«Матрица»: как смотрится легендарный фильм в 2021 году

Вспоминаем классику кино перед выходом фильма в повторный прокат в преддверии новой части от Ланы Вачовски.
Иван Афанасьев
|
05 Декабря 2021
«Матрица» (1999) фото
«Матрица» (1999)
Фото: Кадр из фильма

Может показаться, что с момента выхода «Матрицы» прошло не так уж и много времени. Какие-то двадцать лет — что это такое в масштабах вселенной? С другой стороны, оцените в динамике, как менялась продолжительность перерывов между очередным эпохальным открытием в истории. И позвольте в начале немного позанудничать и погрузить вас цифрами.

Между каменным и бронзовым веком прошло около 270 тысяч лет. Между бронзовым и железным — около 27 тысяч лет. Между первыми первобытными цивилизациями и падением Римской империи — всего-то 3-4 тысячи лет. А дальше динамика и вовсе понеслась с какой-то поразительной быстротой. От начала немытого Средневековья до Возрождения — около тысячи лет. От Возрождения до эпохи Просвещения — около двухсот. От научной революции до американской Декларации независимости — около века, и еще меньше — до первых металлорежущих станков и промышленной революции. Еще через век началась Первая мировая война. А первая атомная бомба — через 27 лет…

«Матрица» (1999) фото
«Матрица» (1999)
Фото: Кадр из фильма

То есть, когда-то с момента первого фундаментального изменения до следующего успевало пройти пара десятков поколений людей. Сейчас же у нас на глазах мечты фантастов становятся обыденностью. Раньше кто-то не верил, что Skype и Zoom — это действительно возможно. А мог ли кто-то когда-то поверить, что однажды эти сервисы станут на какое-то время нашей единственной объективной реальностью? С появлением высоких технологий грань между фантазиями и реальностью размывалась все сильнее. Уже сейчас вы можете поговорить с яндексовской «Алисой» о смысле жизни, а VR-технологии дают доступ к несуществующим мирам, которые становятся удивительно доступными. Так что идея о том, что все, что мы знаем — лишь «мирок, надвинутый на глаза», вполне кажется возможной.

«Матрица» (1999) фото
«Матрица» (1999)
Фото: Кадр из фильма

«Матрица» родилась на стыке тотального увлечения сюжетами о том, что окружающая нас действительность —  лишь ложь. Почти в одно и то же время вышли «Экзистенция», «Нирвана», «Тринадцатый этаж», «Странные дни», «Темный город» и «Шоу Трумана». Все эти картины так или иначе интересны, каждая по-своему, но почему именно фильм братьев Вачовски стал таким культовым и популярным? Ответ прост: вышеперечисленные фильмы рассказывали об иной реальности, которая затрагивала отдельных/группы людей. «Матрица» же поставила под сомнение саму идею того, что мир, который мы знаем, и впрямь существует, а не является лишь аккуратной иллюзией, которая скрывает правду.

«Матрица» (1999) фото
«Матрица» (1999)
Фото: Кадр из фильма

Фильм недвусмысленно отсылает к трактату Жана Бодрийяра «Символы и симулякры» — из этой книги в начале Нео достает диск. В его основе лежит идея, что в современном мире информации стало настолько много, что она формирует реальность, заменяя истинное значение вещей наносными смыслами. В эпоху информационного бума, когда ничто не истина и все дозволено в интернете, тяжело не признать, что Бодрийяр был в некотором роде пророком. А «Матрица» — иллюстрацией этого пророчества. Которое сейчас начинает сбываться.

Не в буквальном апокалиптическом значении, разумеется. Представлять себе сейчас на полном серьезе, что все мы батарейки, а нас контролируют машины с лазерными пайками, было бы глупо. А вот если принять во внимание тот факт, что машины вполне могут вытеснить человечество, сделав его своим придатком — теоретически можно: достаточно вспомнить, как искусственный интеллект заменяет на рабочих местах людей самых разных профессий. Что уж там: все мы постепенно переходим в digital-пространство, и тут имеет смысл вспомнить концовку «Экспериментов Лейн», которым вдохновлялись Вачовски при создании «Матрицы». Образ Мистера Смита (по сути — косплей сотрудников ФБР) закрепился как отождествление нового оруэлловского Большого Брата. Все как-то очень уж однозначно.

«Матрица» (1999) фото
«Матрица» (1999)
Фото: Кадр из фильма

Так что фильм как был, так и остается невероятно актуальным и спустя двадцать с лишним лет. И даже более актуальным, нежели на момент выхода — тогда все это смотрелось чистой фантастикой: мирок, надвинутый на глаза? Прикольно, но вы серьезно? А сейчас, повторимся, в эпоху VR-технологий, доступных онлайн-игр и браков с виртуальными персонажами фильм и вовсе смотрится как высокобюджетная двухчасовая серия «Черного зеркала». Которое, сейчас уже даже не удивляет так, как в первых сезонах — настолько все это стало обыденным и возможным. А что, если на самом деле реальный мир — это и есть иллюзия, порождаемая таблетками, которые раздавал всем вокруг искусный химик-террорист Морфеус? Которые видоизменяли и реальный мир, называя его Матрицей...

«Матрица» (1999) фото
«Матрица» (1999)
Фото: Кадр из фильма

А, костюмы, перестрелки, спецэффекты? А что, все отлично. Никуда не делось. Ну да, кое-где видно, что актер, вообще-то, висит на тросах, следы от пуль видно, что нарисованные, спецэффекты не такие детализированные, как если бы их рисовал Майкл Бэй. Но может это и хорошо, что пока что мы можем отличать компьютерную графику от жизни? А то, глядишь, однажды какие-нибудь умельцы тихонько заменят нашу реальность прямо под носом — а мы в это время будем продолжать разглядывать угловатости в моделях «охотников». А пока что я бы выбрал синюю таблетку, чтобы остаться в «Матрице» навсегда.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая