Лето неумолимо заканчивается, на горизонте все отчетливее маячит сентябрь, и мы надеемся, что ваш отпуск прошел лучше, чем у персонажей фильмов из нашей сегодняшней подборки. Вспоминаем леденящие кровь истории о том, как отдых может обернуться сущим кошмаром.
«Я знаю, что вы сделали прошлым летом», 1997
Этот фильм 1997 года положил начало целой серии молодежных слэшеров, само название которой стало в своем роде культовым. Отмечая окончание школы, группа молодых парней и девушек сбивает на машине мужчину, а затем, стремясь скрыть содеянное, они выбрасывают тело в море. Через год ребята начинают получать странные послания, из которых становится понятно, что некто зловещий в курсе случившегося прошлым летом. И за студентами начинается самая настоящая охота.
Картину по вполне очевидным причинам активно сравнивали с «Криком», и сравнения эти скорее оказывались в пользу последнего. Вместе с тем критики справедливо указывали на неплохо прописанных персонажей, постоянно присутствующее чувство напряжения и непредсказуемые сюжетные повороты. А для такого непритязательного жанра, как слэшер, этого зачастую оказывается вполне достаточно.
«Пятница, 13-е», 1980
Тот случай, когда собранное буквально на коленке жанровое кино со смехотворным бюджетом внезапно оказывается одним из главных хитов десятилетия и навсегда закрепляет за собой важное место в истории кинематографа как такового. Зародилась франшиза в 1980 году с выходом одноименного фильма, в котором инфернального вида мужик в хоккейной маске и вооруженный мачете истребляет незадачливых гостей лагеря «Хрустальное озеро», где когда-то поваром работала его мать.
В дальнейшем франшиза обросла огромным количеством сиквелов, приквелов, спин-оффов и прочих ответвлений, неизменным оставался только тот самый злодей Джейсон, превращавший беззаботный летний отдых в кровавое месиво, за которым было до дрожи в коленках увлекательно наблюдать.
«Дом восковых фигур», 2005
Четыре парня и две девушки едут на матч года по американскому футболу, но в пути их машина ломается, так что молодым людям приходится искать помощи в захолустном городке Амброуз, где они забредают в фантасмагорический дом восковых фигур. Где вдруг замечают в окне лицо в странной маске… На этом беззаботный отдых заканчивается, а начинается игра на выживание.
Стоит отметить, что данный фильм — ремейк картины 1933 года, осовремененный под стандарты молодежных слэшеров. Как метко заметил критик газеты The Washington Post, «Дом восковых фигур» буквально воплощает собой понятие guilty pleasure, но при этом дает поклонникам хорроров именно то, что они хотят от любимого жанра. А большего и не нужно.
«Челюсти», 1975
Режиссерский дебют Стивена Спилберга получился настолько впечатляющим, что многие эксперты всерьез называют выход «Челюстей» переломным моментом в истории кино. До появления «Звездных войн» «Челюсти» был самым кассовым фильмом всех времен, получил три «Оскара» и собрал совершенно безумные по тем временам полмиллиарда долларов в прокате. Но главное — заложил основу жанра так называемых летних блокбастеров. Ту основу, на которой Голливуд работает и по сей день.
То, что фильм повествует об охоте за чудовищной акулой-людоедом, вы, вероятно, знаете и так. Так что вместо пересказа сюжета вот вам интересный факт: сделанную для съемок механическую модель акулы на площадке прозвали «Брюс», при этом механизм постоянно клинило, и хищник как бы впадал в ступор. Это обстоятельство впоследствии обыграли создатели мультфильма «В поисках Немо», где белую акулу тоже зовут Брюс и она тоже ведет себя не вполне адекватно.
«Спящий лагерь», 1983
Еще один слэшер 1980-х, выпущенный в период расцвета жанра. По сюжету перенесшая тяжелую психологическую травму девочка Анжела и ее двоюродный брат Рикки отправляются в летний лагерь — на озеро, где погибли отец и брат Анджелы. Там девочка становится предметом злых шуток и розыгрышей со стороны сверстников, а также издевательств со стороны взрослых. Но вскоре все те, кто причинял Анджеле страдания, начинают погибать от рук таинственного убийцы.
Что отличает «Спящий лагерь» от многих других представителей жанра — здесь играют в основном реальные подростки, а не взрослые актеры, которых выдают за несовершеннолетних. Особо критики отметили «творческий» подход убийцы, из-за которого происходящее на экране воспринимается менее монотонно. Отдельного разговора заслуживает и разоблачительный твист в концовке. Спойлерить не будем, лучше ужаснитесь самостоятельно.
«Руины», 2008
Сказ о том, как четверо юных американцев отправляются в мексиканские джунгли осмотреть древнюю пирамиду индейцев майя, но в итоге набредают на не вполне доброжелательно настроенное местное племя, а чуть позже сталкиваются с мерзкими растениями-убийцами, которым вообще все равно, кого пожирать. Хэппи-энда несчастным туристам, разумеется, ждать не приходится.
Занятно, что это — первый некомедийный проект, в котором исполнительным продюсером выступил Бен Стиллер. Правда, никакого влияния гениального комика в фильме не чувствуется. От тотальной заурядности происходящее спасает нехарактерный для хорроров сеттинг, в котором красота природы сплетается с природной же жестокостью, а также склонность авторов полагаться в первую очередь на тонкое и выверенное психологическое воздействие, а не литры крови и куски мяса по всему экрану.
«Хижина в лесу», 2011
Фильм ужасов, который в буквальном смысле деконструирует сам жанр хоррора — при этом с огромными дозами черного юмора и сломом четвертой стены. Рассказывать, о чем это кино, значит лишить вас удовольствия оценить всю его прелесть самостоятельно.
«Хижина в лесу» намеренно уходит от общих мест слэшеров, как будто пытаясь стать сборником самых безумных идей, какие только могут прийти в голову сценаристу фильмов ужасов. Смотря это кино, очень живо представляешь себе, как веселились авторы, прописывая сцену за сценой и словно соревнуясь, кто более хитрым способом сломает привычную жанровую канву. Отсылки здесь отсылают к другим отсылкам, персонажи ведут себя настолько по-идиотски, насколько это в принципе возможно (но так и задумано), ни о какой минимальной серьезности или реалистичности не идет даже речи. И это прекрасно.
«Убойные каникулы», 2010
И вновь комедийная деконструкция жанра, только на этот раз без каких-либо фантастических элементов. Наоборот, все максимально натуралистично — и при этом смешно. Авторы берут архетипичный троп с группой студентов, совершивших своеобразный поворот не туда и оказавшихся у старого дома в лесу в компании двух не самых приятных с виду рэднеков. Вот только рэднеки гостям зла не желают, даже стремятся помочь. Но «студентики», насмотревшиеся фильмов про маньяков и лесных каннибалов, уже заранее решили, что их сейчас будут всячески расчленять. И пытаются от рэднеков убежать. И в процессе побега обо все подряд «убиваются».
Как и в случае с «Хижиной в лесу», «Убойные каникулы» используют все жанровые клише только для того, чтобы их высмеять и перевернуть с ног на голову. Результат получается очень живым, динамичным и увлекательным для просмотра, разве что авторы все же не стали раскручивать спираль безумия до конца. Но это скорее к лучшему, ведь вовремя остановиться в своем потоке творчества, особенно когда работаешь на стыке комедии и хоррора, это, возможно, самое сложное, но и самое главное.