У войны женское лицо: 10 лучших фильмов о девушках в бою

В нашей подборке лучшие советские, российские и зарубежные фильмы про отважных женщин.
Анастасия Седова
|
08 Мая 2021
«А зори здесь тихие…» (1972)
Режиссер Станислав Ростоцкий фото
«А зори здесь тихие…» (1972) Режиссер Станислав Ростоцкий
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Отчего-то принято считать, что война – дело совершенно не женское. И даже в годы советской гендерной уравниловки роль прекрасного пола в победе над мировым фашизмом сводилась во многом к поддержке тыла – что, конечно, не меньший героизм. Но в нашей сегодняшней подборке – лучшие советские, российские и зарубежные фильмы про отважных женщин именно на фронте.

У нас

«Сорок первый» Григория Чухрая (1956)

«Сорок первый» реж. Григорий Чухрай (1956) фото
«Сорок первый» реж. Григорий Чухрай (1956)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

До Чухрая повесть о безжалостном снайпере времен Гражданской войны Марютке, которая с хладнокровием наемника расправилась с 40 белыми офицерами, уже была экранизирована. В 1926 году свое прочтение литературного первоисточника представил знаменитый советский режиссер Яков Протазанов. Однако его «Сорок первый» был отчетливо революционным, идеологическим и с еле уловимыми элементами эротики. Версия же Чухрая – более «оттепельная», она сосредоточена на чувствах и индивидуализме двух главных героев, пытающихся разрешить извечный вопрос о долге и чувстве.

Оставшаяся в пустыне наедине с плененным красноармейцами белым офицером Марютка должна сделать выбор между своими ипостасями женщины и война. Они вступают в явное противоречие из-за неожиданной любви девушки к пленнику, но час решения близок – он должен стать ее 41-м. А пока между Марюткой и белогвардейцем только пески пустыни и невесть откуда нахлынувшее чувство.

«Крепкий орешек» Теодора Вульфовича (1968)

«Крепкий орешек», реж. Теодор Вульфович (1968) фото
«Крепкий орешек», реж. Теодор Вульфович (1968)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Да-да, в СССР снимали кино про «крепких орешков» за 20 лет до того, как это стало мейнстримом. Вместо Брюса Уиллиса здесь – Надежда Румянцева, вместо террористов во главе с Аланом Рикманом – солдаты вермахта.

Сюжет рассказывает нам о Иване Грозных, чьей судьбе можно только посочувствовать: после ранения он становится командиром женского подразделения ПВО. Подчиненная Раиса Орешкина – бойкая и влюбленная в Грозных девушка – доставляет ему множество хлопот. К примеру, занесло как-то их вдвоем на аэростате в тыл противника, а спастись героям помогут лишь находчивость и смекалка.

Вообще – «Крепкий орешек» Вульфовича необычайно оптимистичное и комедийное кино о Великой Отечественной войне. Здесь и многочисленные гэги, и элемент травести-переодевания, и образ сильной, пусть и слегка неловкой девушки-солдата.

«...А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого (1972)

«А зори здесь тихие…» (1972) Режиссер Станислав Ростоцкий  фото
«А зори здесь тихие…» (1972) Режиссер Станислав Ростоцкий
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Наверное, самый известный советский фильм о женщинах-бойцах. Правда, изначально автор одноименной повести Борис Васильев, основываясь на реальной истории гибели маленького советского отряда, хотел сделать главными героями мужчин. Однако писатель решил, что драма станет пронзительнее, если сюжет все же будет строиться вокруг героизма девушек. И не прогадал – его книга стала своего рода советским бестселлером, а экранизация Станислава Ростоцкого и подавно вошла в пантеон лучших фильмов о Великой Отечественной войне.

К слову, в ленте особый акцент ставится на женственности и невинности героинь. Цензура еле пропустила крамольную сцену с девушками в бане – а ведь именно она призвана высветить контраст между нежными телами пышущих молодостью женщин и кадрами их чудовищной гибели.

«Комиссар» Александра Аскольдова (1967)

«Комиссар», реж. Александр Аскольдов (1967) фото
«Комиссар», реж. Александр Аскольдов (1967)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Нонна Мордюкова исполняет здесь роль идеологически переломанной комиссарши Клавдии Вавиловой времен Гражданской войны, которая без каких-либо раздумий отправляет на смерть врагов революции. Но незадача – в самый неподходящий момент она оказывается беременной и вынужденной на время оставить поле брани, чтобы родить не очень-то желанное чадо. Однако, найдя приют в многодетной семье бедного жестянщика Ефима Магазанника, Вавилова вдруг осознает прелесть материнства. Буквально на мгновение в ней просыпается давно упрятанное куда-то в чертоги разума женское начало. Это, впрочем, недолговечно, ведь, по убеждениям комиссарши, счастья для всех детей на земле можно достичь, лишь победив в войне и построив светлое коммунистическое будущее.

И все-таки фильм «Комиссар» – скорее не про героизм героини Мордюковой, но про смелость режиссера Александра Аскольдова. Высветив противоречие между счастливым материнством и революционным завоеваниями, он навсегда попал в немилость к руководству СССР и был лишен возможности снимать кино. Зато его «Комиссар» был на ура принят на Берлинском кинофестивале, завоевав «Серебряного медведя» и еще три независимых награды.

«Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого (2015)

«Битва за Севастополь», реж. Сергей Мокрицкий (2015) фото
«Битва за Севастополь», реж. Сергей Мокрицкий (2015)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Слегка приукрашенная, но вполне реальная история легендарной советской снайперши Людмилы Павличенко. Она держала в страхе немецких солдат, вдохновляла наших бойцов, дружила с первой леди Америки и даже повлияла на исход войны уже на дипломатических полях. Но, конечно, главным ее испытанием становится любовь.

Героиня Юлии Пересильд – типичная отличница, с хладнокровием выбивающая мишени во время боевой подготовки. Потерянная надежда на счастье и дуэль с немецким снайпером делают ее железной, но не стирают эмоции до конца. Женственность, решимость и героизм здесь сплетаются в одно целое, а фигура девушки на войне начинает отдавать чем-то мифологическим.

У них

«Солдат Джейн» Ридли Скотта (1997)

«Солдат Джейн», реж. Ридли Скотт (1997) фото
«Солдат Джейн», реж. Ридли Скотт (1997)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Одно из самых ярких феминистских высказываний в американском кино по сей день. Хотя 90-е уже дарили нам мощную Сару Коннор в втором «Терминаторе», лейтенант Джордан О`Нил в исполнении Деми Мур стала символом женской силы и несгибаемости. Ну а бритая голова и натренированные бицепсы актрисы на долгое время оказались чем-то вроде планки величайшего профессионализма и преданности работе.

Картина Ридли Скотта рассказывает о первой женщине, допущенной до прохождения элитной программы в центре подготовки «Каталано» во Флориде. Это настоящий ад для бойцов – здесь ломается дух даже самых стойких мужчин. Но Джордан О`Нил женщина – в этом ее сила и преимущество. Вот только начальство и сослуживцы об этом еще не догадываются и ставят ей палки в колеса.

«Жанна д’Арк» Люка Бессона (1999) и «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера (1928)

«Жанна д’Арк», реж. Люк Бессон (1999) фото
«Жанна д’Арк», реж. Люк Бессон (1999)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

История о мученице времен Столетней войны была экранизирована бесконечное множество раз, поэтому остановиться на чем-то одном мы не попросту не смогли. Отсюда и выбор между двумя абсолютно противоположными картинами – бессоновским блокбастером с неподражаемой Миллой Йовович и шедевром немого кино, изучаемого во всех режиссерских школах мира. Фильмы разнятся не только по времени создания, а отсюда характеристиками съемки и изображения, но и сюжетными акцентами.

Люк Бессон, к примеру, замахнулся на всю историю жизни и трагической гибели Орлеанской девы, тогда как Дрейеру было достаточно лишь показать сам суд над Жанной д’Арк, предваряющий ее казнь. У Бессона – размах баталий, демонстрирующих отвагу героини. У Дрейера – допросы судей, снятые завораживающими крупными планами с зашкаливающими эмоциями и психологизмом.

«В краю крови и меда» Анджелины Джоли (2011)

«В краю крови и меда», реж. Анджелина Джоли (2011) фото
«В краю крови и меда», реж. Анджелина Джоли (2011)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

Вторая картина голливудской иконы, актрисы и режиссера Анджелины Джоли. Для работы она выбрала, прямо скажем, не самую очевидную для Голливуда тему – жестокость и абсурдность Боснийской войны. Там, где братские народы начинают бессмысленно и беспощадно убивать друг друга, происходит столкновение двух миров – сербского офицера и боснийской женщины. При другом стечении обстоятельств они могли бы полюбить друг друга и даже создать семью, но война диктует свои правила. Какие бы чувства ни одолевали пару, они не могут забыть о своей крови и трагедии, сделавшей их народы врагами.

От сюжетной составляющей, конечно, тянет Шекспиром. Но Джоли преодолевает излишнюю романтизацию, сосредотачиваясь на сюрреалистичности происходящего, обнажая политические проблемы через частную историю потерянного женского счастья.

«Мулан» Тони Бэнкфорта и Бэрри Кука (1998)

«Мулан» Тони Бэнкфорта и Бэрри Кука (1998) фото
«Мулан» Тони Бэнкфорта и Бэрри Кука (1998)
Фото: Кадр из фильма, Кинопоиск

И пусть совсем недавно студия Disney представила миру киноверсию известного сюжета о китайской девушке-воительнице, мы все еще считаем, что вышедший на 20 лет раньше мультфильм лучше и искренней. «Мулан» по праву можно назвать самым феминистским анимационным фильмом своего, а может быть и нашего времени. Главная героиня – отважная, умная и самоотверженная. При этом ей не чужды и человеческие страсти: отправившись на войну вместо пожилого отца, она обретает любовь и дружбу, а также воинские почести. В фильме же Мулан отчего-то решили избавить от любовных переживаний, ее связи с родными и друзьями не кажутся прочными и реалистичными. И это лишь малая часть вопросов к киноверсии.

Тем не менее сам образ смелой Мулан – отличный способ завершить подборку у женщинах-солдатах. Мультфильм 1998 года ни в коем случае нельзя считать исключительно детским: здесь есть довольно взрослый юмор и жестокие образы войны, смертей и лишений. Что делает эту работу студии Disney отличным выбором для зрителей всех возрастов.

Новости партнеров