Что сказал бы современный психолог о Пушкине?

Нарциссизм, комплекс неполноценности, потребность в признании...
Алия Алиева
|
26 Апреля 2025
Пророк. История Александра Пушкина
Фото: Промо к фильму

Недавно вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина», который можно посмотреть в онлайн-кинотеатре PREMIER  — дерзкое и эмоциональное переосмысление образа поэта. Это не классический байопик, а попытка заглянуть в его душу, уловить настроение, внутренние конфликты и противоречия. 

Мы обратились к психологу сервиса Alter Далье Визкай-Тамае, чтобы понять, как бы сегодня специалисты оценили такого клиента, как Пушкин: каким был его тип привязанности, зависел ли он от внимания женщин, страдал ли от комплекса неполноценности и почему ревновал Наталью Гончарову.

— Можно ли говорить, что Пушкин был эмоционально незрел в отношениях с женщинами? Какие черты его поведения могут об этом свидетельствовать?

— Я бы не сказала, что Пушкин был незрел – здесь, скорее, вообще не подходит рассуждать с этой точки зрения. Пушкин был гением, а значит, ему была присуща определенная доля нарциссизма и эгоизма. Он был очень темпераментным и эмоциональным человеком. При этом у него было очень чувственное восприятие мира, которое он сублимировал в творчестве. Похоже, что в отношениях с женщинами реализовывались поиски идеальной матери, а также музы, которая давала бы вдохновение. Мы точно знаем, что для поэта семья имела большую ценность, и до тех пор, пока он не создал свою собственную, он находил это чувство семейственности у своих друзей, в том числе в Лицее, куда попал в 11 лет. В женщинах он искал не только любовь, но также дружбу и поддержку, они его вдохновляли, он посвящал им стихи и относился с восхищением. Кажется, это очевидно в таких его произведениях как «Евгений Онегин», в образе Татьяны, в стихах, посвященных его возлюбленным, в прозе, где женщины, побеждая в драматичных обстоятельствах, становятся сильнее. Если рассуждать в современной терминологии, Пушкин был своего рода феминистом, но с учетом устоев своего времени. В Пушкине было много от романтичного подростка – он и жил в период романтизма, а отсюда – флирт, дуэли, потребность в восхищении. Можно сказать, что он был сыном своей эпохи. И благодаря совокупности этих фактов, вкупе с его литературным даром, смог создать такие произведения.

— Если смотреть на поведение Пушкина в отношениях с точки зрения современной психологии, можно ли назвать его абьюзером? Или, возможно, он был скорее жертвой собственных комплексов и внутренней неуверенности?

— Возлюбленные Пушкина оставили нам не так много свидетельств их общения, они не могут рассказать более подробно об их взаимоотношениях, уточнить, был ли в их отношениях газлайтинг, сталкеринг, орбитинг, висхолдинг или другие признаки абьюзивных отношений. То, что общество того времени явно опиралось на главенство мужчин над женщинами – известный факт, и поэтому женщинам приходилось со многим мириться. На адюльтер мужчин смотрели как на само собой разумеющееся, а Пушкин явно изменял своей супруге Наталье Гончаровой, что, вероятно, вызывало у нее ревность и страдания. С этой точки зрения, такие отношения можно назвать эмоциональным абьюзом, если только у пары не было договоренности об открытом браке. Пушкин имел бунтарскую натуру, был горяч, эмоционален и чувствителен, имел взрывной характер, и эти черты приводили его к многочисленным дуэлям, которые, по сути, являются актами агрессии в адрес другого человека. Но одно дело – жить по законам своего времени, где за оскорбление достоинства принято вызывать на дуэль и проявлять агрессию в сторону равного противника, желая реванша, а другое дело – мстить женщине, доминировать над ней и унижать, что, по сути, является абьюзом. Возможно, у поэта был комплекс неполноценности. Создатель этого термина Альфред Адлер связывал его с присутствием некого физического или психологического недостатка, который сказывается на самооценке. Пушкин был низкого роста, имел не очень привлекательные черты лица, что могло влиять на самооценку в юности, но очевидно, что в более зрелом возрасте он интересовал женщин не из-за внешности, а благодаря харизме, внутреннему миру и популярности в обществе, хоть и неоднозначной. И если в лицейские годы его внешность могла вызывать насмешки со стороны однокашников, то в зрелые годы это с лихвой компенсировалась силой таланта и умом. 

— Пушкин часто влюблялся, писал страстные послания, а потом быстро терял интерес. Как в современной психологии объясняют такой паттерн поведения? Это любовная зависимость, избегание близости или что-то другое?

— У Пушкина мог быть тревожный или тревожно-избегающий тип привязанности, идущий от переживания, что выберут другого, а значит, предадут. Такой тип привязанности мог сформироваться у поэта в детстве: он был средним ребенком в семье, и мать могла предпочитать ему других детей, поэтому за ее внимание и любовь приходилось бороться, конкурируя с сиблингами. Постоянное стремление к общению с другими женщинами могло быть вызвано желанием поэта компенсировать это невнимание матери и получить внутреннее подтверждение, что он достоин любви и любая женщина будет его хотеть. С другой стороны, хотя Пушкин быстро терял интерес к женщинам как возлюбленным, со многими он оставался в дружеских отношениях и эта дружба носила взаимообогащающий характер, в которой он не только брал энергию, но и сам многое отдавал. Вряд ли его отношения с женщинами сводились только к влюбленности и сексу. Думаю, партнеры взаимно вдохновлялись друг другом. Пушкин был натурой независимой и свободолюбивой, но, тем не менее, он умел строить близкие отношения с людьми – например, дружбу с лицеистами поэт хранил всю жизнь. Но очевидно, что творчество было самым важным делом его жизни, и именно ему он отдавал приоритет, а не столько построению отношений, которые просто случались, ведь он был известной и популярной фигурой своего времени. Чтобы быть творческим человеком, нужно быть эгоистом с определенными нарциссическими чертами, поскольку творчество – это акт самоутверждения, веры в себя и уверенности в том, что твое творение достойно существования и потому найдет признание в мире. 

— Какими могли быть причины его крайней ревности к Наталье Гончаровой? Можно ли назвать это проявлением токсичной привязанности?

— Пушкин любил Гончарову и был к ней привязан. Она была его семьей, тем человеком, с которым он хотел жить вместе и иметь детей. Привязанность – это нормальное, здоровое человеческое качество, только психопаты не имеют привязанности. Нормально, когда два партнера могут устанавливать безопасную привязанность, а значит, доверять, полагаться друг на друга в сложных обстоятельствах, рассчитывать на поддержку и преданность. Однако преданности в отношениях Пушкина и Гончаровой не было, но были измены, по крайней мере, со стороны поэта, что, вероятно, причиняло Наталье боль и муки ревности, и, возможно, желание отомстить. Вряд ли супруги договорились об открытом браке, когда каждый мог иметь любовника или любовницу, а без таких договоренностей отношения становятся небезопасными для обоих партнеров, и тогда супруги будут ревновать друг друга, подозревать, что, естественно, будет отравлять отношения, вносить в них тревогу и недоверие. Пушкин, вероятно конкурировал за внимание матери с другими детьми, что легло в основу тревожного или тревожно-избегающего типа привязанности. Этот страх, что его могут не выбрать, и установка, что за любовь надо конкурировать и бороться, также могли лежать в основе его болезненной ревности даже при малейших подозрениях неверности со стороны Гончаровой. 

— Можно ли говорить о зависимости Пушкина от внимания женщин и признания в целом? Насколько это связано с его самооценкой и восприятием себя как гения?

— С одной стороны, для Пушкина было важно внимание и признание женщин и общества в целом, как для любого творческого человека. Но цензура в его адрес была жесткой, он находился под постоянным наблюдением Александра Бенкендорфа, что показано в фильме, поэтому многие произведения поэта не выходили в свет, а от этого, естественно, страдала самооценка. С другой стороны, жажда признания и внимания со стороны женщин и общества имеет свои корни в детстве, в отношениях поэта с материнской и отцовской фигурами. Он был средним ребенком и, скорее всего, как уже упоминалось, был вынужден добиваться внимания со стороны матери и конкурировать за ее любовь с другими сиблингами. Отсюда, возможно, и проистекали многочисленные романы Пушкина, которые подкрепляли его самооценку и доказывали, что он заслуживает любви. С отцом у Пушкина были холодные отношения, и его расположения в детстве поэту, вероятно, также приходилось добиваться. Получение признания общества – это как получение признания от отца, что ребенком можно гордиться. Благодаря своей гениальности и реализации ее в творчестве Пушкин получал это внимание и признание, таких образом, вероятно, компенсируя предполагаемый дефицит любви и внимания со стороны родителей. 

— Как вы оцениваете решение Пушкина участвовать в дуэли с Дантесом с точки зрения психологии? Это был акт отчаяния, сохранения достоинства или проявление деструктивного мышления?

— Пушкин приревновал жену из-за того, что Дантес распускал слухи в обществе об их романе с Гончаровой и даже посмеивался над мужем-рогоносцем. Он задел честь Пушкина, и в его лице поэт столкнулся, по сути, с буллингом, поэтому участие в дуэли было попыткой восстановить достоинство и сохранить свою честь, а значит, честь семьи – таковы были законы того времени. Кажется, что выяснить отношения и остановить слухи – это логичный поступок; другое дело, что в ту эпоху обществом предполагались достаточно брутальные методы это сделать, такие как дуэль. Но это вопрос, скорее, к обществу, к его требованиям и нормам. 

— Как бы сегодня выглядел Пушкин, если бы его поведение перенести в современность? Это был бы человек с яркой харизмой и нестабильной личной жизнью или фигура, вызывающая осуждение?

— Пушкин – это фигура с яркой харизмой, умнейший человек своего времени, эмоциональный, чувствительный и гениальный. В нем было много подросткового, конфликтного, бунтарского, отсюда – его многочисленные влюбленности как возможная компенсация дефицита материнской любви и сложные отношения с властью и императором, как символом отца и суперэго. Именно в подростковости он черпал вдохновение, ведь подростки обладают максимализмом, обостренным восприятием мира, накалом чувства, но также обидчивостью и практически пограничным существованием между отчаянием и счастьем. В то же время такие черты взрослого человека как усердие, вера в себя и свое дело, умение доводить дело до конца позволили поэту последовательно трудиться и воплощать свое острое восприятие мира в творчестве, достаточный уровень нарциссизма давал веру в то, что его творчество найдет признание в мире, а возможность идти на компромиссы и договариваться с императором, который его очень ценил, дали возможность его произведениям увидеть мир, несмотря на жесткую цензуру. 

Куда уходит детство: 7 фильмов о прощании со школой
Май — время расставания со школой. Пора последних звонков и новых надежд. Это, как правило, очень светлый, хоть и грустный этап жизни, нашедший свое отражение во множестве фильмов — как зарубежных, так и отечественных. Вспомним самые примечательные.




Новости партнеров

Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Клава Кока
автор песен, певица, видеоблогер
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель