Первый российский блокбастер и главная новогодняя франшиза: вспоминаем хиты студии Bazelevs

Тимур Бекмамбетов продал свою долю в компании Bazelevs – теперь он будет работать не в Москве, а в Лос-Анджелесе. Вспоминаем самые яркие коммерческие хиты киностудии, которые еще недавно могли конкурировать с голливудскими блокбастерами.
Ольга Маршева
|
27 Декабря 2022
«Ночной дозор» (2004) фото
«Ночной дозор» (2004)
Фото: Кадр из фильма

Bazelevs начинал с рекламных роликов банка «Империал» (кто застал 90-е, прекрасно помнит и Тамерлана, и Екатерину с Суворовым, «…до первой звезды нельзя»). Но амбициям и таланту Бекмамбетова было тесно в рамках коммерческой рекламы – и в начале нулевых компания Bazelevs стала снимать и показывать в кинотеатрах свое кино – новое, русское, зрительское, за которое не было стыдно.

«Ночной дозор» (2004, реж. Тимур Бекмамбетов, бюджет – 4, 2 млн долларов)

«Ночной дозор» (2004) фото
«Ночной дозор» (2004)
Фото: Кадр из фильма

Роман Сергея Лукьяненко читали многие, но фильм посмотрели вообще все – полнометражный дебют студии Bazelevs стал также первым в постсоветской истории отечественным блокбастером. Его даже номинировали на «Оскар» от России. В «Ночном дозоре» был яркий и небанальный кастинг (Константин Хабенский, Валерий Золотухин, Жанна Фриске), классный сюжет и, главное, какая-то уютно-домашняя атмосфера всего происходящего – как в старых советских фильмах вроде «Чародеев» (на которых «Дозор» вообще очень похож) и «Обыкновенного чуда».

«Дневной дозор» (2005, реж. Тимур Бекмамбетов, бюджет – 4,2 млн долларов)

«Дневной дозор» (2005) фото
«Дневной дозор» (2005)
Фото: Кадр из фильма

Продолжение «Ночного дозора», но уже с радикально новой, «глянцевой» картинкой, на уровне хорошего голливудского экшна. Тимур Бекмамбетов оттачивал навыки в процессе, и результат был очевиден – «Дневной дозор» стал первым российским фильмом в истории, преодолевшим планку в миллиард рублей кассовых сборов. Сцену проезда Жанны Фриске на красной Mazda по фронтону гостиницы «Космос» невозможно выбросить из головы уже 16 лет.

«Ирония судьбы. Продолжение» (2007, реж. Тимур Бекмамбетов, бюджет – 5 млн долларов)

«Ирония судьбы. Продолжение» (2007) фото
«Ирония судьбы. Продолжение» (2007)
Фото: Кадр из фильма

Да, продолжение мало кому нравится – но за попытку, как говорится, спасибо. Тимур Бекмамбетов, обожающий советскую киноклассику (это видно во всех его фильмах), переснял Легенду с главными звездами российского кино. Лучше всех неожиданно оказался Сергей Безруков в роли Ираклия, наследника несчастного Ипполита – только теперь мы поняли, что жених Наденьки был, наверное, самым недооцененным героем этого любовного треугольника.

«Особо опасен» (2008, реж. Тимур Бекмамбетов, бюджет – 75 млн долларов)

«Особо опасен» (2008) фото
«Особо опасен» (2008)
Фото: Кадр из фильма

Знай наших! Bazelevs снял эталонный голливудский боевик с Анджелиной Джоли и Джеймсом МакЭвоем, а также Константином Хабенским в небольшой роли Экстерминатора. Две технические номинации на «Оскар» позволили Бекмамбетову стать в Голливуде «своим».

«Черная молния» (2009, реж. Александр Войтинский, Дмитрий Киселев, бюджет – 15 млн долларов)

«Черная молния» (2009) фото
«Черная молния» (2009)
Фото: Кадр из фильма

Попытка снять супергеройский комикс на сугубо русском материале – в центре сюжета летающая «Волга»-ГАЗ 21, легенда отечественного автопрома. Компания Bazelevs рассчитывала на то, что «Молния» будет столь же успешна, как и «Дозоры» – Бекмамбетов договорился о выходе голливудского ремейка и планировал снимать продолжения, по серии к каждому Новому году. Но чуда не случилось – зритель не поверил в магию русской машины, которую даже с официального производства сняли в середине 70-х. Однако без «Черной молнии» не было бы «Последнего богатыря», который эксплуатировал похожую эстетику русско-советского наследия, и множества других «патриотических» фильмов, доминирующих на афишах в 2022 году.

«Елки» (2010, реж. Тимур Бекмамбетов и др., бюджет – 170 млн рублей)

«Елки» (2010) фото
«Елки» (2010)
Фото: Кадр из фильма

Гениальная франшиза, пришедшая на замену «Черной молнии» – именно «Елки» стали снимать из года в год к новогодним праздникам, и именно они стали конкурировать на афише с самим «Гарри Поттером». Бекмамбетов явно вдохновлялся фильмом «Реальная любовь» Ричарда Кертиса, где множество различных сюжетных линий переплетались в одну в канун Рождества. Только у нас это было не Рождество, а Новый Год, и акцент делался на огромном масштабе страны. В разных точках на карте России обычные люди готовились к празднику с новыми надеждами и мечтами – и с маленькой помощью чуда у них все получалось. Можно сказать, режиссер внес свой вклад в обьединение страны – по крайней мере, в каждый последний месяц года.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
«Русское лото» — обман или реальная возможность стать миллионером?
Новость о миллиардном выигрыше в последнем новогоднем тираже «Русского лото» вновь вызвала ажиотаж. В соцсетях опять появились «разоблачительные» посты про то, как «обманывают» в «Русском лото». «Мошенничество», «кидалово», «лохотрон» — далеко не самые сильные эпитеты, которыми награждают лотерею некоторые недоверчивые игроки. Но насколько справедливы такие обвинения? Давайте разберёмся.

Почему люди не верят в реальность больших выигрышей




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог