От авторских комедий до «Оскара» и фильмов Marvel: кто такой Тайка Вайтити

Вспоминаем путь к славе новозеландца Тайки Вайтити и разбираемся, почему его почерки виден даже в блокбастерах.
Анастасия Седова
|
02 Сентября 2021
«Кролик Джоджо» (2019) фото
«Кролик Джоджо» (2019)
Фото: Кадр из фильма

Новозеландский режиссер, актёр и сценарист Тайка Вайтити сейчас почти не сходит со страниц прессы. Он снимает крупные проекты для Disney (включая «Тор: Любовь и гром» и «Мандалорца»), встречается с молодой поп-певицей Ритой Орой, получает премии «Оскар» и BAFTA, зовёт на собственные дни рождения уйму звёзд первой величины и попадает в любовные скандалы. Но это теперь – а каких-то пять лет назад широкая публика знала Вайтити в лучшем случае по эпизодическим ролям. Каким был путь 46-летнего режиссёра к признанию на голливудских холмах и почему его авторский почерк удается разглядеть даже сквозь мишуру блокбастеров, разбираемся в этом тексте. 

Независимая комедия и короткометражки 

«Реальные упыри» (2014) фото
«Реальные упыри» (2014)
Фото: Кадр из фильма

Тайка Вайтити родился в небольшой новозеландской деревушке, но рос уже в Велингтоне. Там он и поступил в Университет королевы Виктории на актера театра. Уже на этом этапе в творчестве Тайки начала отчетливо проявляться комедийная составляющая – вместе с соседями по драмкружку он организовал группу комиков. Одним из ее участников оказался Джемейн Клемент – ныне известный новозеландский актер, музыкант и постоянный соавтор Вайтити. Представьте российский комедийный дуэт «Лена Кука» или британский «Майти Буш», но на новозеландской земле – таким было творчество пары друзей, называвших себя «The Humourbeasts». Вайтити объединился с Джемейном Клементом, чтобы разыгрывать забавные скетчи и снимать короткометражки. 

Именно так родилась 11-минутная лента “Две машины, одна ночь” (2004), принесшая своему автору первый успех и первое серьезное поражение. История о двух детях, мальчике и девочке, оставленных в соседних машинах на парковках, пока их родители ужинают в закусочной, настолько понравилась западному зрителю, что получила номинацию на “Оскар” как лучшая короткометражка на английском языке. Справедливости ради – английский в этом фильме ужасен. Маленькие актеры-любители общаются по-английски с акцентом, чем только добавляют фильму комедийности и трогательности. Однако от поражения Вайтити это не спасло – на церемонии награда досталась картине "Оса" Андреи Арнольд, а про самого Тайку забыли бы сразу же после вручения премии, если бы по таблоидам не разлетелся снимок, где режиссер мирно спит в смокинге в полном зале на “Оскаре”. 

На этом Вайтити, разумеется, не остановился и продолжил снимать короткий метр. Так появился небольшой комедийный фильм о быте нескольких соседствующих вампиров «Реальные упыри: Интервью с некоторыми вампирами», который спустя почти десятилетие превратится в одноименную полнометражку, а еще позднее – в два успешных комедийных сериала. 

Авторские полнометражные фильмы 

«Охота на дикарей» (2016) фото
«Охота на дикарей» (2016)
Фото: Кадр из фильма

Спустя несколько лет оттачивания навыка снимать небольшие по хронометражу забавные ленты настало время и для полнометражного проекта. Первой такой работой Тайки Вайтити стал фильм «Орел против акулы» с его хорошим другом Джемейном Клементом в главной роли. Картина рассказывала о странных выходных молодой пары Лили и Джаррорда в гостях у родителей последнего. Джаррорд знакомит девушку со своей семьей, а вместе с этим – и со своими детскими комплексами, в результате чего пара расстается. Фильм не стал популярным у зрителей, хоть и завоевал несколько наград на международных фестивалях, включая «Меридианы Тихого» во Владивостоке. 

