Кто срывает куш с наследия Толкина: разбираемся в правах и считаем деньги

Основную прибыль делят между собой мировые корпорации.
Светлана Тучкова
|
20 Октября 2022
«Властелин колец: Братство Кольца»,реж. Питер Джексон, фото
«Властелин колец: Братство Кольца»,реж. Питер Джексон
Фото: кадр из фильма

Джон Роналд Руэл Толкиен — один из самых почитаемых британских авторов с миллионной армией фанатов и последователей. Его книги до сих пор выходят гигантскими тиражами, а новый сериал по мотивам произведения в первый же день посмотрели 25 млн человек. Правда, доходы от реализации продуктов, связанных с творчеством писателям, получают не потомки, а крупные корпорации. Вместе с членом Ассоциации юристов России Натальей Грешновой выяснили, почему так вышло.  

Три сына и дочка

Один из самых известных мировых писателей, создатель блистательного мира Средиземья Толкиен оставил после себя внушительное литературное наследство, — только одних книг почти четыре десятка. Права на произведения, доходы от их издания и переиздания после смерти профессора в 1973 году, стали принадлежать его потомкам, — трем сыновьям и дочери. Спустя три года они организовали специальный фонд Tolkien Estate, что в переводе означает «Поместье Толкиена». Во главе организации встал самый младший из братьев Кристофер. Это ему мы обязаны появлением на свет сборника мифов и легенд Средиземья «Сильмариллион». Кристофер доработал книгу и подготовил ее к печати. Он же издал позднее 12-томную историю мира, населенного хоббитами, гномами, эльфами и людьми.

Фото: 123RF/legion-media.ru

Книжки, попавшие в Голливуд  

Как отмечает Грешнова, фонд до сих пор обладает правами на все произведения писателя, кроме двух – «Хоббита» и «Властелина колец». Их за четыре года до своей смерти продал сам автор голливудской кинокомпании United Artists. Киношники заплатили за право экранизировать историю 100 000 фунтов стерлингов и гарантировали Джону Роналду получение 7,5% от прибыли будущего фильма. Был даже сценарий, но поставить картину не удалось. В 1976 году компания перепродала права тогда еще не очень известному в США продюсеру Солу Зенцу. К тому времени он участвовал в создании «Пролетая над гнездом кукушки», а позже его имя будет связано «Амадеем» и «Английским пациентом».  

Зенца знали в профессиональном мире как профессионала с железной хваткой. Он участвовал в разработке сценария по книгам, познакомился с семьей и, по слухам, весьма проникся творчеством Толкиена. А главное, он понял, как можно на этом заработать. Зенц выкупил не только права на экранизацию, но вообще на все, что связано с книгами, — имена героев, названия мест, сюжетные линии и пр. Теперь, чтобы сделать нечто, связанное с той частью истории Средиземья, в которой живут Бильбо и Фродо, требовалось приобрести лицензию у компании Зенца, которая с 2010 года называлась Middle-earth Enterprises, или «Предприятия Средиземья».

В 1997 году Зенц передал права на экранизацию «Властелина колец» и «Хоббита» компании Miramax. Но планируемый бюджет был слишком велик для студии, — требовалось сокращать картину до обычных двух часов, чему сильно противился режиссер Питер Джексон. Он сразу собирался снимать несколько фильмов. С этой идеей режиссер пришел к главе New Line Cinemа. Кинокомпаниям оставалось только договориться о переуступке лицензии.

Декорации Шира в Новой Зеландии
Фото: 123RF/legion-media.ru

Счет на миллиарды

В общей сложности New Line Cinemа потратили на съемки, производство и пост-продакшн 281 млн долларов. А в мировом прокате легендарной трилогии удалось собрать рекордные 2,9 млрд. Общий доход от реализации билетов, сувенирной продукции и DVD составил вообще 6 млрд долларов. С этого момента бизнес, связанный с Толкиеном, приобрел совсем другие масштабы.

Одна за другой компании во всему миру, но в основном американские и британские, скупали лицензии у компании Зенца и New Line Cinema на выпуск компьютерных игр, всевозможных сувениров, украшений, туристических маршрутов и много чего всего. В Британии начали появляться тематические пабы, казино и даже публичные дома, названные и оформленные в стиле фильма. Надо ли говорить, что подобное совсем не радовало наследников писателя? Ведь они с этого не получили ничего.  

В 2008 году Кристофер Толкиена подал в суд на кинокомпанию. Речь шла о 150 млн долларов, которые так и не были отчислены в качестве роялти. Уже тогда начались разговоры о новой экранизации «Хоббита», и руководитель фонда наследников потребовал остановить процесс производства. В итоге суд так и начался, стороны уладили дело миром, не уточнив, во сколько он обошелся.

До того урвать дополнительный куш на фоне успеха трилогии попытался сам Сол Зенц, которому по контракту причитались 10%. Компания выплатила их из чистой прибыли, но продюсер настаивал на процентах со всего дохода. Разница составляла почти 200 млн долларов.

