Покушение, предательство и любовная драма: все тайны сериала «Столыпин»

Ирина Макаричева
|
23 Октября 2024
Александр Устюгов. Фото
Александр Устюгов

Александр Устюгов — жесткий реформатор Петр Столыпин:

«Столыпин был безумно многогранный, талантливый, амбициозный: и в политике, и во всем, к чему бы он ни прикасался, каким-то чудесным образом все ему удавалось. Но за всем этим стоял и обыкновенный человек. И моя задача была сделать его живым, душевным, понятным. Семьянином, у которого есть любящая жена, огромное количество детей, дом, розы и прочие дела, не чуждые всем людям».

«Консультант-историк говорил, что по антропологическим данным, размеру одежды, ширине плеч и росту я идеально вписываюсь в Столыпина. Но ведь есть еще и лицо. Было перепробовано огромное количество современных достижений пластического грима. Но в итоге от всего отказались, потому что при уходе в пластический грим пропадала жизнь: умирали брови, глаза, все — играть нечем!» — рассказывает Александр Устюгов, исполнитель главной роли в сериале «Столыпин».

В центре сюжета исторической драмы, созданной для медиаплатформы «Смотрим» и телеканала «Россия» при поддержке ИРИ, — председатель Совета министров Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин. Дело происходит в 1906 году, когда он прибывает в Санкт-Петербург, а группа оппозиционеров-максималистов разрабатывает план убийства «врага революции». Кто выйдет победителем из этого противостояния: приверженцы кровавого террора, уверенные в своей правоте, или пытающийся вывести страну из кризиса Столыпин?

Стася Милославская: «У меня существовала давняя мечта: чтобы из-за проекта, в котором я участвую, перекрыли улицу. И это наконец-то произошло! На набережной канала Грибоедова, в Санкт-Петербурге» С Павлом Поповым

«Пришлось отказаться от пластического грима»

Современники и историки отмечали: ненависть к Столыпину в революционной среде была невероятной. Он способствовал претворению в жизнь множества реформ, причем далеко не все из них были встречены с одобрением. Его неоднократно пытались убить еще на должности саратовского губернатора. В него стреляли мятежники в де­ревнях, швыряли под ноги бомбы в центре города. Зачастую от смерти Петра Аркадьевича спасало лишь хладнокровие и знание человеческой психологии.

Александр Яценко. Фото
Александр Яценко

Александр Яценко — авиатор Лев Мациевич:

«Мой персонаж — летчик-герой, один из первых людей, стоящих у истоков русской авиации. Ему были близки идеи революционеров, но больше всего он любил летать. Был человеком честным и потому не смог предать: человеческие принципы победили в нем во время полета, когда он катал на своем «Фармане» Петра Столыпина. Показать его внутреннюю борьбу, принятие непростого для себя решения, которое, может быть, стоило ему карьеры, было интересно. Очень колоритная роль».

Заняв пост председателя Совета министров, Столыпин попытался привлечь к работе кабинета общественных деятелей, в том числе из партии кадетов, однако эта попытка не увенчалась успехом. Тогда под сформулированным им же лозунгом «Сначала успокоение, потом реформы» он принялся выстраивать жесткую бюрократическую систему, руководя которой и проводил все свои преобразования... Роль жесткого и харизматичного политика и реформатора досталась Александру Устюгову.

«Предложение роли Столыпина для меня было очень неожиданным. Интеллектуальные персонажи — не мой конек, я привык сниматься в боевиках, — рассказал «7Д» актер. — Еще я прекрасно понимал, что совершенно внешне не похож на Петра Аркадь­евича, так что на пробы поехал скорее из любопытства. А уже через полчаса услышал, что утвержден! Так что все это — череда случайностей, которой я несказанно рад. После утверждения встал вопрос о портретном сходстве. Присутствовавший на съемках консультант-историк говорил, что по антропологическим данным, размеру одежды, ширине плеч и росту я идеально вписываюсь в Столыпина. Но ведь есть еще и лицо. Так было перепробовано огромное количество современных достижений пластического грима, постижей. Но в итоге мы отказались от всего этого, потому что, уходя в пластический грим, мы не оставляем жизни: умирают брови, глаза, все — играть нечем! И опять же, Петр Столыпин не тот персонаж, где нужно идти за портретным сходством. У нас была задача создать его образ максимально правдоподобным и интересным, показать систему оценок, отношения к происходящим событиям...

Владимир Юматов, Александр Устюгов и Мария Палей
Владимир Юматов, Александр Устюгов и Мария Палей в сериале «Столыпин»

Про Столыпина до съемок фильма я знал — у меня хорошее образование, каких-то откровений не случилось. Но это очень сложный персонаж. Вообще тяжело играть исторические фигуры, особенно когда мы говорим о политиках. Потому что нужно быть документальным, особенно в текстах, все должно быть точно и выверено до запятой. Это жутко сложно, хотя так же увлекательно. Но есть еще один аспект. Важно, чтобы зрители увидели и оценили: за всеми этими сухими реформаторскими сводками стоял обыкновенный человек. И моя задача была сделать его живым, душевным, понятным, семьянином».

«Было страшновато играть соблазнительницу»

Стасе Милославской досталась роль Натальи Климовой — реального персонажа, женщины, которая за недолгие 33 года своей жизни успела вступить в боевую организацию, сбежать из тюрьмы, пересечь пустыню Гоби на верблюдах и родить трех дочерей. Кроме того, как отмечают исследователи, она была невероятно красивой и обаятельной. Манера держаться, говорить, живость, ум, тонкое кокетство — она умела произвести впечатление.

Стася Милославская — революционерка Наталья Климова:

«Я обожаю исторические картины, мне нравится перепрыгивать из одной эпохи в другую. И костюмы очень помогают: меняется походка, осанка, речь. Ну а как девочке, конечно, мне нравится все это примерять и носить. На съемках я чувствовала себя винтажной куклой, которую одевают в роскошные наряды: невероятно красивые рубашки, сумочки, вуали, перья… Что-то специально шилось, какие-то ретрообразы подбирались из готовых. Возникало невероятное ощущение — как будто уже только этим нарядом ты прикасаешься к истории».

Стася Милославская. Фото
Стася Милославская
Юрий Насонов. Фото
Юрий Насонов

Юрий Насонов — студент Алексей Любомиров:

«К счастью, мой персонаж вымышленный, и это развязывало мне руки. Он мог быть любым, и никто бы не смог меня поправлять в плане исторической правды. Любомирова я искал в себе: Алексей очень похож на меня, поэтому сразу меня заинтересовал. Находил точки соприкосновения в характере, в теле и «погружал» это в роль. Я посмотрел множество документальных фильмов про те годы, про жизнь, про общество. Хотелось понять, против чего я борюсь, аргументы Столыпина, каков он в качестве врага».

«Я влетела в проект чуть ли не за неделю до «мотора», меня пригласили в самый последний момент. И второй раз в жизни — без проб! Конечно, это мне польстило. Но радость сменилась легкой паникой, потому что это большая картина про значимый период в истории нашей страны и роль довольно сложная. Конечно же я нервничала, — рассказала «7Д» Стася Милославская. — Про Наталью у меня мало было информации: нашла только фотографию и какие-то сухие выжимки про нее. У нас мало внешнего сходства, да я и не пыталась в нее «попасть». Но, думаю, нам простят эту вольность, потому что главный исторический контекст мы не меняли. А еще страшновато было на площадке, потому что моя героиня Наталья Климова — соблазнительница, обольстительница, девушка голубых кровей, в ней очень много манкости. Во мне это, конечно, тоже есть, но в жизни я совсем другая: пацанка в толстовке и в кроссовках... Я не особенно привыкла пользоваться своей женской энергией, а вся роль Натальи построена на этой ее сильной стороне. Еще я болтушка по жизни, очень быстро разговариваю, и режиссер меня часто осекал, просил замедлиться, успокоиться. Потому что Климова говорит медленно, конкретно, не суетится. Мне все время приходилось гасить свой внутренний мотор, сдерживать себя. Это был новый для меня опыт, все время казалось, что я не справлюсь. Но вроде бы все прошло хорошо.

Александр Устюгов с Александром Яценко
Александр Устюгов: «Предложение роли Столыпина для меня было очень неожиданным. Интеллектуальные персонажи — не мой конек, я привык сниматься в боевиках» С Александром Яценко

А еще у меня существовала давняя мечта: чтобы из-за проекта, в котором я участвую, перекрыли улицу. И это наконец-то произошло! На набережной канала Грибоедова, в Санкт-Петербурге. Там полностью реконструировали эпоху: ездили кареты, ходили дамы в роскошных нарядах и шляпах. А рядом проплывали катера с туристами. Не знаю, какие эмоции они испытывали, но, по-моему, это невероятное зрелище: путешествуя по каким-то историческим местам Петербурга, вдруг увидеть прошлое, ту эпоху. И ощутить себя частью этой истории — такое не забывается. Мы вообще побывали в очень красивых местах, например, в Доме-музее Римского-Корсакова, где нельзя было садиться ни на один стул, потому что на него даже дышать нельзя. Мне очень понравился Елагин остров: никогда ранее не была в той части Петербурга. А последние дни мы работали уже в павильоне, где отстроили нашу конспиративную квартиру. Очень подробно, очень красиво, даже не возникало ощущения, что это съемочный павильон».

«Усы легче отрастить, чем клеить»

Сергей Барковский
Сергей Барковский в сериале «Столыпин»

Александр Загоскин, художник-постановщик:

«Время Столыпина — это начало ХХ века, Серебряный век. Начиная работать над фильмом, я понимал, что у зрителя сложилось впечатление о том времени из кинохроники, фото и живописи Серебряного века, но как это все «поженить»? В итоге выбрали определенную оптику, которая дает своеобразный мягкий рисунок. По цветовой гамме это что-то из Михаила Врубеля. По композиционным решениям тоже близко к классической живописи начала ХХ века и к композиции, которая присутствовала в кинохронике и фотографиях того времени. Кстати, тогда на них был бум. Посмотреть интерьер любой гостиной, того же Николая Второго, который сам увлекался фотографией: все увешано не картинами, а снимками!»

Павел Попов сыграл в сериале одного из главных отрицательных персонажей — революционера Михаила Соколова*. «Продюсер Екатерина Жукова увидела спектакль «Война и мир» в Театре Вахтангова, где я играю Пьера Безухова, и пригласила на пробы. Причем на совершенно противоположную роль — террориста, главаря банды. Про Соколова очень мало информации: кроме того факта, что он был одним из организаторов теракта на Аптекарском острове, больше ничего и не известно. Кстати, сцена взрыва снималась очень тщательно и выглядит невероятно достоверно. Нам к спине крепили тросы и в определенный момент резко тянули, чтобы показать ударную волну от взрыва...

Про Столыпина я знал чисто номинально — просто что существовал такой министр внутренних дел. И только когда меня уже утвердили в картину, стал немного разбираться в вопросе. Для меня оказалось потрясением, что в те времена эта должность была самоубийственной. И Столыпин, когда вступал в нее, понимал, что, скорее всего, его убьют. В нашем проекте он представлен человеком неравнодушным, рефлексирующим, который пытается объяснить свою позицию, идет на жертвы, может сомневаться. Мой персонаж совсем другой. Он действует бескомпромиссно и, как мне кажется, не очень психически здоров, вообще не самый приятный тип. И мне очень хотелось это максимально отразить в моем образе. А еще просил грязнить мне волосы, которым с помощью лака и воска придавали сальный вид, — дополнительные детали в отрицательном образе героя. Как и тот факт, что он много курит. Так что мне пришлось смолить сигареты того времени — без фильтра. При этом в жизни я не курю вообще...

Наталья Салтыкова, художник по костюмам:

«Время было сложное, но, что касается костюмов, очень красивое: модерн, роскошные платья, шляпки, мужские сюртуки, котелки. Это вообще отдельная тема нашего сериала: много форменного и военного костюма. Хорошо, что по тому времени есть немало материала, фотографий, по которым можно изучить эпоху. Но только снимки — черно-белые. Кажется, это один цвет, а реально — совсем другой. Наш прекрасный консультант Алексей Аранович помогал разобраться в погонах, знаках отличия, цвете формы, пуговиц, аксельбантов, кантов. Мы долго подбирали ткани (нужны были натуральные, а сейчас очень трудно найти сукно, шерсть, подобрать правильный оттенок), а также исторические пуговицы, украшения, бархат, кружево на платья».

Соколов получился не обычным человеком, который ищет свой путь, пусть даже отрицательный, а персонажем иногда даже карикатурным, сплошные минусы. На первый план выходили его ненависть к людям, закомплексованность, чувство внутренней обиды и унижения из-за неудавшегося покушения... Мне кажется, образ получился ярким».

