Действие «Собачьего сердца» происходит в Москве в 1920-е годы. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию — пересаживает гипофиз человека дворовому псу, и тот обретает человеческий облик. Но постепенно становится ясно, что собаке лучше оставаться собакой.
Съемки фильма проходили в Ленинграде на улицах Апраксина двора, где сохранился колорит начала XX века.
Профессор Преображенский
На роль профессора Филиппа Филипповича Преображенского пробовались такие известные актеры, как Юрий Яковлев, Леонид Броневой, Михаил Ульянов и Владислав Стржельчик. Все они превосходно смотрелись на пробах, но лучше всего образ дался Евгению Евстигнееву — его профессор получился самым проникновенным.
Евстигнеев получил эту роль, когда был в состоянии творческого кризиса.
«Фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его, — рассказывал сын актера Денис Евстигнеев. — На роль он соглашался трудно, поначалу отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик, но потом просто жил ею. Он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены».
Дело в том, что незадолго до этого Евгений Александрович, перенесший инфаркт, попросил худрука МХАТа Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов сгоряча выдал: «Так иди на пенсию!», и это ранило актера. А тут такая роль!
Сам Евстигнеев признавался, что она на всю жизнь останется для него самой любимой.
Доктор Борменталь
Борис Плотников был актером Московского театра Сатиры. Именно в нем на пробах режиссер увидел доктора Борменталя.
Поначалу на одной съемочной площадке со знаменитым актером Плотников робел и чувствовал себя неуверенно, но Евстигнеев сказал ему: «Мы с вами равны, коллега». И Плотников раскрылся по полной.
Полиграф Шариков
Дольше всех искали исполнителя роли Шарикова. Во все киностудии и в несколько театров страны отправили телеграмму с просьбой выслать фото самых неказистых актеров — у съемочной группы была задача найти мужчину с низким приплюснутым лбом, большими оттопыренными ушами, огромным ртом и крупными зубами. Словом, чтобы был похож на собаку.
Удивительно, но на эту роль претендовали такие звезды кино, как Николай Караченцов и Алексей Жарков. Но ни того, ни другого Бортко не утвердил, потому что зритель видел бы в них не персонажа, а известных актеров.
И тут ему в руки попало фото актера алма-атинского Театра русской драмы Владимира Толоконникова. Артиста пригласили на пробы, где он блестяще отыграл сцену с ужином в профессорском доме и был утвержден.
Как вспоминал позже режиссер, в тот момент перед собой он увидел реального «пса в галстуке», гениально провозгласившего тост «Желаю, чтобы все!».
«Папа всегда был благодарен судьбе за эту роль, ведь такой шанс выпадает не каждому артисту. Сам ни капли не похож на своего героя. Он был интеллигентнейшим, тактичным, добрым человеком, сыграл много прекрасных ролей в Русском драматическом театре в Алма-Ате. — рассказывал сын актера Иннокентий.
Пес Шарик
Собаку Шарика сыграл милицейский пес Карай, которого выбрали более чем из 20 претендентов. Решающим аргументом стала запоминающаяся внешность: одно ухо у собаки стояло, а другое висело.
Чтобы придать ухоженному псу бродячий вид, его шерсть обмазали желатином и нарисовали на боку ожог.
«Собачье сердце» стало для Карая дебютом, и он оказался очень талантливым актером. На съемках часто переснимали сцены из-за игры актеров, но пес не входил в их число, потому что выполнял все команды с первого раза.
Кроме того, Карай ничего не боялся во время съемок — ни бинтов, ни света софитов, ни сильного шума машины-ветродуя, которым нагоняли метель (зима в тот год выдалась малоснежная).
Специально для фильма Карай научился новым для себя вещам — сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя в реальной жизни Карай жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил).
Конечно, были и сложные сцены. Например, по сюжету пес кусает Борменталя. Вместо ноги сделали муляж, но собака совершенно не хотела кусать что-то непонятное. А сделать это нужно было в определенный момент и совершенно естественно.
В другом эпизоде профессор Преображенский приманивает Шарика колбасой. Дублей было несколько, и сначала Карай радостно хватал угощение (колбасу купили ядреную, полукопченую), а потом стал воротить нос. Но приходилось мужественно есть, периодически запивая очередную соленую порцию водой из ведра.
Как рассказывала хозяйка Карая Елена Никифорова, пес был очень понятливый и работал не за похвалу или вкусности, а из-за доброго к ней отношения. Поэтому у него все получалось.
На съемочной площадке Карай был всеобщим любимцем. Он всегда «здоровался» с Евстигнеевым и любил, когда тот в ответ ласково его трепал.
Съемки Толоконникова не совпадали со съемками пса, и один раз тот специально пришел на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Пес пообщался с актером вежливо, но сдержанно.
После «Собачьего сердца» Карай еще не раз появлялся на экранах — снялся в короткометражке «Переэкзаменовка», в детской сказке Одесской киностудии «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в фильмах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш». В 1990 году пес умер, ему было девять лет.
Нелестная критика
После премьеры съемочную группу, образно выражаясь, закидали помидорами. Бортко тогда очень досталось: экранизацию называли безвкусной дрянью, а режиссеру предлагали навсегда запретить снимать.
«Это надо было почитать: дурость редкостная, — рассказывал Бортко. — Помню, позвонил расстроенный Толоконников: «За что нас так? Где мы недоработали?», а я ответил: «Подожди, время рассудит». И правда, за границей нас приняли благосклонно, а через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию».
В 1989 году фильм «Собачье сердце» получил приз «Золотой экран» на Международном кинофестивале в Варшаве и Гран-при на фестивалях телефильмов в Душанбе и Перудже. Кроме этого, картина была награждена за лучшую операторскую работу, завоевала Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации «Игровое кино» и несколько раз получала призы за режиссуру.
Сегодня «Собачье сердце» считается золотой классикой отечественного кинематографа и образцом эталонной экранизации, разобранной на цитаты. Эта лента из разряды тех, которые можно пересматривать вновь и вновь, ведь гениальное кино никогда не надоедает.