У богов банный день: «Унесенным призраками» Миядзаки 20 лет

Почему главным местом действия являются бани, и что роднит фильм с «Алисой в стране чудес»?
Ольга Маршева
|
22 Июля 2021
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Ровно 20 лет назад, в июле 2001 года, состоялась премьера «Унесенных призраками», культового аниме Хаяо Миядзаки. По этому поводу его заново выпускают в российский прокат, а мы решили напомнить, почему основное место действия мультфильма – баня и при чем здесь «Алиса в стране чудес».

Вообще-то никакого мультфильма «Унесенные призраками» нет. Это название придумали западные прокатчики, а в оригинале мультфильм Миядзаки звучал очень «по-японски»: «Сэн и похищенная ками Тихиро». Ками  это боги, а Сэн и Тихиро  два имени одной девочки, главной героини, которая попадает в страну призраков. Согласно правилам потустороннего мира, у нее отняли «человеческое» имя, и заменили на другое, Сэн  чтобы легче контролировать ее истинную природу.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Лихо закручено, но по-другому у Миядзаки и не бывает. Каждый его фильм – это плотное переплетение древних легенд и современности. Но в первую очередь это фильмы про внутренний мир ребенка.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Хаяо Миядзаки очень конкретен. Каждая его картина – про определенный этап взросления. «Наш сосед Тоторо» и «Рыбка Поньо» про малышей (но без упрощения и сюсюкания), «Небесный замок Лапута» про мальчиков-подростков в пубертате, «Ведьмина служба доставки» про таких же подростков, только девочек… «Унесенные призраками» заняли свою нишу, они – про переходный период между детством и юностью. Да, главная героиня, десятилетняя Тихиро, не зря совершает обряд именно перехода – она оставляет позади беспечность и наивность первых лет жизни, чтобы познать первый опыт взросления, перестать быть зависимой от родителей.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

К родителям Миядзаки относится без особого трепета. Попросту он превращает их в свиней – это наказание взрослым за жадность и лень. Именно Тихиро предстоит их спасти, искупить их вину собственным трудом. Так она попадает в бани-купальни могущественной Юбабы.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Для Миядзаки «Унесенные призраками» особенный фильм. В его окружении всегда были десяти-, одиннадцатилетние девочки: по словам мастера, они легко находили общий язык. Это роднит Миядзаки с Льюисом Кэрроллом, и именно поэтому «Призраки…» так похожи на «Алису в стране чудес»: разница лишь в том, что Алиса попадает в иной мир, проваливаясь в кроличью нору, а Тихиро приезжает туда на машине.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Мир, воссозданный Миядзаки – это мир без гаджетов, соцсетей и даже без кинотеатров. Это чистая ностальгия по тому времени, когда на детство не работала целая индустрия развлечений, и дети были предоставлены самим себе. 

«Если у детей появится больше свободного времени и больше свободы, они вырастут более самостоятельными, более умными и приспособленными к жизни»,– говорил режиссер.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Тихиро, попадая в мир призраков, может полагаться только на себя. Она не может попросить помощи ни по телефону, ни в соцсетях (Фейсбук* был создан через три года после выхода мультфильма, но Google уже успешно функционировал). Тихиро приходится принимать быстрые решения, взаимодействуя с персонажами, как сказала бы кэрролловская Алиса, «все чудесатее и чудесатее». Это мальчик-дракон, божество по имени Безликий и покрытая бородавками колдунья Юбаба. Все они не те, кем кажутся на первый взгляд. И они вовсе не нечистая сила, хотя встречаются друг с другом в бане.

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Вообще бани для Миядзаки – это ритуальное место, в котором каждый проявляет свою истинную сущность, буквально ее «очищая». Миядзаки пытался снять мультфильм о бане задолго до «Унесенных призраками», но начальство не понимало этих экстравагантных идей. 

«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки, фото
«Унесенная призраками», реж. Хаяо Миядзаки
Фото: Кадр из фильма

Зато потом, когда все получилось, режиссер осуществил свою маленькую месть: «бани» в мультфильме организованы по принципу его родной мультстудии Ghibli, где властная Юбаба, превращающая нерадивых работников в свиней – это президент Ghibli Киефуми Натадзима, а он сам – «всего лишь» шестирукий истопник, работяга «дедушка Камадзи», и, главное, проводник девочки Тихиро в этот страшный, влекущий мир взрослых богов.

* Организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена



Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая