Чекисты, зайцы, Виктор Цой: краткая история казахского кинематографа

Первый текст из цикла наших материалов о кинематографе стран СНГ и бывших советских республик.
Иван Афанасьев
|
08 Июля 2021

Казахский кинематограф долгое время был аутсайдером, придатком к советскому, что сказывалось на тематике и качестве фильмов. Тут надо отметить, что кинематографии союзных республик в СССР в целом на заре существования государства рассматривались, как своего рода «сырьевые базы» для производства. До 1930-х годов кинематографа в Казахстане не было как такового: существовали разрозненные части будущей индустрии, вроде отдельных кинотеатров, где прокатывались новинки из РСФСР, основной репертуар – разнообразная кинохроника и научно-популярные картины. На территории республики регулярно снимались документальные фильмы, в основном пропагандистского толка. В ином случае советские кинематографисты приезжали, чтобы использовать живописную натуру для съемок (например, фильм «Мятеж» 1928 года).

«Амангельды», реж. Моисей Левин, фото
«Амангельды», реж. Моисей Левин
Фото: Кадр из фильма

Первым художественным фильмом производства Казахстана принято считать «Амангельды» 1938 года, историко-патриотическую картину о борьбе крестьян с имперскими властями и, впоследствии, с контрреволюционерами. Огромный успех фильма (люди, выходя из зрительного зала, вставали в очередь за билетами повторно) мог сыграть на руку кинопроизводству, но начавшаяся Великая отечественная война поставила на стоп развитие национальной индустрии. В 1941 году «Мосфильм» и «Ленфильм» были эвакуированы на только что созданную Алма-Атинскую киностудию. На базе нового объединения снималась большая часть советских фильмов того времени, включая агитпропаганду для поставки на фронт и в тыл. Кроме того, здесь Сергей Эйзенштейн снял обе серии «Ивана Грозного».

«Песни Абая», реж. Ефим Арон, Григорий Рошаль, фото
«Песни Абая», реж. Ефим Арон, Григорий Рошаль
Фото: Кадр из фильма

После войны и возвращения «Мосфильма» и «Ленфильма» в родное лоно Алма-Атинская киностудия получает независимость, но продолжает испытывать влияние советских «заказчиков». Выходившие в 1940 – 1950-х годах фильмы можно условно поделить на две категории: историко-патриотические фильмы («Мы здесь живем» о комсомольцах, участвующих в освоении целины) и биографические картины о выдающихся личностях («Песни Абая» и «Джамбул» о знаменитых казахских поэтах). На этом фоне особняком стоял жанр музыкальной комедии: например, классический фильм «Наш милый доктор» о пациентах выдающегося врача, которые пытаются организовать для него концерт.

«Конец атамана», реж. Шакен Айманов, фото
«Конец атамана», реж. Шакен Айманов
Фото: Кадр из фильма

Расцвет казахского кинематографа пришелся на 1960 – 1970-е годы. Главная «звезда» – Шакен Айманов, своего рода «казахский Витторио де Сика», который был и очень популярен как актер, и снимал разноплановые фильмы в разных жанрах. Помимо уже упомянутых «Мы здесь живем» и «Наш милый доктор», он снял такие хиты, как комедийный «Ангел в тюбетейке», философский «Земля отцов» и, пожалуй, самый важный фильм того времени – «Конец атамана». Фактически, это полноценный вестерн пополам с историческим триллером, рассказывающий историю чекиста Чадьярова, противостоящего разнообразной политической бяке. Персонаж в исполнении Асанали Ашимова стал таким популярным, что позже заполучил три продолжения – еще один классический казахский фильм 1970-х «Транссибирский экспресс» и два менее известных: «Маньчжурский вариант» и «Волчий след». Другие важные режиссеры того времени – Абдулла Карсакбаев (детская комедия «Меня зовут Кожа»), Султан-Ахмет Ходжиков (национальный эпос «Кыз-Жибек») и Мажит Бегалин (военная картина «Песнь о Маншук»).

«Игла», реж. Рашид Нугманов, фото
«Игла», реж. Рашид Нугманов
Фото: Кадр из фильма

Следующим этапом на пути к развитию стало время перестройки: в то время почти во всех бывших и нынешних республикам СССР появилась россыпь новых, молодых режиссеров, свободных от пропагандистской патетики предшественников. Самый известный фильм того времени – конечно, «Игла» Рашида Нугманова, экспрессивная драма о наркомании с Виктором Цоем и Петром Мамоновым. Для казахских фильмов конца 1980-х – первой половины 1990-х характерны независимость производства, и, как следствие, ограниченные бюджеты. Отказ от героико-патриотических штампов, обращение к спорным страницам истории страны: например, фильм «Людоед» Геннадия Земеля о восстании заключенных на медном руднике в 1954 году, которое было жестоко подавлено надзирателями и КГБ. Или драма «Жизнеописание юного аккордеониста» Сатыбалды Нарымбетова, в котором был достоверно показан неказистый вид казахской деревни времен правления Сталина.

«Тюльпан», реж. Сергей Дворцевой, фото
«Тюльпан», реж. Сергей Дворцевой
Фото: Кадр из фильма

Очередной виток в развитии произошел уже в современности, в конце 2000-х – начале 2010-х, когда казахские картины стали регулярно попадать на мировые фестивали, получая там значимые призы. Самый яркий пример – «Тюльпан» бывшего документалиста Сергея Дворцевого, ставший победителем «Особого взгляда», второй по значимости программы Каннского кинофестиваля. Впоследствии второй игровой фильм режиссера, «Айка», уже в основном конкурсе смотра, принесет приз за лучшую роль Самал Еслямовой. Это всего вторая такая награда за всю историю на территории постсоветского пространства – первым был Константин Лавроненко с «Серебряной пальмовой ветвью» за роль в «Изгнании» Андрея Звягинцева.

«Киллер», реж. Дарежан Омирбаев, фото
«Киллер», реж. Дарежан Омирбаев
Фото: Кадр из фильма

Надо сказать, что еще одним казахским фильмом, получившим главный приз «Особого взгляда», до этого в 1998 году стал «Киллер» Дарежана Омирбаева. Выход на мировой рынок, случившийся после обретения Казахстаном независимости, закономерным образом привел к «новой волне». Постепенно стало появляться зрительское кино, два наиболее популярных жанра – комедия и боевик. Популярные комедийные серии «Брат или брак» и «Бизнес по-казахски» возглавляют список самых популярных казахских фильмов. Режиссер Акан Сатаев, которого некоторые называют «казахским Гаем Ричи», прославился своими маскулинными боевиками и криминальными фильмами – «Рэкетир», «Районы», «Хакер», «Ликвидатор». В двух последних снялись звезды голливудского кино, включая Винни Джонса, звезду «Карты, деньги, два ствола» и «Большого куша», что лишь усиливает ассоциацию с творчеством британского режиссера.

«Хакер», реж. Акан Сатаев, фото
«Хакер», реж. Акан Сатаев
Фото: Кадр из фильма

Кассовые успехи казахского кино, правда, весьма скромные. Основной поток производимого контента – это фестивальные картины, которые часто даже не прокатываются на родине, за что получают свою долю критики, в том числе от представителей власти. Скажем, лауреата Берлинского кинофестиваля «Уроки гармонии» Эмира Байгазина и культовый в узких кругах фильм Фархата Шарипова «Сказ о розовом зайце» разругал министр культуры Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы, назвав фильмы «позорящими страну», а растрату средств на них – «нецелесообразной». Тем не менее, фильмы казахских режиссеров востребованы за рубежом – можно назвать имя Адильхана Ержанова, чьи картины регулярно попадали на Венецианский, Сан-Себастьянский и Московский кинофестивали («Желтая кошка», «Черный, черный человек»). На том же Московском второй фильм Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста» получил главную награду «Золотой Святой Георгий» в 2019 году. Сегодня казахское кино – важный и влиятельный участник мирового фестивального кинопроцесса, и его международный успех может положительно сказаться на успехах у себя на родине в будущем.

«Сказ о розовом зайце», реж. Фархат Шарипов, фото
«Сказ о розовом зайце», реж. Фархат Шарипов
Фото: Кадр из фильма

Новости партнеров

Комментарии
0 / 1500
#
#comment#
0 / 1500