17-летней Еве ужасно скучно жить. На летние каникулы она устраивается на неинтересную работу за прилавком в кафе-мороженое. В один не самый лучший день в заведение заходит популярный певец Александр Воронов, и, будучи не в духе, хамит юной продавщице. Та в расстройстве выбегает на улицу, он бежит за ней, хватает за руку, она зовет на помощь… Ну а дальше — все. Окружающие уверены, что Воронов — злостный харассер, а Ева — бедняжка, чудом избежавшая домогательств. Теперь строгая следовательница с мизандрией в характере намерена засадить ошалевшего от статуса селебрити, а его несостоявшаяся жертва быстро превращается в звезду, давшую отпор проклятым мужчинам. И ей это даже нравится, но любая ложь рано или поздно всплывает наружу.
В России 80% женщин подвергались домогательствам на улице и всего 12% из них обращались в правоохранительные органы. Кажется, не придумать лучше страны, чтобы снять здесь кино о том, как не очень умная девушка оболгала не очень умного мужчину, обвинив его в сексуализированном насилии! Зритель въедливый возразит, что кино снято по книге израильской писательницы Айелет Гундар-Гошен, на что можно смело сказать: антиутопический блокбастер «Мы» по Евгению Замятину так и не вышел в прокат, зато вышла «Лгунья». Это все, что нужно знать о современном российском кино.
Кстати, даже режиссер фильма Юлия Трофимова («Страна Саша») говорит в интервью: «Есть опасность, что история немного несвоевременная». Но черт с ней, со своевременностью, что с самим фильмом? А с ним тоже все неровно: в любой истории, рассказанной с условной «темной стороны», у вас должен быть либо набор отпетых негодяев, за моральной деградацией которых интересно наблюдать с антропологической точки зрения, либо набор обаятельных антигероев, которым хотя бы можно сопереживать. В случае с Евой ничего этого нет: она не откровенная злодейка, а скорее просто дура, чья шалость не удалась и вышла из-под контроля. Но и обаятельной глупую врушку не назвать. Она движима лишь собственной выгодой и неуправляемыми эмоциями, и единственное, что хочется ей сказать: «Соберись, тряпка!» Сочувствия — ноль.
Так же, как и остальным персонажам истории. В ней единственный более-менее адекватный персонаж — новая подруга Евы, реальная жертва домогательств Саша, которая искренне верит в ложь своей знакомой. За ней видится позиция, на которой будто стоят сами авторы: проще поверить, чем не поверить, ну и что, что однажды все врали. Но моральный аспект стилизованной под фильмы Уэса Андерсона «Лгуньи» сомнителен хотя бы потому, что не самое лучшее время говорить про сексуальные домогательства в России в жанре комедии. Трофимова говорила, что не хотела превращать фильм в социальную драму — ну так пересмотрела бы свою же «Почку», где и смешно, и страшно. И поняла бы, что самая простая позиция — сказать «не все так однозначно» и сделать все еще более неоднозначным. Подлить, так сказать, масла в огонь не самым удачным и необходимым фильмом.