«Суперзвезда»: завуалированная притча о гибели Европы с Леей Сейду

Поначалу фильм притворяется жанровой драмой, но потом все меняется.
Ольга Маршева
|
08 Октября 2021
«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон, фото
«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон
Фото: Кадр из фильма

История начинается как классическая сатира на порочные нравы масс-медиа. Блестящая журналистка Франс де Мер (Леа Сейду) зарабатывает огромные деньги на своем канале, стравливая политиков и задавая неудобные вопросы, – исключения Франс не делает даже для президента. Впрочем, ответы не так, чтобы ее интересуют, – рейтинги и престиж гораздо важнее. У Франс все в жизни прекрасно: есть шикарная квартира а-ля дворец, есть муж-писатель и 10-летний красавчик-сын, который любит клубничные пирожные. Публика Франс обожает и даже в не самые удачные дни есть выход: шоппинг в дорогих бутиках и преданная ассистентка, повторяющая без конца: «Ты гениальна, ты лучшая, ты бомба». Но случайно сбив нищего мигранта на велосипеде, Франс вдруг начинает разбиваться вдребезги: плакать во время репортажей, саботировать великосветские приемы, раздавать деньги бедным. Одним словом, принимает все слишком близко к сердцу, которое у нее, оказывается, есть.

«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон, фото
«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон
Фото: Кадр из фильма

«Суперзвезда» (2021) – двухчасовая трагедия Брюно Дюмона о гибели Европы, которую со всей ответственностью играет Леа Сейду. Это даже не скрывается: имя главной героини дословно переводится как «Франция умирает», но только внимательный зритель поймет, в чем дело. Потому что в первой своей половине фильм умело притворяется обычной жанровой драмой: ну да, у журналистки Франс личный и профессиональный кризис, с кем не бывает.

«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон, фото
«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон
Фото: Кадр из фильма

Но Франс – это квинтэссенция всего европейского: обаяние, снобизм, самовлюбленность. Ее портрет можно поместить не только на обложку телегида, но и с равным успехом на туристический путеводитель. Франс – это Марианна, символ Франции, богатая буржуазка, немного «левая», немного «правая», как удобнее в текущий момент и как полезнее для рейтингов.

«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон, фото
«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон
Фото: Кадр из фильма

Но потом ее уютный знакомый мир начинает стремительно сходить с ума. Нищие мигранты, беженцы из «горячих» точек и просто обычные люди, делающие с Франс селфи, а потом презрительно плюющие ей вслед, атакуют со всех сторон. Искусственная скорлупа, в которой героиня успешно существовала все эти годы, покрывается трещинами. Реальность подменяется театральной постановкой, – и внимательный зритель обязательно обратит на это внимание во второй половине фильма. Пансионат для селебритис во французских Альпах начинает напоминать зловещее спа из «Лекарства от здоровья» Гора Вербински, а репортажи Франс из горячих точек – кадры из фильма «Хвост виляет собакой». Где-то со спины позирует двойник Ангелы Меркель («Эта немецкая канцлерша… забыла ее имя», – сокрушается одна из охотниц за «звездами»), в то время как на другом конце света безымянный люмпен яростно крушит велосипед, подаренный Парижу муниципалитетом. Франс плачет все чаще, но поделать ничего не может – мир вышел из-под контроля и падает в тартарары, как буквально ее муж и маленький сын (по-настоящему кошмарная длинная сцена на горной дороге, снятая без единого слова и крика, зато под прекрасную музыку).

«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон, фото
«Суперзвезда», реж. Брюно Дюмон
Фото: Кадр из фильма

Все, что остается Франс де Мер, это продолжать делать то, что она делала дальше – множить сущности, снимать политические дебаты и военные репортажи, которые, как выяснилось, ни на что не влияют. Она обречена. Она это знает, но продолжает свой путь по инерции – а что ей еще остается? Хотя бы одно утешение, что не одна, а с молодым любовником, похожим на Максима Галкина. Кажется, он и есть смерть, но, как говорят французы, mort de la morte, «смерть от смерти». Забавный каламбур для Франс де Мер.


Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500