«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, фото
{{ label }}

«Карты, деньги, два ствола»: фильм, с которого начался Гай Ричи

Первый полный метр знаменитого британца, первые роли в кино Джейсона Стэйтема и Винни Джонса.
Святослав Бирючин
|
15 Ноября 2021
1998
комедия, боевик, криминал
Режиссер Гай Ричи
Великобритания
IMDb8.2
Кинопоиск8.5

Четверо молодых лондонцев, жаждущих быстрых денег и лёгкой жизни, накопили по 25 тысяч фунтов каждый, чтобы один из них – талантливый картёжник Эд – смог сыграть за одним столом с опасным авторитетом по кличке Гарри-Топор. Парень, не подозревая о шулерстве коварного противника, сам того не замечая проигрывает ему в 5 раз больше собранного и должен вернуть деньги уже через неделю. Если он просрочит платёж, ему и его товарищам-«спонсорам» будут ежедневно отрубать по пальцу…

«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, фото
«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи
Фото: Кадр из фильма

«Карты, деньги, два ствола» (1998) – первый полнометражный фильм британца Гая Ричи, выросший из малоизвестной короткометражки «Трудное дело» (1995) и во многом определивший эстетику будущих работ режиссёра в области криминального кино. В самом деле: запутанные в замысловатый сценарный клубок приключения мошенников разной величины и охотящихся за ними гангстеров разного происхождения на берегах Туманного Альбиона (главным образом – Лондона) – сквозной сюжет большинства наиболее популярных и успешных картин Ричи. «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» (2000), «Рок-н-ролльщик» (2008), «Джентльмены» (2019) – все они, отличаясь друг от друга в деталях, по сути, рассказывают одну и ту же историю о человеческой жадности, глупости и специфическом чувстве юмора судьбы-злодейки, то и дело путающей планы невесть что возомнивших о себе людей.

«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, фото
«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи
Фото: Кадр из фильма

Визуально «Карты, деньги, два ствола» напоминают одновременно «На игле» (1996) Дэнни Бойла и дебют датской трилогии Николаса Виндинга Рефна «Дилер» (1996), вышедшие двумя годами ранее. Но если у Бойла на экране превалирует трагизм, а у Рефна – мрачность, то основной киноингредиент Ричи – стёб над собственными персонажами. По ходу развития истории мы, конечно, переживаем за участь Эда, Тома, Бэкона и «Мыла», но делаем это, говоря по чести, без замирания сердца или повышенного пульса. Нам не страшно за них всерьёз. И если для одной части аудитории это обстоятельство со знаком «минус», не дающее по-настоящему «подключиться» к героям, то для другой – безусловный плюс, позволяющий наслаждаться жанром без нервотрёпки, в спокойном режиме, режиме экономии нервов.

«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, фото
«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи
Фото: Кадр из фильма

В этом смысле «Карты, деньги, два ствола» – образец в чистом виде развлекательного кино, которое не претендует на глубокомысленность, но вместе с тем не выглядит глупо или неловко, а, напротив, сделано с большим сценарным остроумием и режиссёрским мастерством. Сюжетные линии переплетены и закручены крайне лихо, количество жанровых событий на единицу времени заслуживает уважения, галерея обитателей лондонского криминального мира поражает своей пестротой и самобытностью, а диалоги достойны пера Тарантино, с которым Ричи сравнивают чуть ли не всю карьеру. (В фильме есть несколько очевидных отсылок к «Криминальному чтиву» (1994).) Зрителю, мыслящему логически, непросто догадаться, почему вполне себе стройного Тома товарищи зовут Толстым или чем на самом деле уже после отведённого фильму хронометража завершается открытый финал на мосту. Впрочем, это вряд ли имеет сколько-нибудь серьёзное значение. Автор словно подмигивает нам с лукавым прищуром откуда-то из-за кадра и призывает кайфовать от происходящего на экране, не загружая голову излишними размышлениями.

«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, фото
«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи
Фото: Кадр из фильма

Режиссерское воплощение написанной на бумаге истории также выполнено выше всяких похвал. Грязная серо-коричневая картинка с нарочито непропорциональным соотношением насыщенности и контраста, стоп-кадры с комментарием рассказчика, презентующие действующих лиц, развесёлые клипы с изменением скорости изображения, передача пограничного состояния героев посредством «нездоровой» камеры, полиэкран во время напряжённых, но оттого не менее уморительных диалогов, бережно подобранная историческая фактура, элегантные монтажные переходы, забористый саундтрек, в котором есть место и Робби Уильямсу, и сиртаки, выразительные актерские работы экс-футболиста Винни Джонса и культового певца Стинга – каждый из этих разношёрстных приёмов помогает автору собрать воедино практически безупречный кинематографический конструкт. Конструкт, который вот уже 23 года по праву считается одним из лучших представителей своего жанра и, несомненно, достоин быть рекомендованным к просмотру.

{{ label }}

Новости партнеров

Комментарии
Сохранить
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500