АО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ» использует cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Хорошо

Затонул, но доплыл до кассы: «Титаник» – идеальный блокбастер на все времена

Объясняем, почему этот фильм заставляет зрителей по всему миру смотреть его три часа кряду с замиранием сердца.
«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

2 млрд долларов и 11 «Оскаров» – именно столько заработал вышедший в 1997 году фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». Он, возможно, и продолжил бы оставаться самым кассовым фильмом в истории кино, если бы не «Аватар» все того же Кэмерона и не «Мстители: Финал» чуть позднее. Хотя эра «Титаника» и без того была даже слишком долгой в условиях постоянного развития компьютерных технологий и увеличения масштабности кинокартин. Так почему же этот фильм настолько успешен и что заставляет зрителей по всему миру смотреть его три часа кряду с замиранием сердца по сей день?

Джеймс Кэмерон

«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

«Я король мира», – объявил Джеймс Кэмерон после вручения ему 11 «Оскаров» за «Титаник» и в чем-то оказался совершенно прав. Ему удалось создать универсальный фильм, способный залезть в душу абсолютно любому. И пусть кто-то скажет, что в 2021 году рыдать над историей Роуз и Джека – моветон, – упрекнуть Кэмерона в том, что он снял попсовую мелодраму невозможно.

Джеймс Кэмерон хоть номинально и не является одним из режиссеров так называемого Нового Голливуда, но идейно и преемственно с ними всей душой. Во всяком случае именно независимость (как в коммерческом, так и в художественном смыслах) режиссеров Нового Голливуда позволила некогда появиться первым блокбастерам. «Челюсти» Спилберга (хронологически как раз они являются первым американским блокбастером) смогли появиться как в противовес, так и благодаря царствующим до этого Скорсезе, Копполе и Кубрику. Ну а Кэмерон вырос как художник именно под влиянием этих фильмов и этих мастеров, практически сразу осознав, что нужно картине для того, чтобы стать идеальным произведением, впечатляющем критиков и массы.

Например, масштабность и компьютерные технологии. Уж в чем Джеймс Кэмерон новатор – так это в использовании новых приемов создания несуществующих экранных миров. Проводить свои первые эксперименты он начал еще в «Терминаторах» (помните суперпластичного Т-1000 из второй части?), а затем в «Бездне». «Титаник» же стал квинтэссенцией мастерства режиссера в плане работы с зеленым экраном и вполне реальными декорациями. Давно уже не секрет, что для съемок фильма был создан корабль почти в полную величину настоящего «Титаника», а актеры действительно мерзли в огромном бассейне, имитирующем океан. Все это украшалось с помощью CGI-графики и великолепного поэтического монтажа.

Другая находка Кэмерона – главные герои – бунтари без причины. Ну это уж точно Новый Голливуд во всей своей красе. Хотя поводов для бунта, что у Розы, что у Джека было предостаточно. Она – будущая трофейная жена жестокого богача, а он – обречен всегда быть униженным людьми, явно не заслужившими своего высокого положения. Однако человечность этих героев, их юность и искренность стали идеальным способом приманить в кинотеатры молодых зрителей.

Дуэт Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо

«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Привлечение этих двоих к съемкам оказалось одним из лучших решений, принятых Кэмероном еще на этапе предварительной работы со сценарием. Оба актера согласились участвовать в фильме практически сразу, даже не прочитав законченный вариант скрипта, однако далее их карьеры после «Титаника» развивались совершенно по-разному. Для Уинслет, на тот момент не совсем умещавшейся в стандарты типичной голливудской звезды (когда бал правили идеальные как в жизни, так и на экране Джулия Робертс, Кэтрин Зета-Джонс, Анджелина Джоли и другие), роль отважной Розы стала билетом в большое кино. Для ДиКаприо же образ Джека оказался бременем – актер в течение многих лет отказывался сниматься в амплуа романтического героя, чтобы не застрять в нем на всю жизнь.

