Мария Лисовая: «Актеру нужна хорошая подготовка, чтобы понять и почувствовать эпоху»

Побеседовали с актрисой о съемках в сериале «Банда ЗИГ ЗАГ».
Анна Нестерова
|
10 Ноября 2023
актриса Мария Лисовая фото
Мария Лисовая
Фото: Игорь Вавилов

В онлайн-кинотеатре KION начался показ исторического детектива «Банда ЗИГ ЗАГ», который переносит зрителей во времена блокадного Ленинграда и рассказывает удивительную историю об охоте на преступную группировку, воровавшую продовольствие. Главную женскую роль в сериале, телевизионная премьера которого состоится 28 января на РЕН ТВ, играет актриса Мария Лисовая, знакомая зрителям по фильму «Вратарь галактики», сериалам «За час до рассвета» и «Карамора».

Героиня Марии — научная сотрудница Юлия, перед которой стоит миссия сохранить коллекцию вавиловских семян. Кроме того, она становится звеном любовного треугольника между главными героями в исполнении Игоря Петренко и Александра Устюгова.

В интервью Мария рассказала нам о том, почему ей важно полностью погружаться в исторический контекст сериала с помощью литературы и музыки; каково ей было сниматься в исторических костюмах и какую роль они играют в характере героини, а также о своих дневниках.

кадр из сериала «Банда ЗИГ ЗАГ»
«Банда ЗИГ ЗАГ», 2023
Фото: кадр из сериала

— Какое у вас было впечатление от сценария сериала «Банда ЗИГ ЗАГ»? В чем для вас актерский интерес сняться в таком проекте?

Сценарий я прочитала на одном дыхании. Мне показалась эта история очень интересной, захватывающей, цельной. Но, наверное, самое ценное в этом сценарии — то, как прописаны характеры и образы главных и второстепенных героев. В момент прочтения я могла видеть этих людей перед собой. Они очень объемные, сложные и настоящие. Мне как актрисе не только очень хотелось побольше узнать о том периоде, но и постараться погрузиться в это, понять. Еще мне было интересно создать героиню, которая бы сочетала в себе, с одной стороны, ранимость и нежность, а с другой — силу и характер. Мне моя героиня была очень интересна, и я с большой любовью и трепетом подходила к этой работе.

— Расскажите про вашу героиню подробнее — кто она, какую роль играет в истории сериала. Вы играете реально существующую ученую, которая охраняла коллекцию Вавилова, или это придуманный и собирательный образ?

Моя героиня — это образ собирательный. Мы его придумывали и создавали. В начале истории она появляется как жертва банды. Ее дело расследуется главными героями, которых сыграли Игорь Петренко и Александр Устюгов. А вот дальше ее линия развивается в сторону любовного треугольника между этими персонажами. Как он разрешится, я не скажу, пусть это будет тайной. Но Юля, моя героиня, помогла раскрыться главным героям и стать более объемными и более человечными. Также через нее мы узнаем про подвиги ученых, сотрудников Института растениеводства. Она рассказывает об умирающих и голодающих сотрудниках, которые не позволяли себе трогать зерно. Они не воспринимали его как еду, хотя, наверное, могли воспользоваться своим служебным положением и выжить в условиях блокады. Но они считали, что это их миссия — сохранить всю коллекцию, чтобы отправить ее дальше на Большую Землю для посева, для сохранения тех особо редких экземпляров, которые тоже добывались кровью и потом. Они чувствовали свою ответственность и понимали, что сейчас это очень легко потерять. Блокада — самое большое испытание для института и для людей. И в то же самое время, где-то на окраине города бандитская группировка сжигает целую телегу с продуктами…

кадр из сериала «Банда ЗИГ ЗАГ», 2023 фото
«Банда ЗИГ ЗАГ», 2023
Фото: кадр из сериала

— Что, кроме сценария, понадобилось вам для того, чтобы погрузиться в атмосферу и войти в роль? Может быть, читали что-то, смотрели фильмы, хронику — или это для актера не так важно?

— Да, я уверена, что актеру необходима хорошая подготовка для того, чтобы понять эпоху, почувствовать ее атмосферу, вгрызться в нее, узнать своего персонажа лучше. Я считаю, что это очень хорошо влияет на воображение и дает тебе свободу. Поэтому я использовала разную литературу, находила информацию в интернете. Это были письма, записки, какие-то объявления, художественная литература, поэзия, а также документальные фильмы и интервью с выжившими в блокаду на тот момент детьми. И, конечно, музыка. Я слушала седьмую симфонию Шостаковича, которая является символом силы духа того времени. Это было важно для меня. И перед каждым появлением в кадре я старалась обязательно что-то посмотреть, прочитать, послушать, чтобы войти в это состояние, услышать интонацию времени.

