Гай Ричи с нуля: краткий гид о режиссере для тех, кто только знакомится с его творчеством

Рассказываем, как постановщик создал свой стиль, покорил сердца синефилов и почему его новый фильм называют «долгожданным возвращением» режиссера.
Марина Яковлева
|
29 Апреля 2024
кадр из фильма «Министерство неджентльменских дел», 2024 фото
«Министерство неджентльменских дел», 2024
Фото: кадр из фильма

В преддверии выхода «Министерства неджентльменских дел» вспоминаем, за что преданные фанаты так ценят работы Гая Ричи, и пытаемся предсказать, насколько каноничным по меркам ранних шедевров мастера будет его новый фильм.

Глава 1: Истоки стиля

«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, фото
«Карты, деньги, два ствола», 1998
Фото: кадр из фильма

С детства любивший кинематограф, Гай Ричи начал свой путь с создания рекламных и музыкальных роликов. Это был неплохой способ заработка, деньги с которого будущий режиссер откладывал на съемки собственного фильма. И в конце концов накопил: его дебютная короткометражка «Трудное дело» вышла в 1995 году, и именно по ее мотивам автор сделал свое первое большое кино — «Карты, деньги, два ствола». В обеих работах он взял за основу криминальную историю о бандитах, добавив к ней щепотку натуралистичности, много юмора и небывалую ранее в английском кино динамику. Рваный монтаж, резкие стоп-кадры, крупные и дальние планы, постоянные склейки и нелинейное повествование — все это стало одной из главных «изюминок» его фильмов и особенно отразилось на сценах драк, а позднее и на вступительных титрах, похожих на самые настоящие клипы.

кадр из фильма «Карты, деньги, два ствола», 1998 фото
«Карты, деньги, два ствола», 1998
Фото: кадр из фильма

Благодаря той энергии, какая чувствовалась уже в 20-минутной ленте, талант Гая Ричи отметила продюсер Труди Стайлер. Она сразу захотела увидеть полный метр, поэтому инвестировала миллион долларов в бюджет потенциального хита, но с условием: в картине должен сыграть Стинг, певец, сопродюсер и супруг Труди. Так Гай Ричи получил звезду в свой каст, а исполнитель — подходящую себе роль. Но не главную: ее забрал Джейсон Стейтем, которого режиссер нашел тоже благодаря рекламе. Точнее, Джейсон в то время снимался в коммерческих роликах, а параллельно был уличным торговцем. И, по слухам, на пробах он «продал» безделицу режиссеру в лучших традициях контрабандистов, чем и заработал утверждение на съемки.

Клиповый монтаж, камео именитой селебрити и грозный Стейтем в главной роли — это те «фишки» Гая Ричи, которые зрители сразу заметили в его первом полнометражном фильме. Но они не единственные, и со временем режиссер раскрыл и другие важные составляющие собственного почерка.

Интересная натуралистичность

«Карты, деньги, два ствола», реж. Гай Ричи, фото
«Карты, деньги, два ствола», 1998
Фото: кадр из фильма

Как мы сказали ранее, сценарий ленты «Карты, деньги, два ствола» — расширенная версия «Трудного дела». На его создание Гай Ричи потратил шесть месяцев. Все это время он общался с друзьями и узнавал самые нелепые и абсурдные истории из их жизни, читал криминальные сводки из газет, а еще ходил в пабы и слушал местные байки от посетителей, которые всегда были на грани реальности и вымысла. Задача стояла особенная: режиссер хотел сделать сюжет более правдоподобным, но при этом и комедийным. Он собирался отойти от бессмысленных, зато максимально кровавых сцен насилия, какие были популярны в кино в 90-х. Именно поэтому его герои стали не просто бандитами, киллерами и мафиози — он сделал из них людей со своими принципами и кодексами чести.

Полет над городом

кадр из фильма «Рок-н-рольщик», 2008 фото
«Рок-н-рольщик», 2008
Фото: кадр из фильма

Еще одна фишка фильмов Гая Ричи — в каждом из них можно увидеть и город, и его местных жителей в полном масштабе. Режиссер вместе с операторами умело демонстрирует всю архитектуру, гармонично сочетая на экране как современные небоскребы, так и малоэтажные домики английских трущоб, что позволяет представить весь Лондон (а чаще всего именно здесь Гай Ричи снимает кино, даже если действие происходит в Лос-Анджелесе) многогранным и колоритным. Люди в нем такие же: от мелких преступников до миллиардеров, от простых работяг до членов правительства. Наблюдать за построением всех непредсказуемых связей между настолько разными социальными группами — невероятное удовольствие, которое в высокой концентрации ощущается при просмотре «Рок-н-рольщика». Здесь русского богача и несерьезного главаря ноунейм-банды связывает одно — договоренность с негласным хозяином всего Лондона Ленни Коулом.

Вычурный британский стиль как бренд

кадр из фильма "Большой куш", 2000 фото
"Большой куш", 2000
Фото: кадр из фильма

Все то, что мы представляем при слове «Англия», Гай Ричи уже успел показать и откровенно высмеять в своем кино, начиная с банальных шуток про чай и заканчивая целой структурой типичных английских фильмов девяностых. Если в те лихие девяностые в Британии было популярно снимать про криминальные разборки в неблагополучных районах, то режиссер вывел этот «пацанский стиль» на новый уровень: суммы, за которые боролись бандиты, стали гораздо крупнее, их «чисто английские» костюмы — олдскульнее, а слой иронии — толще. И хотя сам Ричи не был участником ни одной криминальной группировки, так как вырос в аристократической семье, он все-таки был увлечен темой и разбирался в некоторых нюансах. К примеру, хорошо владел акцентом кокни — это слэнг, придуманный жителями лондонских трущоб и основанный на игре слов, рифмах и измененных пословицах. Его использовали для того, чтобы полицейские не понимали разговоры местных, поэтому в своих экшн-комедиях режиссер просто не мог без него обойтись. Так дурацкие и забавные «кокни-диалоги» героев разошлись на цитаты и афоризмы, а зрители поняли, каким еще бывает тот самый британский юмор.

Глава 2: Эксперименты

кадр из фильма «Шерлок Холмс», 2009 фото
«Шерлок Холмс», 2009
Фото: кадр из фильма

В 2009 году Гай Ричи стал работать с Голливудом и привносить свой стиль в истории, которые никто не мог представить рассказанными в его исполнении. Начал сразу с любимой классики — знаменитого на весь мир Шерлока Холмса. Он в глазах режиссера оказался посреди непрерывных перестрелок и из интеллигентного сыщика превратился скорее в прожженного хулигана, выбравшего в прошлом правильный путь. Подобное амплуа автор примерил и на своего героя в новом «Аладдине» — получилось гармонично, особенно на фоне эпичных сцен погони, что были сняты максимально в духе Гая Ричи. Эффектные кадры с непривычными ракурсами, запоминающийся саундтрек и юмор от того же Джина аккуратно напомнили о приложенной руке мастера и при этом сделали милую сказку-мюзикл еще и приключенческой комедией.

Кадр из фильма «Аладдин». Фото
«Аладдин», 2019
Фото: кадр из фильма

Одновременно с такими успешными экспериментами зрители заметили и то, как Ричи решил соответствовать современным голливудским стандартам: в том же «Мече короля Артура» сделал упор на графику, спецэффекты и сцены сражений, но добавил очень мало фирменных реплик, атмосферы и своей неповторимой комедии. Фильм был урезан — хронометраж изначальной версии составил 3,5 часа. После выхода картина провалилась в прокате в США, а у фанатов вызвала неоднозначные чувства. С одной стороны, ленту разгромили критики, которые в принципе редко хвалили режиссера, с другой — многие хотели именно возвращения Гая Ричи, его метода и почерка в чистом виде, а его в таких «мейнстримных» работах будто бы становилось все меньше.

Кадр из фильма «Джентльмены». Фото
«Джентльмены», 2019
Фото: кадр из фильма

Из последних работ автора самым «классическим» считается фильм «Джентльмены», вышедший в 2020 году. После картин «для всей семьи» Ричи попробовал вернуться к истокам и снял криминальную комедию о наркобароне, где отыгрался за все проведенное в других жанрах время. Совершенно забыв о повестке, он действовал без оглядки на современность, отчего герои фильма постоянно использовали нецензурную брань и очень неполиткорректно шутили. Фанаты пришли в восторг, когда получили любимое драйвовое кино с непредсказуемым сюжетом и пожилыми уголовниками, показавшими молодому поколению свое место.

Глава 3: Второе пришествие

кадр из фильма «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать», 2023 фото
«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать», 2023
Фото: кадр из фильма

За прошедшие четыре года у режиссера вышли «Гнев человеческий», «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» и «Переводчик». Все в той или иной степени отличались от эталонных фильмов Гая Ричи: в первом не хватило колоритных кокни-бандитов, второй показался зрителям индийским боевиком с налетом бондианы, а третий критики вообще назвали самым нетипичным в фильмографии режиссера — настолько всех удивила военная драма в его исполнении.

кадр из фильма «Переводчик», реж. Гай Ричи фото
«Переводчик», 2023
Фото: кадр из фильма

В этом году параллельно с сериальным спин-оффом «Джентльменов» грядет премьера «Министерства неджентльменских дел». Представители прессы, посмотревшие его на закрытом показе, уже называют фильм лучшим в карьере Гая Ричи. По всем параметрам трейлеры намекают на новый камбэк режиссера: будет много экшна, драйва, юмора и оружия — мощный Алан Ритчсон не расстается с луком и боевыми гранатами, а значит, нас точно ждет кровавая бойня.

кадр из фильма «Министерство неджентльменских дел», 2024 фото
«Министерство неджентльменских дел», 2024
Фото: кадр из фильма

В центре сюжета здесь сверхсекретное подразделение, созданное во Вторую Мировую Уинстоном Черчиллем по большей части из преступников, которых было не жалко отправить на опасную миссию в тылу нацистов. Такая история о диверсантах напоминает о любимых героях Ричи — бандитах, сражающихся за справедливость. Также заметно, как в «Министерстве» звездные актеры предстают в совершенно непривычных для себя образах: к примеру, Генри Кавилл, сыгравший сурового Супермена в «Лиге справедливости Зака Снайдера» и не менее серьезного Геральта в «Ведьмаке», стал харизматичным и азартным бойцом, жаждущим устроить настоящий пожар.

кадр из фильма «Министерство неджентльменских дел», 2024 фото
«Министерство неджентльменских дел», 2024
Фото: кадр из фильма

И пожар будет. Фильм обещает быть зрелищным, динамичным, в духе настоящего «мужского кино», каким любят называть работы режиссера. Бюджет позволил Гаю Ричи не сдерживаться, как и родной жанр комедийного боевика, поэтому он смог свободно снять красочную полнометражную картину, которая захватит внимание зрителей на все два часа. Осталось только это проверить, дождавшись выхода картины на Кинопоиске.

События на видео
Подпишись на наш канал в Telegram



Новости партнеров




Звезды в тренде

Анна Заворотнюк (Стрюкова)
телеведущая, актриса, дочь Анастасии Заворотнюк
Елизавета Арзамасова
актриса театра и кино, телеведущая
Гела Месхи
актер театра и кино
Принц Гарри (Prince Harry)
член королевской семьи Великобритании
Меган Маркл (Meghan Markle)
актриса, фотомодель
Ирина Орлова
астролог