Однако на экране они смотрятся невероятно органично и естественно. В подлинность их чувств верится как-то сразу и без лишних сомнений. Причина тому, помимо добротной драматургии «Титаника», еще и крепкая дружба между Уинслет и ДиКаприо, которую они смогли пронести сквозь годы.

Кстати, в 2008 году актеры вновь сыграли пару – у Сэма Мендеса в «Дороге перемен». Там уже повзрослевший дуэт смотрится не менее натуралистично, однако корень драмы их персонажей на сей раз не в классовом расслоении и необратимости крупнейшей катастрофы, а в несчастливом браке. Подобрав именно такой каст, Мендес будто сразу внушает зрителям непроизвольную мысль: «Дорога перемен» – это именно то, что могло бы случиться с Розой и Джеком, если бы оба они выжили и поженились. Но «Титаник» об этом умалчивает. И слава Богу.

Второстепенные персонажи

«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Джеймсу Кэмерону удалось снять картину, в которой буквально каждый появляющийся в кадре персонаж вызывает определенные эмоции – от сочувствия до омерзения. И в этом тоже заключается гениальность «Титаника» – драматургическая. Конструкция фильма, помимо рамки с постаревшей Розой, состоит из двух частей: до столкновения с айсбергом и после. И обе они работают не только на саспенс и головокружение, но и на раскрытие персонажей. Высшее общество, состоящее из матери Розы, ее жениха и состоятельной вдовы Молли Браун (единственного приятного человека в компании), показано Кэмероном с осуждением, если не сказать с презрением. Команда корабля – включая архитектора и капитана – с сочувствием. И только пассажиры третьего класса – с симпатией. На эту идейную раздробленность работает и работа с камерой и планами, и монтаж, и даже музыка. В части «до айсберга» мы встречаем этих героев – простых трудяг, получивших свой золотой билет на последнее в жизни путешествие – и уже знаем, что они обречены. Но благодаря психологизму деталей, референсам к предыдущим сценам и эпизодам борьбы за выживание на тонущем судне мы просто физически не можем не испытывать эмоций – жалости, скорби, благоговейного ужаса и отвращения к классовой несправедливости.

Кэмерон не забывает показать последние минуты почти каждого, кто так или иначе участвовал в первой части фильма. Тут и оставшиеся погибать вместе с кораблем архитектор и капитан, и мать, укладывающая детей в постель перед неминуемой гибелью, и музыканты, продолжающие играть даже перед лицом неизбежности. И жених Розы Кэл (Билли Зейн как всегда хорош в образе подлеца), занявший чье-то место в спасительной шлюпке.

Мелодрама на фоне катастрофы

«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон фото
«Титаник», реж. Джеймс Кэмерон
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Но главное, что делает «Титаник» универсальным фильмом – уникальное сочетание любовной истории и масштабного саспенса. Именно благодаря ему ни один зритель после просмотра не скажет, что только что увидел обычную мелодраму или же напротив – обычный блокбастер-катастрофу. Идея крушения корабля, гибели сотен невинных людей держит в тревожном ожидании уже с первых кадров фильма. Мы знаем – это произойдет, но оттого история Розы и Джека пронзает еще сильнее. Ведь обреченная любовь, новый взгляд на Ромео и Джульетту, чья разлука продиктована даже не разногласиями семей или социальным неравенством, а не подвластным человеку роком, – это то, что смотрится и, простите за грубость, продается везде и всегда.

Драматургия «Титаника» действительно впечатляет – три часа экранного времени пролетают как на одном дыхании благодаря постоянным скачкам во времени и делению картины на те самые две части. Кстати, продолжительность киношного затопления корабля совпадает с реальной – так что Кэмерон истово постарался передать зрителю весь ужас последних минут обреченных на смерть пассажиров.




Звезды в тренде

Никита Пресняков
актер, певец, режиссер
Полина Диброва
фотомодель
Ханде Эрчел (Hande Erchel)
актриса, модель
Филипп Киркоров
певец, музыкальный продюсер
Татьяна Буланова
актриса, певица

Не пропустите ни одного важного события!

Подписывайтесь на наши уведомления