Расскажите про вашу работу с художниками по костюмам «Банды ЗИГ ЗАГ». Как создавали визуальный образ героини, какие делали акценты в ее внешности? Понравились ли вам костюмы тех лет? Как костюм и грим помогают вжиться в роль?

Да, мне очень понравились костюмы. И на примерке я даже не удержалась и сфотографировала все варианты, которые мы подбирали. Я очень люблю крой 40-х, 30-х, 20-х годов прошлого века. Мне кажется, это очень элегантная одежда, особенно для женщин. И наши прекрасные художники по костюмам Жанна Ланина и Ксения Маврина смогли создать такой образ. С одной стороны, он многослойный и помогает зрителю почувствовать холод зимы. А с другой стороны, теплая цветовая гамма и элегантный крой создают нежный жизнеутверждающий образ женщины. Как мне кажется, падение человеческого духа начинается с его внешнего вида. Даже в самые страшные времена надо уметь и заставлять себя быть чистым, опрятным и по возможности красивым. Одежда передает состояние твоего духа. В этом смысле Юля себя держала до последнего.

кадр из сериала «Банда ЗИГ ЗАГ», 2023 фото
«Банда ЗИГ ЗАГ», 2023
Фото: кадр из сериала

— Есть стереотип, что в блокадном Ленинграде не приходилось думать про наряды, однако в «Банде ЗИГ ЗАГ» женщины носят платья, каблуки. Как думаете, почему? Почему в трудные времена женщинам важно наряжаться, следить за собой?

— Я уверена, что то, как человек выглядит, показывает его состояние внутреннее, психологическое. В самые сложные времена, как мне кажется, нужно больше всего заботиться и о своем внутреннем состоянии, о своих мыслях, и о своем внешнем виде. Понятно, что чтобы остаться человеком, нам нужно и поступки совершать соответствующие, и думать соответствующе, и говорить соответствующе. Но то, как ты выглядишь, тоже помогает тебе держать себя и не упасть, не сломаться, оставаться собой. А может быть, быть даже чуть-чуть лучше. Я считаю, что это очень важно.

— В вашей фильмографии довольно много исторических ролей. Как думаете, это связано с вашей органикой, с чем-то еще? Есть актеры, которых в принципе не зовут на такие роли.

— Да, я сама удивлена. В последнее время у меня много исторических проектов. С чем это связано, не знаю. Я всегда считала, что у меня достаточно современная наружность. Я очень худая. И при этом я много занимаюсь в тренажерном зале. То есть у меня есть какие-то современные рельефы. Тем не менее режиссеры и продюсеры говорят, что у меня исторический тип благодаря разрезу моих глаз и тонким чертам лица. Ну и, возможно, мой подход тоже в этом смысле работает. Я стараюсь приходить на пробы в исторические проекты с «эпохой». Где-то более успешно, где-то менее. Какие-то мои вышедшие работы мне не очень нравятся — мне кажется, я не совсем поймала характер проекта, персонажа и времени или не нашла в этом свободу. Но мне интересно себя пробовать, поэтому я с большим удовольствием подхожу к историческим проектам и очень рада, когда меня в них зовут.

кадр из сериала «Банда ЗИГ ЗАГ», 2023 фото
«Банда ЗИГ ЗАГ», 2023
Фото: кадр из сериала

— В одном интервью вы упомянули, что вам важно вести дневник, записывать свои мысли и чувства в путешествиях. Помогают ли вам эти заметки в актерской профессии? Или это психотерапевтический навык только для личной жизни? Давно ли вы ведете свои дневники, когда и почему начали это делать?

— Я не помню, в каком интервью я об этом говорила. Удивительно, дневник я вообще начала вести в очень раннем детстве. Кто-то мне тогда сказал, что это круто и модно. И я начала это делать. Я могла описывать свой день на 10-15 страницах или вообще какое-нибудь одно событие расписать так, что у меня заканчивался этот несчастный дневник. Я его оформляла, рисунки в нем рисовала. Это было место творчества и место, где я могла рассказать то, что не всегда рассказывала родителям, друзьям. Что-то очень интимное. 

Потом мой дневник превратился в каком-то смысле в психологическую поддержку. Я писала в нем о том, что мне сложно было переживать. Я описывала тяжелые события в своей жизни, чтобы высказать это, проплакаться и суметь это преодолеть. Я писала там стихи, которые, конечно, никогда никому не покажу, и да, это было место, где я могла признаться себе в чем-то, поругать себя за что-то. Опять-таки, то, что я не могла сказать никому. Потом в моей жизни стали появляться психологи и отобрали эту функцию у дневника.