«Столыпин шел через ненависть, как ледокол»

В любом проекте выбор актера на главную роль — один из самых главных и мучительных. «Когда мы брались за «Столыпина», то совершенно не понимали, кто бы это мог сделать. Как создать такую глыбу на экране, настолько сложную, многогранную личность? С одной стороны, человека умного, честного, который умеет идти на компромиссы, с другой — жесткого реформатора, который умеет добиться своего, — рассказал «7Д» режиссер Алексей Андрианов. — И когда попробовался Александр Устюгов, мы с продюсерами сразу увидели: это лучший вариант.

Павел Попов. Фото
Павел Попов

Павел Попов — революционер Михаил Соколов*:

«Про прототипа моего героя очень мало информации. Кроме той истории, что Соколов был одним из организаторов взрыва на Аптекарском острове, больше ничего и не известно... Перед съемками сериала было принято решение, что у моего персонажа будут усы. Но я переживал, что, если их будут наклеивать, это заморозит мою мимику. И решил, что намного удобнее и правильнее будет отрастить свои. В общем, облегчил задачу гримерам».

Мы не пытались получить портретное сходство, главное — общее ощущение силы и интеллекта, которое почувствует зритель. Про Столыпина я, конечно, что-то знал: когда я учился в школе в Саратове, нам рассказывали о нем на уроках истории. Правда, в советское время говорили об этом человеке только как о жестком тиране: в памяти всплывают «столыпинские вагоны», «столыпинские галстуки»... Но когда начинаешь разбираться в истории, то оцениваешь, что Столыпин сделал для страны, полезность его реформ для России. Я с удивлением узнал, что на фоне проигранной Русско-японской войны, когда люди не верили ни во что хорошее, в стране царили революционные настроения, реформы Столыпина привели к огромному росту экономики в России. И насколько Петр Аркадьевич был одинок в своем стремлении провести эти реформы, потому что практически все были против него: и власть его сдерживала, и Дума, и левые, и правые, и министерства. А он, как ледокол — я так себе представляю, — шел через все эти льды и пробивал их настолько ярко и показательно, что это вызывает большое уважение и удивление».

Было важно развеять мифы

Александр Устюгов с Марией Палей
«Важно, чтобы зрители увидели: за сухими реформаторскими сводками стоял обыкновенный человек. И моя задача была сделать его живым, душевным, семьянином» С Марией Палей
Фото: предоставлены пресс-службой телеканала «Россия»

Мария Ушакова, продюсер:

«Кастинг в сериал был сложнейший, но труднее всего было найти самого Столыпина. В какой-то момент мы утвердили уже всех артистов, но главного, на роль Петра Аркадьевича, так и не могли найти. Сначала мы пробовали тех, у кого есть портретное сходство. Затем стали приглашать на кастинг уже просто всех хороших актеров. И в какой-то момент вдруг совершенно неожиданно возникла кандидатура Александра Устюгова. Мы его попробовали в гриме, и оказалось, что Саша невероятно похож, очень точно попал в образ. Так никогда и не подумаешь: он такой мачо, больше ассоциируется с героями боевиков. А тут идеально подошел на роль царского министра. Это было удивительно!»

Продюсер Мария Ушакова признается, что, готовясь к съемкам проекта, они понимали: вокруг такой яркой личности, как Столыпин, создано множество мифов. «Это огромная честь и ответственность — снять фильм о таком величайшем политическом деятеле России, как Петр Аркадьевич Столыпин. С одной стороны, мы хотели развеять эти мифы, а с другой — раскрыть тему и рассказать о его колоссальном вкладе. В своих предыдущих исторических сериалах — «София», «Годунов», «Грозный» — мы, соблюдая основные исторические вехи, все-таки допускали художественный вымысел. Здесь не мог­ли себе этого позволить: слишком ответственный материал, слишком значительная фигура главного героя. Поэтому сценарий писался с участием серьезных историков, каждому факту придавалось огромное значение, мы все проверяли, чтобы они были максимально достоверными. Автор сценария Тимур Эзугбая вместе с продюсером Екатериной Жуковой очень много времени потратили на то, чтобы не исказить исторические факты и сделать это все-таки интересным, привлекательным для зрителей. Но нужно было учесть и художественную линию. Чтобы это не выглядело как документальное кино, в сериал добавлена линия молодых бомбистов-террористов: тоже почти все реальные персонажи, но есть и вымышленные. У них там и любовь, и предательства, и душевные метания, и заговоры, и взрывы — смотрится все очень увлекательно!»

