Почему одни дети способны справляться с травмирующими событиями, а другие остаются с ними на всю жизнь? Посмотрев криминальную драму «Эль Русо» от онлайн-кинотеатра PREMIER, мы решили исследовать, как психологическая травма формируется и проявляется у детей, и какие факторы влияют на их эмоциональное состояние после столкновения с жестокостью.
В сериале «Эль Русо» мальчик Илья становится свидетелем преступления. После чего ему приходится сталкиваться с последствиями: он участвует в опознании преступника и попадает в ряд других достаточно тяжелых ситуаций, связанных с увиденным.
Как это повлияло на мальчика, насколько правильно вела себя его мама и как можно было бы помочь ребенку в такой ситуации разбирались вместе с PREMIER и Яниной Баринской, психологом сервиса Alter.
Почему одно и то же событие у одного человека может оставить травму, а у другого – нет?
Психологическая травма — это внутренний ответ на внешнее событие, превосходящее психические способности человека справиться с ним. Реакция зависит от того, что означает произошедшее для самого ребенка, несет ли оно какие-то последствия для него в реальной жизни: утрату, физический ущерб и т.д. Например, для маленького Ильи из сериала такие последствия были: он вынужден участвовать в освидетельствовании в небезопасных условиях, продлевая тем самым пребывание в травматическом опыте. Кроме того, жизни его и его мамы оказались под угрозой, им пришлось скрываться от преследования. Илье 7 лет, в этом возрасте он уже многое понимает. Чем младше ребенок, тем легче ему пережить событие, если родители сами хорошо справляются с с эмоциями, связанными с происшествием. В сериале мама мальчика проявляет эмоциональную устойчивость: она сдержана, но в то же время и не ведет себя так, будто ничего не произошло. Мать немногословна, однако в критические моменты проявляет свою позицию. В целом, она ведет себя последовательно и с пониманием сложившейся ситуации.
Играет роль и чувство безопасности у ребенка — как физической, так и то, что он может поделиться пережитым с близкими и знает, что его выслушают, поверят ему и поддержат. Влияют и личностные характеристики, индивидуальные особенности психики — например, насколько у него высокая эмоциональная чувствительность и как он в целом реагирует на стресс.
Какие могут быть последствия для ребенка, если он станет случайным свидетелем жестокости? (Тут речь не только об убийстве. Это может быть также уличная драка, авария, серьезные травмы и повреждения или даже смерть человека в общественном месте и т.д.)
Если событие по своей интенсивности оказалось для ребенка чрезмерным, мы можем заметить некоторые изменения, которые могут касаться как физиологии, так и поведения или особенностей характера.
Физиологические последствия могут включать потерю аппетита, сонливость, отсутствие сил чем-то заниматься, нарушения сна.
Психологически ребенок может стать более замкнутым, вплоть до того, что вовсе перестает разговаривать. Или, напротив, более возбужденным. В играх и поведении может появиться разрушительность, агрессия.
Некоторые дети могут начать зависать на одном виде деятельности — например, бесконечно играть в одну и ту же игру. Также может возникнуть избегающее поведение: ребенок может отказываться от прогулок, поездок, посещения новых или аналогичных тому, в котором он пережил ужас мест, как в сериале. Изменения могут сказаться на учебной деятельности: на способности концентрировать внимание и запоминать материал или даже просто услышать просьбу.
Наш маленький герой не только видел сцену убийства, но и сам оказался в крайне опасной для жизни ситуации, был вынужден прятаться, что усугубляет состояние. Сложно отследить динамику изменений в мальчике после его возвращения в деревню, поскольку мы мало наблюдали за ним до момента происшествия. Однако мы видим, что он практически не выражает эмоций, нет плача или встревоженного поведения; кроме того, он активно берет на себя роль взрослого, придумывая, как не дать полицейскому покинуть их семью. Тогда можно предположить, что мальчик погружается во взрослую роль, чтобы избежать собственных переживаний. Возможно, такой способ реагирования связан с тем, что его отец был отстранен и поглощен собственной непрожитой травмой — гореванием из-за потери жены. У Ильи был печальный пример переживания травмы, где чувства настолько непереносимы, что разрушают жизнь.
Если это так, то в данном случае мальчик опирается на привычный для него способ совладания с трудностями и направляет все защитные силы психики на одну задачу — удержание полицейского Павла рядом. Что за этим стоит — желание обрести отца или же желание, чтобы в семье появился именно тот, кто тоже был там и видел это, тем самым разделив с Ильей часть пережитого и затем показав, что может противостоять жестокости, с которой пришлось столкнуться самому мальчику, восстановив утраченное чувство безопасности мира? И, разворачивая мысль о возможных последствиях дальше, можно предположить, что если Павел станет для Ильи отчимом, то мальчик может пойти по пути идентификации и с ним. И в дальнейшем, например, пытаться проработать собственную травму, также став полицейским, наказывая одних и защищая других людей, как это делает Павел.