А в последние годы дневник стал уже чем-то более... ну, техническим, что ли. Я на бумаге лучше понимаю свое расписание и свою цель. Я расписываю схемы, по которым становится ясно, что мне нужно делать и в каком порядке. То есть дневник стал скорее органайзером. Еще у меня есть страничка наблюдений, куда я записываю подслушанные мной диалоги или описание интересных персонажей. Иногда я их зарисовываю для точности. Там находится все, что рождается случайно или где-то подсмотрено.

— Делаете ли вы записи/рисунки для своих ролей? Если да, то с какими ролями вам помогли записи?

— Я делаю записи, иногда рисунки для ролей. Я почти для каждой роли выделяю место в своем рабочем дневнике. То есть у меня есть личный дневник, в нем я пишу важные события в своей жизни. Есть органайзер, где я схематично записываю план, есть дневник по фильмам: если я смотрю какую-то картину, делаю небольшой набросок героя или сцены в этом дневнике. Выписываю важные вещи, которые мне показались лучшими в этом фильме или, наоборот, худшими. 

Еще — я уже давно не веду его — но у меня был литературный дневник. Я там делала то же самое, что делаю с кино, только после прочтения литературного произведения. Еще есть дневник, куда я выписываю цитаты из книг, из интервью театральных деятелей. То есть под каждый мой жизненный случай мне нужна какая-то дневниковая запись, но я не могу сказать, что веду их регулярно, все-таки это от случая к случаю происходит, когда есть свободное время. А что касается ролей, да, я всегда с собой беру свою книжечку, там я выписываю сначала просто сухую схему о том, кто этот человек, чем он занимается, потом задаю себе уточняющие вопросы. А дальше это или обрастает большим количеством информации и идей, или остается на стадии схемы.

Мария Лисовая фото
Мария Лисовая
Фото: Ирина Маркова
Мария Лисовая фото
Фото: Ирина Маркова

— Вы называли Илью Куликова тем режиссером, с которым складывается именно сотрудничество. В каком статусе сейчас проект Ильи Куликова «Гелий-3» с вашим участием? Какие работы у вас еще выйдут в ближайшем будущем?

— Сейчас для меня этот вопрос звучит очень провокационно, потому что с Ильей мы завершили сотрудничество и вряд ли мы его возобновим в ближайшее время — Илья Куликов и его агентство Legio Felix больше не сотрудничают с актерским агентством Натальи Гнеушевой, а я состою в этом агентстве с прошлого года, поэтому наши дорожки больше не пересекаются. Что касается проекта «Гелий-3», я, к сожалению, понятия не имею, что с ним сейчас происходит. Я знаю, что на этапе пост-продакшна, когда проект был уже готов, возникли обстоятельства непреодолимой силы, которые остановили его, и что с ним происходит сейчас, я не знаю. Скажу только, что для меня этот сериал был очень важным, и я в нем сыграла, как мне кажется, одну из лучших своих комедийных ролей. Мне очень жаль, что он до сих пор не вышел в эфир, и есть подозрение, что может и не выйти.

— Чем вы еще занимаетесь, кроме съемок в кино? Чему новому сейчас учитесь, чему хотите научиться?

— Помимо съемок, я работаю в театре имени Гоголя с прошлого года. Вхожу в группу театрального объединения «Вахтанговский практикум». Это театр-студия, группа единомышленников, которая захотела создавать свой театр. И мы делаем постановки, перформансы, свой контент. Словом, есть, чем заняться. Что касается свободного времени, конечно, я его трачу на подготовку и к своим проектам, и к спектаклям. Соответственно, читаю, смотрю, слушаю. Хожу в театры и на кинопремьеры, чтобы понимать, что делают мои коллеги.

Стараюсь держать свою спортивную форму — как я уже сказала, хожу в спортзал. Занимаюсь английским языком. Сейчас, в ближайший месяц, планирую наконец-то начать обучение в автошколе. Я уже очень давно оттягиваю это событие.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Прогноз на неделю 29 апреля — 5 мая по дате рождения
«События этой недели подчеркнут ваши завышенные ожидания, которые обычно приводят к разочарованию и недовольству окружающим миром. Возможно, вам следует научиться ценить то, что уже есть в настоящем моменте. Признание и благодарность за маленькие радости жизни помогут вам обрести умиротворение и научат замечать прекрасное в каждом дне», — говорит практикующий ведический астролог Ирина Орлова.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог