Даже великие оступаются — это правило работает во всех сферах жизни. Можно быть сколь угодно крупным и именитым режиссером, но на протяжении всей карьеры быть на пике нереально. Провалы неизбежны и, более того, являются неотъемлемой частью творческого процесса. О том, как бесспорно талантливые постановщики били мимо цели, рассказываем в нашей подборке.
«Чужой 3», реж. Дэвид Финчер, 1992 год
«Чужой 3» продолжает историю Эллен Рипли, которая оказывается на тюремной планете после крушения корабля. Там она сталкивается с новым видом ксеноморфа, угрожающего обитателям колонии. Дебютная картина Дэвида Финчера, который несколькими годами позже прославится рядом хитов: «Семь», «Игра» и «Бойцовский клуб». Этот фильм отходит от стиля предыдущих частей, предлагая более мрачное и философское прочтение темы. Критики сочли фильм хаотичным и перегруженным ненужными деталями. Сказались проблемы с производством, постоянные переписывания сценария и вмешательство студии. Обращали на себя внимание также слабая динамика и отсутствие напряжения, которое было столь выразительным у Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. Несмотря на это, лента собрала в прокате около 160 миллионов миллионов долларов при бюджете в 50 миллионов, что можно считать умеренным успехом.
«Дюна», реж. Дэвид Линч, 1984 год
Экранизация романа Фрэнка Герберта о межгалактических войнах и борьбе за контроль над планетой Арракис, богатой ценнейшим ресурсом, оказалась слишком сложной для широкого зрителя. Дэвид Линч, мастер сюрреализма и недосказанности, честно попытался передать многослойность книги, но столкнулся с ограничениями по хронометражу и производственными компромиссами. Критики осудили «Дюну» за запутанный сюжет, слабое раскрытие персонажей и чрезмерную визуальную перегруженность, добавив при этом, что картина, несмотря на все ухищрения постановщика, не передает дух оригинала. В прокате «Дюна» Линча тоже провалилась, собрав всего 30 миллионов долларов при бюджете около 40 миллионов. Ну а почти четыре десятилетия спустя Дени Вильнев все же доказал, что роман Герберта можно с успехом экранизировать.
«Доказательство смерти», реж. Квентин Тарантино, 2007 год
Этот фильм Тарантино представляет собой оммаж олдскульным триллерам и гонкам на выживание. История рассказывает о каскадере Майке, который использует свой автомобиль, чтобы убивать молодых женщин. Критики, безусловно, ожидали большего от режиссера «Криминального чтива» и «Убить Билла» и оказались разочарованы медлительностью картины и отсутствием фирменных тарантиновских диалогов. Сюжет же сочли однообразным, а стилистический эксперимент с «грайндхаусом» — неуместным. В прокате «Доказательство смерти» ожидаемо провалилось. Да и сам Квентин публично признал, что это — его худший проект, хотя при этом он «все равно не безнадежно плох».
«Планета обезьян», реж. Тим Бертон, 2001 год
Ремейк классической фантастической истории о мире, где разумные обезьяны правят людьми, ждали с большим энтузиазмом. Однако оправдать ожиданий Тиму Бертону не удалось. Проект получил массу критики за слабую сюжетную линию и излишнюю зависимость от спецэффектов, а финальная сцена, которая, по идее, должна была шокировать зрителей, вызывала в кинотеатрах в основном лишь взрывы нервного хохота. Режиссер очевидно не смог придать ленте своей фирменной мрачной иронии. Правда, собрал при этом неплохую кассу — 362 миллиона долларов при бюджете в 100 миллионов.
«Запрещенный прием», реж. Зак Снайдер, 2011 год
Этот подростковый боевик от мастера библейских аллюзий Зака Снайдера рассказывает историю девушки, заключенной в психиатрическую больницу, которая погружается в мир фантазий, чтобы справиться с жестокой реальностью. «Запрещенный прием» был амбициозной попыткой постановщика соединить экшен, фэнтези и психологическую драму, но критики справедливо посчитали его слишком поверхностным. Налицо было чрезмерное внимание к визуальным эффектам в ущерб содержанию, декларируемую психологическую глубину в итоге задвинули на самый дальний план, а сюжет изобиловал бессвязной графоманией. Словом, единственное, чем «Запрещенный прием» мог привлечь зрителя — это действительно стильной и яркой картинкой.
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», реж. Стивен Спилберг, 2008 год
Четвертая часть культовой франшизы о смелом, ловком и умелом археологе Индиане Джонсе отправила уже сильно постаревшего, но все еще бодрого духом героя в Перу на поиски Хрустального черепа — загадочного инопланетного артефакта, за которым, естественно, также охотится КГБ. Картина начисто была лишена шарма и обаяния классической трилогии, излишне полагалась на компьютерные эффекты, да и просто рассказывала неинтересную историю, в которой главная роль отводилась не самому Индиане Джонсу, а его сыну в исполнении Шайи Лабафа. Харрисон Форд очень старался, но уже был не в состоянии в одиночку вытаскивать провальный сценарий, в котором при этом хватало откровенно бредовых сцен вроде пресловутого ядерного взрыва. Несмотря на все вопиющие минусы, «Королевство хрустального черепа» все равно собрало впечатляющие 790 миллионов долларов в мировом прокате, доказав, что сила и статус бренда — важнее всего. Позже это еще раз докажет трилогия сиквелов «Звездных войн».
«Пиранья 2: Нерест», реж. Джеймс Кэмерон, 1982 год
Сюжет этого довольно странного фильма вращается вокруг мутировавших пираний, которые не только убивают людей в воде, но и могут летать. Проект стал режиссерским дебютом Джеймса Кэмерона, но сам он от него «открестился», заявив, что студия беспардонно вмешивалась в процесс производства. Критики единогласно разнесли картину за слабые спецэффекты, неубедительную игру актеров и предсказуемость сюжета. Да и в прокате лента потерпела неудачу, собрав всего 389 тысяч долларов. Сегодня в приличном обществе о существовании картины принято вообще не вспоминать. Кэмерон же последующими мега-хитами вроде «Терминатора» и «Чужих» все и всем доказал.
«Мегалополис», реж. Фрэнсис Форд Коппола, 2024 год
«Мегалополис» — долгожданный проект легендарного Фрэнсиса Форда Копполы, который задумывался еще в 1980-х годах. Фильм повествует о будущем Нью-Йорке, где идет борьба за власть и реконструкцию города. Но, несмотря на амбициозные идеи и мощный актерский состав (Адам Драйвер, Обри Плаза, Джейсон Шварцман, Лоренс Фишберн), критики остались разочарованы сложностью и перегруженностью сюжета, а также, и это самое главное, безуспешными попытками Копполы воплотить слишком много разношерстных идей, что привело в итоге лишь к путанице и потере фокуса. Как результат — унизительные 10 миллионов долларов в прокате при бюджете в 100 миллионов и, видимо, финальный минорный аккорд в карьере шестикратного обладателя «Оскара».
К слову, лента появится в официальном российском прокате в начале января 2025 года — так что отечественным поклонникам Копполы представится шанс самостоятельно вынести вердикт его «провальной» работе.