Какие первые шаги должен сделать родитель или опекун, если узнал о таком событии?
Самое важное — постараться как можно быстрее восстановить для ребенка чувство безопасности, а затем показать, что вы ему верите и готовы выслушать. Многие дети избегают рассказывать родителям подробности, поскольку опасаются, что родитель будет их обвинять: «Зачем ты смотрел? Надо было сразу уходить». Или же, что родитель будет слишком эмоционально реагировать на страшные подробности, выражая ужас от услышанного. Такая яркая реакция родителя может означать для ребенка, что родитель сам слишком напуган, что усилит страх и тревогу.
В сериале мы можем наблюдать, что мальчик смог попросить о помощи и доверить маме рассказ о том, что он увидел. Однако полицейский совершил действие, недопустимое для взрослого в такой ситуации: он забрал мальчика и отвел его на место преступления без мамы. Само по себе это выглядит как некий насильственный акт. В случае если бы ребенок обладал меньшей психической устойчивостью, такая ситуация могла бы значительно усугубить его состояние.
Одна из особенностей психологических травм — это как бы остановка во времени и застревание в травматическом событии. Поэтому важно, чтобы ребенок услышал от взрослого о том, что событие закончилось, что сейчас он находится в безопасности и вы рядом с ним. В случае нашего маленького героя не показано, как обсуждалось произошедшее. Было ли этому дано какое-то название или же все просто молчаливо следовали плану полицейского.
Обозначить происшедшее словами необходимо, чтобы оформить опыт на когнитивном и эмоциональном уровне. В данном случае — чтобы очертить границы страшного события, которое не вписывается в обыденную жизнь: условно говоря, что это не просто ужас, а трагедия или катастрофа, либо что-то еще, в зависимости от ситуации. Это важно еще и для того, чтобы у ребенка был пример того, как можно говорить о вещах, которые он видел.
И напоследок стоит отметить, что на состояние ребенка благотворно влияет телесный контакт: обнимать, гладить, держать за руку. В сериале мы видим, что мама мальчика давала ему такую поддержку, что в целом контакт у них есть.
Может ли серьезно травмировать ребенка жестокость, увиденная на экране, а не в реальной жизни?
То, что ребенок видит на экране, — достаточно серьезно. В каком-то смысле мозгу все равно, в реальности это происходит или нет. Ребенок наблюдает, например, физическое насилие и должен как-то его обработать, внутренне прожить, найти ему объяснение и сформировать свое отношение к этому. Просмотр жестоких сцен может травмировать не только детей, но и взрослых. Поэтому следует внимательно относиться к возрастным ограничениям у фильмов, сериалов и передач, а также к тому, какие сайты и в целом контент доступны ребенку в Интернете.
Как говорить с ребенком о существовании жестокости в мире? Как готовить его к столкновению с ней в реальной жизни?
Присутствие жестокости в мире — это одна из сторон нашей жизни. Здесь важно донести до ребенка, что это такие события, которые иногда происходят, у них есть начало и конец, они не происходят непрерывно. Каждая семья может сама выбрать, на какие убеждения опираться, давая объяснения: использовать категории существования добра и зла через известные ребенку сказки, правовую сторону событий (за любое происшествие есть ответственность) или религиозную, если семья следует определенной традиции.
Родителям не следует разъяснять вопросы жестокости резко, «в лоб». Ребенку нужно давать информацию постепенно, по мере его взросления, и в такой форме, которая адекватна текущему возрасту. В раннем детстве это могут быть сказки, затем книги по безопасности в соответствии с возрастом, художественная литература.
Важно учить ребенка тому, что он не может контролировать все, но может научиться обеспечивать себе безопасность, насколько это возможно. Для этого нужно знать и соблюдать правила безопасного поведения в разных местах и то, как реагировать при происшествиях.
Следует дать ребенку понять, что он отвечает лишь за некоторую часть безопасности, а за остальное отвечают его родители или ближайшие взрослые: воспитатели, учителя и т.д. И что вы всегда на его стороне, даже если он попал в какую-то сложную ситуацию. Что всегда можно и нужно обращаться за помощью к взрослым, не молчать. Расскажите ему про психологов, объяснив, что это специалисты, которые могут помочь справиться с переживаниями, если самому это не удается.