатели ленты ориентировались прежде всего на фильмы датского режиссера Николаса Виндинга Рефна, поэтому в цветовой палитре здесь преобладают холодные неоновые оттенки, усиливающие дискомфорт во время просмотра. 

«Духлеss» (2011)

«Духлеss» (2011)
Фото: кадр из фильма

В свое время именно экранизация бестселлера Сергея Минаева задала тренд на изображение столицы, как города успешных, но зачастую депрессивных людей. Режиссер Роман Прыгунов был в числе первых, кто показал мегаполис западного образца, где за внешней атрибутикой богатства скрывается духовная нищета. Топ-менеджер Максим (Данила Козловский) живет или, правильнее сказать, существует в мире строгих пиджаков, светских вечеринок и автомобилей премиум-класса, но ничто из этого не делает его по-настоящему счастливым. Занятно, что этот, прямо скажем, критический взгляд на столицу отозвался в сердцах самих москвичей. Так, в 2017 году «Духless» и его продолжение были признаны лучшими современными фильмами о Москве по итогам голосования на портале «Активный гражданин». Прыгунов же продолжил воспевать и высмеивать российских яппи, но уже в комедийном хите «Беспринципные» по сценарию Александра Цыпкина. 

«Притяжение» (2017)

«Притяжение» (2017)
Фото: кадр из фильма

Москва — это не только Красная площадь, Новый Арбат, деловой центр, Патрики и другие излюбленные кинематографистами локации, но и спальные районы с плотной застройкой. Справедливости ради, Северное Чертаново, где по сюжету фантастического блокбастера «Притяжение» рухнул корабль пришельцев, все же выделяется на фоне других. Это микрорайон был спроектирован как экспериментальная автономная единица с учетом многих передовых для своего времени идей, а впоследствие еще и приобрел славу одного из самых опасных (статистика преступлений это опровергает). В фильме Бондарчука местные жители не слишком радушно принимают космических гостей (что логично, ведь их внеплановый визит повлек за собой колоссальные жертвы и разрушения), а в авангарде сопротивления оказываются «четкие пацаны» во главе с героем Саши Петрова. Хотя показанные в ленте гопники — это набивший оскомину и давно канувший в лету стереотип, настоящие чертановцы все равно были рады увидеть знакомые дворы и панельки на большом экране.




Звезды в тренде

Никита Пресняков
актер, певец, режиссер
Полина Диброва
фотомодель
Ханде Эрчел (Hande Erchel)
актриса, модель
Филипп Киркоров
певец, музыкальный продюсер
Татьяна Буланова
актриса, певица