Американский режиссер Говард Хоукс как-то сказал: «Хорошее кино — это три потрясающих сцены и ни одной совсем уж плохой». Но чтобы снять хотя бы одну потрясающую сцену, нужен потрясающий оператор, настоящий мастер своего дела. Лучшие из ныне работающих — в нашей свежей подборке.

Хойте Ван Хойтема
Шведский оператор нидерландского происхождения стал известен благодаря своей способности создавать выразительные, живые образы с акцентом на натурализм. Карьера Хойтемы начала активно развиваться с европейских артхаусных фильмов, но настоящий прорыв случился после работы с Кристофером Ноланом. Их сотрудничество на «Интерстелларе», «Дюнкерке», «Доводе» и «Оппенгеймере» принесло Ван Хойтеме всемирное признание и заслуженный «Оскар». Он активно использует пленку IMAX, избегает чрезмерной компьютерной графики и стремится к съемке в реальных условиях, даже в самых экстремальных.

Роберт Элсвит
Обладатель «Оскара» за «Нефть» Пола Томаса Андерсона, Роберт Элсвит — один из самых уважаемых операторов Голливуда, умеющий сочетать классическую выразительность кадра с индустриальной масштабностью. Его карьера охватывает широкий спектр жанров: от камерной мелодрамы «Абсолютно точно» до политического триллера «Сириана», от комедии абсурда «Безумный спецназ» до блокбастеров вроде «Миссия невыполнима». Элсвит предпочитает работать с пленкой и искусственным освещением, позволяющим ему полностью контролировать настроение сцены. Его стиль — это баланс между технической точностью и художественной выразительностью.

Джон Толл
Дважды лауреат «Оскара» за «Легенды осени» и «Храброе сердце», Джон Толл известен своим эпическим размахом и богатой, живописной картинкой. Его путь в кино начинался с работы оператора второй группы, но уже к середине 90-х он стал автором визуального языка нескольких культовых фильмов. Толл также работал над «Тонкой красной линией» Терренса Малика, «Солдатами неудачи» Бена Стиллера и сериалом «Во все тяжкие», демонстрируя умение адаптироваться под стилистику проекта. Он предпочитает долгие, скользящие движения камеры, мягкий естественный свет и богатую палитру, создающую ощущение исторической глубины.

Януш Камински
Уроженец Польши Камински получил мировую славу после сотрудничества со Стивеном Спилбергом. Его визуальный стиль отчетливо узнаваем: жесткий контраст света и тени, приглушенная цветовая гамма и особое внимание к композиции кадра. Первой «оскаровской» статуэтки Камински удостоился за «Список Шиндлера», второй — за «Спасти рядового Райана». Постоянный оператор Спилберга, он снял также «Особое мнение», «Терминал», «Поймай меня, если сможешь». Януш создает выразительное кино, которое балансирует на грани реализма и визуальной поэзии.

Роберт Ричардсон
Обладатель трех «Оскаров» за картины «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», «Авиатор» и «Хранитель времени», Ричардсон — один из самых харизматичных и стилистически узнаваемых операторов современности. Его стиль — это агрессивный свет, широкоугольная оптика, сильный контраст и почти театральная визуальность. Он постоянно работает с такими мэтрами, как Мартин Скорсезе и Квентин Тарантино, и не боится зрительского внимания к операторской работе, превращая картинку в самостоятельный художественный элемент.

Эммануэль Любецки
Мексиканец Любецки стал легендой благодаря своим длинным планам и естественному освещению. Он — первый оператор, получивший три «Оскара» подряд («Гравитация», «Бердмэн», «Выживший») и установивший тем самым, вероятно, вечный рекорд индустрии. Постоянный соратник режиссеров Альфонсо Куарона, Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Терренса Малика, Любецки создает визуальные миры, которые кажутся живыми и дышащими. Его операторская работа — это плавное движение, мягкий свет и постоянный поиск «честной» эмоции в кадре.

Роджер Дикинс
Безусловно, один из самых почитаемых операторов в истории кино. Роджер Дикинс долгое время оставался «вечным номинантом», но в итоге все же получил два «Оскара» — за «Бегущего по лезвию 2049» и «1917». Номинировали при этом его аж целых 16 раз. Карьера Дикинса охватывает сотрудничество с братьями Коэн, Роном Ховардом, Фрэнком Дарабонтом. Достаточно сказать, что именно он снял «Большого Лебовски», «Побег из Шоушенка» и «Скайфолл».