Следующий полный метр – лента «Мальчик» (2010) – оказался намного успешнее и был отмечен на Берлинале и «Санденсе». Попутно Вайтити успел сыграть второстепенную роль в неудачном супергеройском фильме «Зеленый фонарь», где подружился с Райаном Рейнольдсом. Это товарищество окупится чуть позднее, когда переживающий новую волную популярности Рейнольдс начнет настаивать на участие Вайтити в роликах с Дедпулом и комедии «Главный герой». 

Однако подлинный успех пришел ко все еще начинающему режиссеру в 2014 году с комедией «Реальные упыри» («Что мы делаем в тени») – полнометражной версией его же короткометражки 2005 года. В ней Вайтити использовал избитый к тому моменту жанр мокьюментари (псевдодокументалистика), чтобы освежить не менее избитую вампирскую тему. Упыри у Тайки – все еще кровожадные, но вполне земные. Режиссер успешно обыграл расхожие мифы и стереотипы о вампирах, превратив их в гэги. Кровососы тут не светятся на солнце, носят старомодную одежду, поскольку попросту не могут посмотреть на себя в зеркало, расстилают газетки на полу перед «едой», воюют с оборотнями и решают самые бытовые проблемы – чья очередь мыть посуду или убираться в гостиной. «Реальны упыри» получили 96% «свежести» на сайте Rotten Tomatoes, а также номинации и призы на кинофестивалях в Берлине, Торонто и Турине. Чего скрывать, популярен фильм стал и в России, где разошелся на торрентах. Такой ажиотаж вокруг новозеландской ленты малоизвестного режиссера позднее заставил Вайтити пообещать поклонникам фильма его продолжение и спин-офф – в 2018 году вышел сериал «Паранормальный Велингтон», а в 2019-м – сериал «Чем мы заняты в тени» о жизни уже американских вампиров. 

Именно теперь перед новозеландским автором открывались большие двери – мир наконец понял и разделил его чудаковатое, но по-хорошему уникальное чувство юмора, ограненное временем и множеством попыток. Последний относительно незаметный фильм Тайки Вайтити вышел спустя два года после «Упырей». «Охота на дикарей», посвященная истории взросления упитанного хулигана-подростка и его приемного отца, нелюдимого фермера, по манере изложения и визуалу сильно напоминала работы Уэса Андерсона. Картина была очень тепло принята в Новой Зеландии, но такого отклика по миру, как предыдущая лента режиссера, не сыскала. И все же творческие поиски Вайтити привели его к своеобразному финансовому триумфу уже через год. 

Эра «Оскара» и блокбастеров 

«Тор: Рагнарек» (2017) фото
«Тор: Рагнарек» (2017)
Фото: Кадр из фильма

В 2017 году вышел первый голливудский проект Тайки Вайтити с большими звездами и в рамках франшизы мирового масштаба – «Тор:Рагнарек» с Крисом Хемсвортом и Тессой Томпсон от Marvel и Disney. Этот фильм с художественной точки зрения далеко не лучший в карьере новозеландца, однако даже в условиях студийной системы и глобального контроля продюсеров он сумел подарить истории Тора совершенно новое звучание. Даже промо-кампанию своего «Тора» Вайтити начал с излюбленного жанра псевдодокументалок, сняв несколько короткометражек о земной жизни Бога грома, пока Мстители решают свои супергеройские проблемы без его участия. Режиссер показал, что Тор, хвастающий белокурой шевелюрой и впечатляющим молотом, никак не может восприниматься зрителем как серьезный драматический персонаж. Третий по счету сольный проект о громовержце из Асгарда под руководством Тайки превратился в каламбур, сатиру на всю супергероику разом и с очаровательной ностальгией по эпохе 80-х, когда люди в трико еще не до конца сошли со страниц комиксов на большие экраны. Зажигательная светомузыка, саундтрек от Led Zeppelin, уморительные шутки и камео самого режиссера подарили Тору как персонажу второе дыхание. Аудитории и студиям так пришлась по вкусу работа новозеландца, что за Вайтити закрепили ведение Тора в рамках кинофраншизы целиком – он поучаствовал и в создании двух последних фильмов о Мстителях, где присутствовал Тор: «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал». Теперь же Тайка работает над картиной «Тор: Любовь и гром», который по планам студий должен выйти уже в 2022 году. 

Выпавшая честь стать полноценным создателем киновселенной Marvel помогла Вайтити оказаться крайне узнаваемым режиссером, поэтому следующий после «Рагнарека» проект новозеландца – сатирическая (ну а как иначе?) лента «Кролик Джоджо» была очень ожидаема международным зрителем. Картина дебютировала на кинофестивале в Торонто в 2019 году, но в России в кино показана не была. В СМИ назывались разные версии такого решения, среди популярных – демонстрация нацистской символики и комедийный образ воображаемого Адольфа Гитлера, роль которого режиссер исполнил сам. 

«Кролик Джоджо» удивительно серьезная для как правило чересчур ироничного Тайки лента, многие моменты в которой буквально балансируют на границе допустимого. Мир, хоть прошло уже более 70 лет, по-прежнему чувствительно воспринимает все, что связано с нацистской Германией, холокостом и Второй мировой. А именно об этом и повествует «Джоджо» – точнее не повествует, а показывает глазами маленького приверженца Гитлерюгенда. Десятилетний мальчик по имени Йоханнес Бетцлер и прозвищу Джоджо толком не понимает сути горячо любимой им идеологии, он впитывает все извращенные постулаты с детства и мечтает в будущем стать телохранителем самого Гитлера. Тот, к слову, приходит к нему порой в качестве воображаемого друга и напоминает, почему нельзя водиться с евреями.  

«Кролик Джоджо» (2019) фото
«Кролик Джоджо» (2019)
Фото: Кадр из фильма

Ни в сценарии, ни в постановке фильма Вайтити нисколько не изменяет себе, а комедийностью лишь пытается справиться со шрамами истории. Юмор и ирония заживляют даже такие раны, говорит он нам. И все же надо признать, что «Кролик Джоджо» при всей своей смелости далек от совершенства – кое-где тот самый хрупкий баланс был нарушен, а чаша весов склонилась в сторону каламбуров и гэгов, оставив драматические и даже трагические эпизоды картины висеть в воздухе.  

Но «Джоджо» стал триумфом – он отхватил огромное число наград и заполучил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. 

Творческий метод 

«Реальные упыри» (2014) фото
«Реальные упыри» (2014)
Фото: Кадр из фильма

Творческий метод Тайки Вайтити начинается там, где озорство переходит в профессионализм. К 46 годам режиссер не растерял любовь к балагану и готов привнести искренность даже в самый навороченный блокбастер. Своей всепоглощающей иронией этот новозеландец умудряется кровожадных вампиров превратить в беспомощных, неприспособленных к жизни в современном мире маргиналов, а пафосного супергероя в настоящего комедийного персонажа. 

Такой эффект достигается за счет множества драматургических особенностей, которые в своей совокупности помогают оживить и сделать куда более человечными любые истории и темы. Это и реалистичный комический диалог, явно навеянный его стендап-юностью, и драматургические столкновения непохожих друг на друга персонажей (еврейка Эльза и воображаемый Гитлер из «Кролика Джоджо» или Рикки и Бек из «Охоты на дикарей»), и визуальные гэги, и формальные ухищрения вроде мокьюментари в «Реальных упырях».  

Тайка Вайтити без особой серьезности, но принципиально не уступающий своего, с юмором, шлифующим вполне серьезные темы, сумел стать одним из немногих в Голливуде, кто вошел в студийный мир и не просто сумел сохранить узнаваемый почерк, но и приумножил армию поклонников. Как среди синефилов, так и среди поклонников зрелищного кино. 

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500