«Властелин колец: Братство Кольца»,реж. Питер Джексон, фото
«Властелин колец: Братство Кольца»,реж. Питер Джексон
Фото: Кадр из фильма

Поглощение Warner Brothers

Неизвестно, стали именно суды причиной финансовых проблем New Line Сinema, или же дело оказалось в чем-то еще, но компания оказалась на грани банкротства, что привело к ее поглощению концерном Warner Brothers. Уже от его имени выходили в 2012-14 годы новые части «Хоббита». «Бразерсы» также приобрели компанию Turbine, которая администрировала игру по «Властелину колец» в реальном времени. Сумма сделки — 160 млн долларов. Сохранились сведения, что в 2012 году оборот игры составлял 50 млн долларов в год. Сегодня у Turbine есть и другие флагманские продукты. Но в совокупности в 2021 году выручка достигла 11,6 млрд долларов.

Когда стало понятно, что деньги приносят не только материальные вещи, как то сувениры, одежда и игрушки, но и виртуальные продукты, наследники решили вновь заявить о своих правах. В 2012 году начался судебный процесс между Tolkien Estate и тремя компаниями, получающих с произведений Толкиена основную прибыль, — Middle-earth Enterprises, Warner Bros. и New Line Cinema. Кристофер Толкиен утверждал, что действия ответчиков нанесли «непоправимый вред наследию писателя». Вместе с издателями он требовал 80 млн долларов. Но спустя пять лет дело вновь было улажено во внесудебному порядке, — видимо, о суммах удалось-таки договориться.

«Хоббит: пустошь Смауга», реж. Питер Джексон, фото
«Хоббит: пустошь Смауга», реж. Питер Джексон
Фото: кадр из фильма

Сериал от Amazon

Кристофер Толкиен часто и много критиковал экранизации. Пока он возглавлял фонд имени своего отца, и речи не шло о продаже других прав на произведения. Из-за разногласий в видении постановок он даже поссорился с сыном, они несколько лет не разговаривали, — Саймон, напротив, сотрудничал со съемочной группой.

В 2017 году Кристофер подал в отставку. Практически сразу после этого стало известно, что Amazon покупает глобальные права на часть произведения «Сильмариллион». Учитывая прошлый опыт и суды, в этот раз интересы практически всех участников были соблюдены, — не только Tolkien Estate, но и New Line и даже издательского дома Harper Collins, которому принадлежат права на издание книг Толкиена. Сделка состоялась при участии и поддержке Warner Brothers. Цена вопроса — 250 млн долларов. Что составило четверть всех расходов на производство, бюджет первого сезона достиг рекордного 1 млрд долларов.  

До сих пор нет точных сведений, что именно из книг и предыдущих экранизаций могли использовать Amazon, а что нет. Сам текст соглашения не был опубликован. Вполне вероятно, что компании предоставили небольшой отрывок, а также позволили повторить экранные воплощения некоторых персонажей, — и на этом все. Однако было сразу понятно, что одно только название «Властелин колец» соберет максимум аудитории, подчеркивает юрист. И в этом расчет оказался верным. В день премьеры шоу посмотрели 25 млн человек, что оказалось наилучшим результатом за всю историю стриминга.

В 2022 году стало ясно, что у Amazon на наследие Толкиена далеко идущие планы. Компания приобрела телевизионные права и права на экранизацию «Хоббита». В мае одна из ведущих компаний по разработке видеоигр получила лицензию на создание нового продукта по мотивам произведений профессора «Властелин колец: Герои Средиземья». В августе того же года СМИ сообщали, что компанию Сола Зенца со всеми его правами на мерч, сценические постановки, фильмы, книги Толкиена приобрел шведский холдинг Embracer. Сам продюсер скончался еще в 2014-ом. Цена сделки осталась неразглашенной. Хотя по некоторым данным, Middle-earth Enterprises покупалась вместе с еще несколько предприятиями, за которые шведы в общей сумме выложили более 500 млн долларов.

«Властелин колец: Кольца власти», реж. Уэйн Йип, Хуан Антонио Байона, Шарлотта Брандстром
Фото: кадр из сериала

Доходы компаний, связанных с именем Толкиена

  • Чистая прибыль Amazon за год, закончившийся 30 июня 2022 года, составила 11,6 млрд долларов, что на 60,57% меньше, чем в прошлом году.
  • Разработчик игр Electronic Arts в 2021 финансовом году сообщила о чистой выручке в размере 5,6 млрд долларов.
  • Издатель книг Harper Collins заявил о выручке в 1,6 млрд долларов в 2021 году. 
  • Выручка Warner Bros по итогам прошлого финансового года составила 19,3 млрд долларов, что на 70,98% больше, чем в прошлом году.
  • Tolkien Trust, являющейся дочкой Tolkien Estate, отчиталась 31 декабря 2021 года, о поступлениях в 4 млн фунта стерлингов при расходе в 6 млн.
События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram
Терпеть или не терпеть: зачем нужна боль и как ей управлять?
Боль и ее характер могут рассказать о многом. Не зря специалисты  с пристрастием опрашивают пациента при жалобах на боль: где болит, в покое или при движении, боль острая или ноющая, а может быть, давящая? По собранным данным можно сделать важные выводы, предположить диагноз, выписать исследования и лечение.




Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог