
В 1985 году на экраны вышел «Клуб «Завтрак» — американская подростковая комедийная драма режиссера Джонам Хьюза, ставшая второй частью трилогии, включающей также ленты «Шестнадцать свечей» и «Феррис Бьюллер берет выходной».
«Клуб «Завтрак» — второй режиссерский проект Хьюза. И, по мнению большинства критиков, самая значимая работа постановщика. Снятая при бюджете в 1 миллион долларов картина заработала около 51 миллиона. И стала культовой для целого поколения.
В центре сюжета — пять школьников, которым за различные проступки предстоит провести один субботний день в стенах школы. Каждый из них принадлежит к разным социальным кругам, и в обычных условиях они бы вряд ли стали обращаться и тем более дружить. Однако этот наполненный спорами и откровениями день сближает героев и заставляет их лучше понять друг друга.
Критики хоть и в целом положительно отнеслись к проекту, все же высказывали разные суждения на его счет. С одной стороны, «Клуб «Завтрак» безоговорочно признали новым этапом в оказавшемся в застое жанре молодежного кино. Были также отмечены зрелый стиль начинающего режиссера, его умение работать с молодыми актерами, искусно выстроенный монтаж. С другой стороны, финал картины вызвал неоднозначные оценки, а негативное изображение родителей, показанных в качестве антигероев, сочли не совсем обоснованным. Не всем пришлась по душе и игра ведущих актеров. В частности — Джадда Нельсона и Элли Шиди.
И все же среди подростков «Клуб «Завтрак» стал важным культурным феноменом, оказал значительное влияние на развитие англоязычного молодежного кино на долгие годы. Благодаря успеху картины ее звезды вошли в так называемую «Brat Pack» — группу ведущих молодых актеров США того времени. Популярность обрела и заглавная музыкальная тема ленты Don't You (Forget About Me) в исполнении группы Simple Minds.
Стоит вспомнить и о фильмах, своими темами, настроением и антуражем близких к «Клубу «Завтрак». Поговорим о шести таких проектах.
«Шестнадцать свечей», 1984

Первая часть трилогии и дебют Джона Хьюза, рассказывающий о Саманте Бейкер, которая переживает, что ее шестнадцатый день рождения остался незамеченным семьей из-за подготовки к свадьбе сестры. На фоне школьных переживаний и первой любви Саманта сталкивается с типичными подростковыми проблемами. Эта комедийная драма с элементами романтики, как и положено, сочетает юмор и трогательные моменты, подчеркивает важность самоидентификации и принятия себя в подростковом возрасте. И просто предлагает искренний взгляд на подростковые годы, с которыми так легко себя ассоциировать хотя бы по воспоминаниям.
«Отличница легкого поведения», 2010

Главная героиня, пай-девочка Олив Пендергаст в исполнении Эммы Стоун, решает улучшить свою репутацию в школе, распространяя ложные слухи о своей «распущенности». Однако ситуация выходит из-под контроля, и Олив сталкивается с непредвиденными последствиями. Получается ненавязчивая современная подростковая комедия с элементами сатиры, где во главе всего — остроумные диалоги и отсылки к классическим произведениям, в том числе к самому «Клубу «Завтрак». Картина интересно исследует социальные ярлыки и стереотипы в школьной среде, показывая, как они влияют на личность.
«Дрянные девчонки», 2004

Кэди Херон, ранее обучавшаяся на дому, впервые попадает в обычную школу и сталкивается с группой популярных девушек. Пытаясь вписаться, Кэди на собственном опыте узнает все о сложностях школьной иерархии и дружбы. Фильм вполне правдоподобно демонстрирует опасности подражания и давления со стороны сверстников, при этом смягчая углы, чтобы не вдаваться в гиперреализм. Как и «Клуб «Завтрак», лента исследуют школьные стереотипы, оставаясь таким образом актуальной для разных поколений.
«Леди Берд», 2017

Кристина «Леди Берд» Макферсон — старшеклассница, мечтающая покинуть Сакраменто и поступить в престижный колледж на Восточном побережье. И мы следим за ее отношениями с семьей, друзьями и первой любовью. Это инди-драмеди, получившее аж пять номинаций на «Оскар», предлагает осмысленный и очень трогательный взгляд на взросление в типичной для американского кино инди-манере: обо всем и ни о чем, почти бессюжетно, но драматургически отшлифоанно.
«Бестолковые», 1995

Шер Хоровиц — популярная старшеклассница из Беверли-Хиллз, которая решает помочь новой ученице Тай стать популярной. В процессе Шер, хоть она того и не желает, предстоит переосмыслить свои ценности и взгляды на жизнь. Картина одновременно является и путеводителем по моде и культуре 90-х, и дорожной картой самопознания — немного наивной, но делающей акценты на правильных вещах. В основе своей «Бестолковые» — это забавная и умная комедия, отвечающая подросткам почти на все краеугольные вопросы по теме взросления.
«Общество мертвых поэтов», 1989

Гимн свободомыслию и бунтарскому духу, «Общество мертвых поэтов» на многое способно открыть глаза готового к этому зрителя. Следуя за Робином Уильямсом в образе нового учителя литературы в консервативном пансионе для мальчиков, можно и самому прорваться за пределы установленных обществом рамок и научиться отвечать на зов сердца. Здесь представлены размышления и над вечным конфликтом поколений, и над человеческим стремлением к самовыражению, и вообще над природой вещей. Важный пример того, как кинематограф способен не только развлекать, но и воспитывать свою аудиторию.