Крутили любовь и выпивали после смены: что осталось за кадром «Весны на Заречной улице»

Картине в этом году стукнет 66 лет.
Светлана Тучкова
|
07 Марта 2022
«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

«Весна на Заречной улице» – настоящий кинохит 50-х годов. Фильм создан будущими классиками советского кино, а в актерском составе оказались сплошь разгорающиеся звезды экрана. Выход картины совпал с началом хрущевской «оттепели», – вероятно, поэтому ее успех оказался просто оглушительным. 

Предыстория

1953 год. Режиссер Марлен Хуциев год как окончил ВГИК и работает вторым режиссером на Одесской киностудии. Его друг и сокурсник Феликс Миронер трудится в Киеве ассистентом. Оба мечтают начать снимать самостоятельно. У Миронера была одноактная пьеса, которую он написал еще студентом. Ее и решили переделать в сценарий.

В кинематографе после смерти Сталина началось оживление, поэтому историю любви рабочего-сталевара к учительнице в вечерней школе на студии хоть и не сразу, но одобрили и включили в план. В качестве оператора авторы пригласили Радомира Василевского, который тоже учился во ВГИКе, но выпустился годом раньше. А на главную роль собирались утвердить своего бывшего соседа по общежитию – Николая Рыбникова.

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

Как отстояли Рыбникова и нашли Иванову

Для съемок постановщикам предложили несколько городов металлургов. Режиссер и оператор отправились на них посмотреть. Говорят, что Запорожье было первым в списке, и он полностью устроил киношников, – дальше они просто поленились ехать. А вернувшись, обнаружили, что на главную роль утвержден совсем другой актер. Так решил подстраховаться руководитель киностудии Александр Горский. Он и так сильно рисковал и со сценарием, и со съемочной группой, которая многим казалась слишком молодой и хулиганской. Горский «продавил» Миронера, но потом вернулся Хуциев. Тот умел настоять на своем, – он переснял пробы и доказал, что именно Рыбников с ролью обаятельного сталевара Саши Савченко справится лучше всего.

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

Нина Иванова, воплотившая учительницу Татьяну Левченко, не была профессиональной актрисой. Но сниматься начала еще в девять лет, дебютировав в военной картине «Жила-была девочка». После окончания школы она поступила в медицинское училище и об актерской профессии даже не мечтала. Но однажды подруга из ВГИКа предложила поучаствовать в своей дипломной работе. Так ее заметил Марлен Хуциев. Он рассказывал, что не хотел никого даже пробовать на эту роль, – настолько Иванова казалась ему органичной и естественной в роли Татьяны Сергеевны.  

Ночами не спали: как съемочная группа работала и кутила  

Съемки начались осенью 1953 года. Производственные сцены снимали на заводах «Запорожсталь» и «Днепроспецсталь». Фильм был про рабочий класс, поэтому актеры просто обязаны были выглядеть в кадре естественно. Николая Рыбникова отправили учиться варить сталь. Около двух недель он провел вместе с рабочими у мартеновских печей. Передовик производства Григорий Пометун научил его премудростям профессии. Он позднее рассказывал, что Рыбников никогда от работы не отлынивал и очень быстро вписался в коллектив. А когда ему для съемок выдали новую рабочую одежду, он отдал ее сталеварам взамен на поношенную.

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

Сцены в классах были воспроизведены в декорациях настоящей Школы рабочей молодежи №4 в районе Пабло-Кичкас. Перед тем, как предстать в образе педагога, Нина Иванова побывала на занятиях настоящей учительницы русского языка и литературы Светланы Косицыной. Та научила ее в том числе правильно читать диктант.

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

Петр Тодоровский, который также был оператором в картине, рассказывал позднее, что группа шутливо называла картину «Без сна на Заречной улице». Тодоровскому тогда было чуть за 30, и он был самым возрастным членом команды. Молодежь же отрывалась, как могла. После смены на площадке и обсуждения планов на следующий день участники съемок доставали гитару, кто-то бежал за водкой, – и так они куролесили до утра.

Оператор рассказывал, что они постоянно устраивали друг другу розыгрыши. Так, однажды Юрий Белов, сыгравший в картине машиниста Ищенко, решил напугать актрис, которые жили в одном номере. Пока их не было, он спрятался под кровать. Девушки зашли и завели разговор о мужчинах, – у Ивановой тогда как раз начинался роман с Радомиром Василевским. Белов маялся: подходящего момента, чтобы выйти не было, но и подслушивать столь интимные вещи было неудобно. В один момент он все же выскочил из-под кровати, – актрисы сильно напугались. Обе завизжали и пулей выскочили из комнаты в коридор, подняв на уши весь этаж.  

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

А однажды довольно жестоко подшутили над Феликсом Миронером. Все знали, что тот иногда забирается под кровать и слушает там «Голос Америки». Однажды в гостиницу зашел железнодорожник в форме. Участники съемок попросили его постучать в дверь Феликса три раза и грозно сказать: «Откройте немедленно». Миронер, естественно, решил, что за ним пришли из органов и со всей дури разбил приемник об стену. Когда выяснилось, что все это шутка, которую придумал Тодоровский, режиссер неделю с ним не разговаривал.

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

У Нины Ивановой тогда действительно закрутился роман с оператором Радомиром Василевским, хотя тот был женат, у него подрастала дочка. Но как только он начал снимать главную героиню, – сердце дрогнуло. Жена быстро узнала о романе на стороне. Когда она приехала из Москвы в Одессу, Радомир не стал ничего отрицать. Честно признался, что полюбил другую и возвращаться в семью не собирается. Так и случилось. Когда работа над картиной закончилась, Иванова осталась в Одессе, – вскоре они поженились. Впрочем, брак не продлился долго, уже в начале 60-х актриса вернулась в Москву. Одна.

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

Интриги и «серость» в кадре

Съемки шли долго, – группа не выполняла планы по производству. Из-за этого к ним постоянно приезжали со студии, ругали за перерасход пленки и затягивание процесса. Когда отсматривали материал, опять ругали, теперь уже за серость в кадре, а после переходили к недостаткам сюжета.

Актер Геннадий Юхтин рассказывал, что вокруг «Весны» было много интриг, и картину не один раз закрывали. Говорили, что режиссеры перерасходовали бюджет и денег на досъемку им больше не дадут. Но тут уже сам Горский пошел на принцип. «Пока я тут, «Весна» будет сниматься», – говорил руководитель киностудии. И съемки продолжились вплоть до 1956 года.

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

Разнос на худсовете и досъемка зимы

На худсовете картину разнесли в пух и прах, Тодоровский вспоминал, что группа услышала тогда о себе много нелицеприятного, мол, сопляки, кто вам вообще доверил кино снимать и все в таком духе. Из мэтров никто не понял путаницу во временах года, – сначала осень, потом чуть-чуть зимы и сразу весна. А путаница действительно была, потому снег в 1956 году как-то очень быстро растаял и многие сцены не удались. 

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

Зиму решили доснимать в Новосибирске, чтобы наверняка. Часть группы уехала, и тут в Запорожье случился мощный снегопад. Хуциев дал срочную телеграмму коллегам, чтобы возвращались. Буквально за день они отсняли все зимние кадры, в том числе сцену на лестнице, когда Савченко пытается поцеловать Татьяну Сергеевну и получает пощечину. Хотя снег к вечеру уже стал таять, – когда герои упали, их одежда сильно промокла. А на утро от белых хлопьев уже не осталось и следа, – режиссеры тогда досняли новые весенние кадры с огромными лужами и отражающимся в них солнцем.

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

Народная любовь

В феврале 1956 году случился XX партсъезд, на котором Хрущев развенчал «культ личности» Сталина. Из лагерей начали возвращаться реабилитированные «враги народа». «Весна на Заречной улице» вышла осенью. И сразу стала популярна, – на сеансы билетов было не достать. Хуциев рассказывал, что отправился в кино вместе с Миронером спустя месяц после премьеры. Они были очень удивлены, услышав, как зрители смеются и продолжают за героями реплики, – это было верным признаком народной любви и признания. Они такого не ожидали. 

«Весна на Заречной улице» (1956), фото
«Весна на Заречной улице» (1956)
Фото: Кадр из фильма

Николай Рыбников и Нина Иванова сразу стали звездами номер один. Фотографии с их портретами продавали в киосках «Союзпечати», а сами артисты постоянно ездили по фестивалями и мероприятиями, раздавали автографы. Но каких-то особых наград картина так и не получила, – ее отметили только одной медалью на международном фестивале молодежи и студентов в Москве. 

События на видео
Мужской вопрос: что нужно знать о простатите и аденоме при встрече с ними
Каждый мужчина в своей жизни слышал эти 2 слова: простатит и аденома. Чаще всего — в кабинете специалиста, от друзей или в рекламе по телевизору. Заболевания рано или поздно приходят к большинству, но мало кто готов к этой встрече. Эта деликатная тема вызывает страх, недопонимание и стыд, заставляет откладывать визит к специалисту, усугубляя проблему.




Новости партнеров



Звезды в тренде

Агата Муцениеце
актриса, модель
Оксана Самойлова
дизайнер, модель
Маргарита Симоньян
журналистка
Виктория Райдос
экстрасенс, ясновидящая, участница телешоу
Дмитрий Дибров
актер, журналист, музыкант, певец, продюсер, режиссер, телеведущий
Лариса Гузеева
актриса, телеведущая