
В январе 40-летие отмечает франко-американский режиссер Дэмьен Шазелл — самый молодой в истории обладатель «Оскара» за режиссуру (получил он статуэтку всего в 32 года). Кто-то называет постановщика грандиозным талантом поколения, кто-то считает выскочкой, которому повезло с парой своевременных идей. Кто же он на самом деле? Попробуем разобраться.
Ранние годы: от музыки к кино
Дэмьен Шазелл родился 19 января 1985 года в Провиденсе, штат Род-Айленд, в семье ученых. Его отец Бернар Шазелл был профессором компьютерных наук, а мать Селин Шазелл преподавала историю. Но не наука, а любовь к искусству стала для Дэмьена главной движущей силой в жизни. С раннего возраста он увлекался музыкой, играл на барабанах и даже задумывался о карьере джазового музыканта. Но вскоре осознал, что его стремление к созданию историй перевешивает.
Шазелл окончил Гарвардский университет, где изучал историю кинематографа. Еще в процессе учебы он снял свой первый фильм — музыкальную короткометражку, которая стала предшественницей его дебютного полнометражного проекта.
«Гай и Мэдлин на скамейке в парке», 2009

Дебютный фильм Шазелла — это романтическая музыкальная драма, в которой уже прослеживаются темы, ставшие впоследствии знаковыми для его творчества: музыка, страсть и человеческие отношения. «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» рассказывает историю молодого джазового трубача и его возлюбленной, которые переживают сложный период в отношениях.
Фильм был снят в черно-белой палитре с минимальным бюджетом, а его эстетика отсылала к классическим музыкальным лентам середины XX века. Картина получила положительные отзывы критиков за свою искренность и новаторский подход к жанру, несмотря на малый масштаб. Уже тогда 24-летний Шазелл проявил себя как творец, способный работать на глубоком эмоциональном уровне.
«Одержимость», 2014

Настоящий прорыв в карьере Шазелла произошел с выходом фильма «Одержимость». Эта напряженная драма о взаимоотношениях ученика-ударника, которого сыграл Майлз Теллер, и его безжалостного преподавателя в исполнении Джей Кей Симмонса принесла режиссеру мировую известность. Это был яркий пример авторского кино, которое способно завоевать сердца самой широкой аудитории.
«Одержимость» исследует максимально близкие самому Шазеллу темы перфекционизма и личной жертвенности во имя искусства. Режиссер, которого именно после этой картины впервые стали называть вундеркиндом, вложил в фильм собственные переживания и наблюдения, что сделало его невероятно достоверным. «Одержимость» была номинирована на несколько премий «Оскар», а Симмонс получил статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана.
«Ла-Ла Ленд», 2016

Третий фильм Шазелла стал без преувеличения настоящим культурным феноменом. «Ла-Ла Ленд» — это ода Голливуду, мечтам и любви, рассказанная через музыку и танцы. Картина с Эммой Стоун и Райаном Гослингом в главных ролях сочетала в себе ностальгию по классическим мюзиклам и вполне современный кинематографический язык, понятный практически всем возрастам зрителей.
«Ла-Ла Ленд» получил 14 номинаций на 89-й церемонии вручения наград «Оскар», повторив рекорд фильмов «Все о Еве» (1950) и «Титаник» (1997), и выиграл шесть, включая лучшую режиссуру для Шазелла. В свои 32 года он стал самым молодым лауреатом в этой категории. Сегодня эта лента — все еще символ стремления к мечте. И просто стилистически безукоризненное кино.
«Человек на Луне», 2018

После триумфа «Ла-Ла Ленда» Шазелл решил сменить направление и взялся за биографическую драму о Ниле Армстронге. «Человек на Луне» — это история первого человека, ступившего на поверхность спутника Земли, рассказанная через призму личной жизни и личной трагедии астронавта.
В главной роли снова снялся Райан Гослинг, а сам фильм выделялся реалистичностью и вниманием к деталям. Шазелл показал, что способен работать с масштабными проектами и сложными темами, сохраняя при этом эмоциональную глубину. И хотя «Человек на Луне» не повторил коммерческого успеха «Ла-Ла Ленда», он получил высокие оценки критиков и укрепил репутацию режиссера.
«Вавилон», 2022

А затем случился первый большой провал. «Вавилон», фильм-исследование эпохи становления Голливуда и перехода от немого кино к звуковому с участием Марго Робби и Брэда Питта, виделся Шазеллу как олицетворение его бесконечной, неуемной страсти к кинематографу.
Однако, несмотря на грандиозные замыслы, лента столкнулась с неоднозначной реакцией. Критики отмечали смелость фильма и его визуальную эстетику, но также указывали на излишнюю эксцентричность и затянутость. В коммерческом плане проект также стал разочарованием, при бюджете в 78 миллионов долларов собрав в прокате только 65 миллионов.
«В финансовом плане с «Вавилоном» ничего не получилось. Ты пытаешься сделать так, чтобы ситуация не влияла на творчество, но в итоге происходит обратное. Но может так и должно быть? У меня противоречивые мысли. Может, мне не удастся снять фильм по следующему сценарию, никто не знает. Придется немного подождать»,
— прокомментировал ситуацию постановщик.
На сегодняшний день никаких анонсов относительно его нового проекта нет.
И все же кто такой Дэмьен Шазелл? Великий талант или ловко манипулирующий чувствами зрителей провокатор? Пожалуй, как это почти всегда и бывает, истина не лежит в какой-то из крайностей. И вряд ли провал «Вавилона» поставит крест на карьере оскароносного режиссера. Своими предыдущими работами он доказал, что обладает главным качеством большого голливудского постановщика — чувством стиля. А чувство меры, изменившее ему на съемках «Вавилона», вероятно, еще придет с опытом.