Фильмы, изменившие кинематограф: главные картины французской «новой волны»

«Радио 7» представляет ретроспективу лучших фильмов французской «новой волны».
Анна Нестерова
|
24 Марта 2023
кадр из фильма «Вива, Мария!», 1965 фото
«Вива, Мария!», 1965
Фото: кадр из фильма

Вместе с «Радио 7 на семи холмах» вспоминаем ключевые киноленты французской «новой волны», чьи представители сломали своими экспериментами привычные каноны и научили зрителей не просто верить героям, а чувствовать их.

Современный кинематограф сформирован «новой волной». Невероятно разные по своему подходу к работе режиссеры в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века словно придумали все заново.

«Без Годара, Трюффо и Алена Рене невозможно представить Францию также, как и без Эдит Пиаф, Мирей Матье и Шарля Азнавура. Такие шедевры хочется пересматривать снова и снова, наслаждаясь эстетикой и актерской игрой», — отмечают в программе «Синематека» на «Радио 7».

«Четыреста ударов» (1959)

Сентиментальный и во многом автобиографический фильм, посвященный памяти влиятельного кинокритика Андре Базена, стал дебютной работой Франсуа Трюффо для большого экрана.

Драма рассказывает о метаниях 14-летнего подростка Антуана Дуанэля. Парень предчувствует крах собственной семьи, прогуливает уроки и находится в сложных отношениях со своим деспотичным учителем.

«Жан-Люк Годар вспоминал, что после показа «Четырехсот ударов» в зале воцарилась тишина, и представитель французского МИДа, кинокритик Филипп Эрланже, поинтересовался у министра культуры Андре Мальро: уверен ли он в том, что эту ленту стоит отправлять от Франции на Каннский фестиваль. Ответ прозвучал утвердительный. Это событие дало старт революции в кинематографе», — замечают в «Синематеке» на «Радио 7».

«Четыреста ударов» были провозглашены лауреатом Каннского кинофестиваля в 1959 году в категориях «Лучший режиссер» и «Премия Международной Католической организации в области кино», а также удостоились номинации на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

«Хиросима, моя любовь» (1959)

Лента Алена Рене — драма особого свойства. Документальные кадры атомного взрыва и его чудовищных последствий чередуются чувственными любовными сценами.

На экране зрители наблюдают короткий рассказ о 48 часах любви между японским архитектором из Хиросимы и французской киноактрисой. Их объединяют травматичные воспоминания прошлого, убежать от которых не удается никому из них.

«На рубеже 50-60-х годов XX века революция в кинематографе диктовалась и переворотом в литературе. В основу картины Алена Рене лег сценарий писательницы Маргерит Дюрас, работавшей в направлении «новый роман». Результат этого эксперимента интересно наблюдать до сих пор», — считают киноэксперты «Радио 7».

Фильм был номинантом на «Оскар» и участвовал в программе Каннского фестиваля, получил награду Британской академии как «Премия объединенных наций».

«На последнем дыхании» (1960)

Криминальная драма Жана-Люка Годара посвящена взаимоотношениям мужчин и женщин. Зритель наблюдает за жизнью американской студентки Патриции Франкини, а также за буднями французского авантюриста Мишеля Пуаккара, роль которого исполнил Жан-Поль Бельмондо.

Форменные шляпы с заломами в духе 30-х годов, американские автомобили — все это стало декорациями для будущего фильма. Годар стремится передать жизнь как она есть, а не представить ее идеал на экране. Для этого в ход идут самые разные приемы: ручная камера, резкие монтажные склейки, прерывистые разговоры, которые не совпадают с кадром, и многое другое.

«Я думал, что снимаю что-то вроде продолжения «Лица со шрамом», а потом посмотрел и увидел, что это больше похоже на «Алису в Стране чудес», — отмечал сам Годар в одном из интервью, говоря об этой, в некотором плане сюрреалистичной, картине.

За режиссуру ленты Годар получил «Серебряного Медведя» на Берлинском кинофестивале.

«Безумный Пьеро» (1965)

Жан-Люк Годар создал далеко не один шедевр, вставший у истоков «новой волны». «Безумный Пьеро» — бесспорно один из них. Наполненная аллюзиями, цитатами, метафорами и множественными отсылками мелодрама предлагает зрителю загадки, а затем тут же уводит его от ответа, давая понять, что мир нельзя поделить на «черное» и «белое».

«Выкрашенное синей краской лицо Бельмондо в финале сюжета — как полотно Кандинского. Мы смотрим на французского артиста, затем на изображения картин Пикассо и Ренуара в кадре. Шум на фоне незаметно перетекает в симфонию Бетховена или Баха. Все это смешение фантазии, красок, форм и жанров и есть «новая волна», — замечают в «Синематеке» на «Радио 7».

Фильм-номинант на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля повествует историю преступника по имени Фердинанд, который вместе с няней Марианной, нанятой присматривать за его ребенком, едет к морю на угнанном автомобиле, под завязку набитом крадеными деньгами. В попытке сбежать от буржуазного общества мужчина бросает жену и весь привычный быт.

«Вива, Мария!» (1965)

Луи Маль в своих экспериментах разрушал миф восприятия персонажей зрителем. В его вестерне «Вива, Мария!» главные героини — полные противоположности друг другу, что в жизни, что на экране.

Секс-символ французского кинематографа Бриджит Бордо и звезда интеллектуальных жанров Жанна Моро встречаются в эксцентричной комедии о похождениях двух танцовщиц варьете во время мексиканской революции.

«Автор вплетает в пестрое повествование картины образы красивых женщин, при этом внося социально-политический подтекст. Как и Годар, Маль использует отсылки к импрессионистам, что делает это кино гораздо более многослойным», — уточняют в «Синематеке».

«Мужчина и женщина» (1966)

Клоду Лелушу было всего 28 лет, когда он снял эту пронзительную мелодраму. События разворачиваются на атлантическом побережье Франции, где совершенно случайно встречаются автогонщик и вдова каскадера. Эта встреча, словно разряд молнии, заставляет героев по-новому взглянуть на свою жизнь и променять одиночество на хрупкую близость. Путь к счастью для обоих оказывается тернистым.

«Лелуш сделал ставку не на сюжетную линию, а на музыкальное оформление, прекрасный актерский состав и техническую часть, и не прогадал. Эту ленту и по сей день многие называют лучшей работой Лелуша за всю его карьеру», — отмечают в своем обзоре кинокритики «Радио 7».

Проект собрал множество наград: «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший фильм на иностранном языке»; «Золотая пальмовая ветвь» и «Премия Международной Католической организации в области кино» Каннского кинофестиваля; «Золотой Глобус» в номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучший иностранный фильм».

«Мужчина и женщина: лучшие годы» (2019)

Французская «новая волна» была быстротечной, но ее влияние на современное кино продолжает распространяться до сих пор. Так, в 2019 году Клод Лелуш вернулся к своей знаменитой истории любви мужчины и женщины — чтобы раскрыть, прошли ли отношения героев испытания временем.

Теперь Жан-Луи живет в доме престарелых. У мужчины болезнь Альцгеймера — он может забыть даже то, что сказал несколько минут назад. Сознание героя сохранило лишь самую яркую часть прошлого — роман с Анной Готье, с которой Жан Луи познакомился 50 лет назад на Атлантическом побережье Франции.

Как замечают в обзоре «Радио 7», посмотреть эту ленту стоит хотя бы ради уважения к автору — не каждый режиссер в 82 года решается на такие смелые эксперименты, как снимать кино на iPhone.

«Новая волна» — это время смелого, яркого и визуально эстетичного кино. Об искусстве во Франции и многих других странах, а также о том, какое влияние на мировую культуру оказывает музыка, «Радио 7» рассказывает в своем новом ежемесячном проекте «Культурные сезоны».

Напоминаем, что по будням с 10 до 11 утра «Радио 7» делится кинорекомендациями в программе «Синематека», а по понедельникам — подборкой фильмов от «Семи Дней».

Реклама
АО «Медиа Плюс» www.radio7.ru
Подпишись на наш канал в Telegram
Юпитер в знаке Тельца: что ждет все знаки зодиака с 1 мая
«Юпитер — одна из самых неторопливых планет, которая по медлительности уступает лишь Сатурну, поэтому он не так часто меняет свое положение. В среднем Юпитер пребывает в одном знаке зодиака один год. Ближайший переход произойдет 1 мая. Юпитер окажется в знаке Тельца и будет там находиться до 14 мая 2025 года. Что же ждет каждого представителя гороскопа в ближайший год?» — рассказывает практикующий ведический астролог Ирина Орлова.

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог