![кадр из сериала «Шерлок», 2010 — 2017 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461900/86.jpg)
Все наши любимые детективные романы, фильмы и сериалы представляют собой некую интеллектуальную игру, состоят из определенных паттернов и следуют особым законам жанра. Разбираемся, какие составляющие детективного сюжета делают истории о расследованиях настолько интересными, что у зрителей захватывает дух.
Протагонист
![«Убийство в Восточном экспрессе» (2017) фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461908/86.jpg)
Главный герой, чаще всего, — детектив, работник следственного отдела. Хотя, как показывает практика, протагонистом детективной истории может стать любой, кто расследует происшествие. Так было в фильме «Девушка с татуировкой дракона». Нераскрытое дело сорокалетней давности привлекло журналиста Микаэля Блумквиста, а вместе с ним и гениальную хакершу Лисбет Саландер. Самое важное, чем должен обладать протагонист — пытливый ум и высокоразвитая дедукция.
![кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона», 2011 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461905/87.jpg)
Протагонист — мозг операции, который всегда на хвосте у преступника и точно знает путь к успешному завершению дела. Ему нужна лишь зацепка, тоненькая нить, чтобы обнаружить и задержать своего врага и по совместительству антагониста.
Антагонист
![кадр из сериала «Шерлок», 2010 — 2017 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461911/86.jpg)
Это всегда преступник или даже руководитель целой преступной группировки, которого сыщик должен найти в процессе своего расследования. Этот персонаж вполне может оказаться в списке подозреваемых, но в хорошем детективе он практически не распознаваем для зрителя вплоть до заключительных эпизодов. Антагонист терроризирует людей и, конечно же, омрачает существование главного героя, но делает это крайне искусно. Яркие примеры — Джим Мориарти в британском сериале «Шерлок», Троица в американском «Декстере», Джек-потрошитель в фильме «Из ада».
![кадр из сериала «Фандорин. Азазель», 2023 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461910/86.jpg)
Среди российских проектов есть свои примеры — так, в новом сериале «Фандорин. Азазель», который выйдет в этом январе, мы увидим Эраста Фандорина в начале своей карьеры: молодой детектив столкнется с целой преступной группировкой и даст обещание найти и остановить того, кто за ней стоит.
Конфликт
Конечно, для того, чтобы герои смогли вступить в противостояние, им нужна основа для конфликта. Если схватка Шерлока и Мориарти держалась на битве двух гениальных умов, то в большинстве детективных сериалов конфликт появляется на фоне столкновения справедливости с беззаконием.
![кадр из фильма «Достать ножи», 2019 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461899/86.jpg)
Так было и в фильме «Достать ножи». Молодая сиделка известного писателя случайно путает растворы лекарства и обезболивающего. После инъекции они оба осознают, что в организме мужчины находится смертельная доза и спасти его невозможно. Чтобы не разрушить жизнь девушки, писатель объясняет ей план действий и совершает самоубийство. Только вот некий аноним заранее нанял детектива, а значит, все не так просто, как кажется.
Загадочная смерть
![сериал «Мост», 2011 — 2018 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461942/86.jpg)
Да, без нее, пожалуй, далеко не уедешь. Вряд ли вообще можно найти хоть один детективный роман без смертей. В сериале «Твин Пикс» в маленьком тихом городке убивают школьницу Лору Палмер, в образцовом скандинавском детективе «Мост» тело женщины находят на границе Дании и Швеции, а в сериале «Фандорин. Азазель» молодой миллионер накладывает на себя руки.
![кадр из сериала «Твин Пикс», 1990 — 2017 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461941/86.jpg)
Убийство в детективном сюжете необходимо хотя бы по той причине, что без него нет состава преступления, а, значит, и самой истории. Также загадочная смерть порой задает тон всему расследованию и даже немного рассказывает о характере убийцы, помогая определить почерк преступника.
Любовная линия
![кадр из сериала «Шерлок», 2010 — 2017 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461897/87.jpg)
Если когда-то любовная линия в детективных историях была под строгим запретом, потому что она отвлекает от хода расследования и важных деталей, то сейчас хороший детектив допускает наличие, как минимум, одной.
![кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона», 2011 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461898/87.jpg)
В каноничном «Твин Пиксе» их хоть отбавляй. Во взаимоотношениях героев грех не запутаться: чувства, измены, жалость и настоящая любовь — там есть все и даже больше. В проекте «Фандорин. Азазель», помимо намека на чувства Эраста к героине Лизе, также есть параллельная история жизни царя Николая III. Безответная любовь царя к певице Амалии ранит его жену, и Николай пытается сохранить брак, насколько это вообще возможно.
Подозреваемые
![«Смерть на Ниле», реж. Кеннет Брана, кино](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461912/87.jpg)
Среди подозреваемых может быть кто угодно — от соседской бабушки и безутешного жениха до близкого родственника и лучшего друга пострадавшего. Правильно прописанные подозреваемые помогут антагонисту скрываться как можно дольше. И по канонам классического детектива преступник должен быть именно из первого числа подозреваемых, а они, как известно зрителю, имеют алиби и быстро списываются со счетов.
Атмосфера
![«Декстер» (2006 — настоящее время) фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461921/86.jpg)
Хороший детектив, как правило, передает атмосферу загадочности, оставляя флер азарта и желания разгадать главную загадку — кто же преступник. Детективы классического жанра по большей части нуарные. В них тяжесть тайны давит на зрителя всем своим весом, и от этого зрителю и некомфортно, и приятно, ведь разгадка совсем близко.
![кадр из фильма «Невидимый гость», 2016 фото](http://cdn.7days.ru/pic/f68/984665/1461926/86.jpg)
Особой атмосферой могут похвастаться и загадочный, порой безжалостный к персонажам и к зрителю сериал «Декстер», и очаровательный, обладающий уникальным шармом «Твин Пикс». «Остров проклятых» поражает и подавляет своей мрачностью и витиеватым сюжетом. Испанский детектив «Невидимый гость» пропитан психологией страха и вызывает клаустрофобию. А фильм «Убийство в Восточном экспрессе» наполнен колоритными персонажами и идеальными визуальными решениями.