«Алиса, сделай громче!», «Маруся, выключи свет», «Лучше спроси у GPT», «ИИ все сделает...» — часто ли вы используете подобные фразы? Насколько сильно технический прогресс вошел в вашу жизнь? К чему это может привести? Роботы наступают? Сегодня мы расскажем о пяти фильмах, которые уже дали ответы на эти вопросы: «2001: Космическая одиссея», «Бегущий по лезвию», «Симона», «Она», «Превосходство».
«2001 год: Космическая одиссея» 1968 г. Реж. Стэнли Кубрик

Американские учёные 21 века нашли на Луне искусственно созданный объект — плиту. Экипаж космического корабля «Дискавери», состоящий из пяти астронавтов и одного компьютера «HAL 9000», наделенного человеческими качествами, должны разгадать тайну плиты. Одни ли мы во Вселенной? В чем смысл нашего существования? Фильм поднимает больше вопросов, чем дает ответов. Помимо невероятного визуала, потрясающих спецэффектов, «Одиссея» показывает нам видеозвонки, идентификацию по голосу, даже «айпады» — и всё это в свободном доступе, хотя Стив Джобс в то время ещё в школу ходил и никто не мог подумать, что такими технологиями сможет пользоваться каждый второй. Несмотря на некоторые неточности в области космических технологий — например, как люди перемещаются в невесомости, — фильм с каждым годом становится всё более актуальным.
«Бегущий по лезвию» 1982 г. Реж. Ридли Скотт

Ноябрь 2019 года, Лос-Анджелес. Рика Декарда (Харрисон Форд) восстанавливают в звании детектива, чтобы он нашел и обезвредил группу репликантов, сбежавших из космической колонии. После премьеры фильм остался непонятым и даже растоптанным критиками. Однако именно он стал первым образцом «нуара будущего», толчком к киберпанку. Смог, покрывающий небоскребы с рекламой, скрывает антиутопию будущего: борьбу человека и андроида, перенаселение, клонирование. Технологии помогают человеку или порабощают его? Способен ли компьютер на чувства? Вопросы, которые поднимаются в этом фильме, шокировали зрителей еще тогда, но сильно волнуют зрителей сейчас, потому что все показанное постепенно, но неумолимо становится нашей реальностью.
«Симона» 2002 г. Реж. Эндрю Никкола

Режиссер Виктор Тарански (Аль Пачино) переживает творческий кризис. В момент отчаяния он знакомится с тяжело больным программистом, который предлагает сделать уникальную программу для симуляции живого человека. Так Тарански создаёт свою Галатею — Симону — невероятно красивую и талантливую актрису, которую он и «снимает» в своем фильме. Для 2000-х годов это точно казалось чем-то невообразимым, тогда как сейчас с помощью ИИ можно «снять» что угодно с каким угодно актёром. Звёзды Голливуда уже восстают против таких технологий. И, может, не зря? В этом фильме создание взяло вверх над создателем. Симона становится популярной, получает «Оскар», а бедный режиссер не знает, как доказать, что она нереальна, и как её уничтожить.
«Она» 2013 г. Реж. Спайк Джонс

Фантастикой этот фильм уже не назовешь. Драма показывает не слишком далекое будущее, где люди активно взаимодействуют с ИИ. Нам сегодня сложно представить, как мы жили без чата GPT — то же произошло и с главным героем Теодором (Хоакин Феникс). Он писатель, который переживает разрыв с женой, и чтобы как-то справиться с одиночеством, покупает компьютерную операционную систему с ИИ. Программа сама выбирает себе имя Саманта и начинает общаться с Теодором (голосом Скарлетт Йоханссон – кто бы устоял!). В их долгих душевных разговорах рождается какая-то настоящая связь. Может, это любовь? Если в 2013 году в это было сложно поверить, то сейчас мы понимаем, что некоторые люди действительно могут стереть для себя грань между ИИ и человеческим общением, и оградить себя от настоящих эмоций.
«Превосходство» 2014 г. Реж. Уолли Пфистер

Пораженный «Космической одиссеей 2001 года», восхищенный фильмами Кристофера Нолана, у которого он работал оператором-постановщиком, с этой картиной Уолли Пфистер дебютировал как режиссер. Фильм рассказывает о гениальном исследователе докторе Уилле Кастере (Джонни Депп), который хочет создать компьютер, включающий в себя все знания человечества. Группа террористов, противников прогресса, убивает его. Однако жена Уилла Эвелин (Ребекка Холл), сильно переживая потерю любимого человека, помещает его разум в компьютер. Этот искусственный интеллект постепенно начинает превосходить всех вокруг. На сегодняшний день уже говорят о технологиях, позволяющих общаться с умершими близкими. Это прорыв, который помогает или делает только хуже? Уолли Пфистер попробовал ответить на этот вопрос.