Петр Столыпин
Петр Столыпин. 1900-е гг.
Фото: РИА НОВОСТИ

7 интересных фактов о Cтолыпине

1. Будучи студентом, Столыпин особенно интересовался химией. Любопытно, что ему удалось получить высшую оценку на экзамене у самого Дмитрия Менделеева.

2. Троюродным братом Столыпина был поэт Михаил Лермонтов. А супруга великого реформатора приходилась правнучкой великому полководцу Суворову.

3. Петр Столыпин вел здоровый образ жизни — не курил и не пил. А еще проявлял завидное бесстрашие перед любой опасностью, чего не могли оспорить даже самые ярые враги политика.

4. Как-то раз кадет Родичев назвал виселицы «столыпинскими галстуками», тонко заметив, что государство держит народ в «ежовых рукавицах». Острота кадета быстро приобрела большую популярность, в результате чего Столыпин решил вызвать Родичева на дуэль. Однако кадет отказался участвовать в поединке, предпочтя принести публичные извинения.

5. У Петра Столыпина родилось пять дочерей и сын. Во время одного из покушений на чиновника случился серьезный взрыв, в результате которого пострадали двое детей Столыпина. Николай Второй хотел выделить министру материальную помощь, но тот отказался, сказав, что он не торгует кровью своих детей.

6. Всего на жизнь реформатора было совершено 11 покушений, последнее из которых стало роковым.

7. В ряде российских городов установлены памятники и названы улицы в честь Столыпина. В 2012 году Банк РФ отчеканил памятную монету, посвященную 150-летию со дня его рождения.

А для продюсера Екатерины Жуковой полной неожиданностью стало то, что, когда стали готовиться к съемкам проекта, выяснился неприятный факт: в публичном доступе про Столыпина оказалось очень мало информации. «Это фигура сильная, мощнейшая, сделавшая колоссальные вещи для России. За пять лет, что он был премьер-министром, он совершенно изменил экономическую и политическую ситуацию в стране. И про него почти ничего нет! До революции о нем в общем-то никто ничего не писал, потому что, как часто бывает с людьми, которые делают свою работу искренне и фанатично, его не жаловали ни левые, ни правые. При советской власти это тоже был от силы один абзац в учебниках: за Столыпиным закрепилась слава «вешателя», ведь он действительно в отношении революции и революционеров был настроен крайне жестко. Да и потом тоже почему-то, при всем понимании значимости этой личности, никто о нем особо никогда ничего не писал и не снимал. Может, оттого, что он был человеком правильным: патриотом, государственником, абсолютным монархистом, любящим отцом, прекрасным мужем. Скажем так, фигура почти без изъянов, что не слишком интересно для кинематографа.

История нашего проекта обязана своим появлением еще одному деятелю политического олимпа — министру финансов в 1990-е годы Борису Федорову. Он с молодых лет увлекся историей Столыпина и его реформ, очень серьезно все это изучал, написал много книг, был инициатором публикаций воспоминаний дочерей и соратников Столыпина. По большому счету, вся та взвешенная и правдивая информация, которую мы сегодня имеем о фигуре Столыпина, была получена благодаря Борису Григорьевичу Федорову. Именно его книга «Петр Столыпин: «Я верю в Россию» прежде всего помогла нам в работе над сценарием, а также личная домашняя переписка Столыпина, письма старшей дочери из Парижа к родителям дали нам возможность почувствовать и предложить зрителю почувствовать этого неординарного человека и сделать свои выводы о нем и о тех, кто его окружал, об этом ярком и необычном времени».

Смотрите премьеру сериала «Столыпин» на телеканале «Россия» и платформе «Смотрим».

* Признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Любовный гороскоп на неделю 16 — 22 декабря для всех знаков зодиака
«Есть прекрасная новость для всех! С понедельника Меркурий будет идти уже своим привычным ходом, он перестаёт быть ретроградным. Зеленый свет для знакомств, общения и налаживания коммуникаций, в том числе между влюбленными», — говорит астролог Полина Барлова.

Овен




Новости партнеров




Звезды в тренде

Дмитрий Нагиев
актер, телеведущий, шоумен
Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Ирина Орлова
астролог