Вспомнили и пересмотрели самые яркие комедии разных лет о роскошной жизни и рассказываем, как в кинематографе создавался образ стереотипного богача, как он менялся и как выглядит в современных лентах.
«Ангел-истребитель», 1962
Комичный образ представителей высшего света зародился в сатире: она была ответом на кризис в обществе, что возник из-за социального неравенства. Режиссеры стремились показать свое отношение к сложившемуся миропорядку и для этого использовали нереальные, сюрреалистические сюжеты, подчеркивающие всю абсурдность настоящего. Один из таких творцов — Луис Бунюэль, ярый ненавистник буржуазии. Именно его фильм «Ангел-истребитель» до сих пор сравнивают с современными реалити-шоу и называют лучшей картиной, действие которой происходит в замкнутом помещении.
В нем, то есть в столовой, герои ленты оказались заперты после пышного званого ужина: никто из собравшихся по таинственной причине не смог шагнуть за порог. Прошли сутки. Из-за нарастающего ужаса, а также постепенного уменьшении запасов еды и воды элитные гости сначала забыли о всех правилах этикета, затем и вовсе стали плавно опускаться до уровня первобытных людей. Это падение — чистое фантасмагорическое зрелище, щедро приправленное сарказмом, а все их реплики — открытое высмеивание классового расслоения.
«Скромное обаяние буржуазии», 1972
Еще одна картина Луиса Бунюэля, только теперь уже оскароносная — режиссер получил за нее приз как за лучший фильм на иностранном языке. Здесь снова много сюрреализма, даже больше, чем в «Ангеле-истребителе», снова светская трапеза и странные герои с их непредсказуемыми, необъяснимыми поступками. Главные персонажи — богемные буржуа, чьи жизни настолько неинтересны и бессмысленны, что по ним почти невозможно создать хоть какой-нибудь сюжет.
Но он в «Скромном обаянии буржуазии» есть. Эта антология абсурдных историй начинается с великой цели светских господ: совместного обеда, на который еще нужно попасть, ведь на пути к нему постоянно появляются какие-то непредвиденные обстоятельства. Иногда героям удается оказаться за одним столом, и тогда зритель видит красноречивую картину — фальшивые улыбки, односложные фразы, полное отсутствие интереса к происходящему как в данной комнате, так и во всем мир. Такую «гармонию» каждый раз разрушает хаос, который погружает их в состояние между сном и явью. Из-за этого они перемещаются из одного места в другое, пытаясь наконец-то устроить нормальную трапезу. Только в конечном счете путешествие заводит персонажей на пустую дорогу, где нет еды и напитков. А потому они просто идут и молчат.
«За бортом», 1987
В восьмидесятых образ «глупого богатого» стал все чаще использоваться и в поп-культуре, поэтому от артхаусного кино социальная сатира добралась до романтических комедий. Здесь одновременно царили любовные истории о бедной девушке и обеспеченном парне и выходили такие фильмы, как «За бортом». Посыл данной картины очевиден — миллиардеры за роскошью не видят настоящей жизни, относятся к простым людям с пренебрежением и бесцельно прожигают дни на яхтах. А изменить это можно радикальным способом, поставив их на место обычного работяги.
Именно так Джоанна Стэйтон (Голди Хоун) резко оказалась женой плотника Дина (Курт Рассел) и матерью его четырех сыновей. До этого девушка была хозяйкой судьбы, путешествовала на собственном судне с мужем из светского общества, а также нагло грубила подчиненным. Но в один момент после несчастного случая она потеряла память и попала в руки своего спасителя Дина, который обманом «вернул» ее в семью. В его доме, где все нужно делать самой, Джоанне пришлось учиться быть хозяйкой очага и угождать капризам нового возлюбленного. А он на самом деле знал героиню до того рокового падения. И поэтому все его выходки — это месть за плохое отношение прежней богатой Джоанны.
«Дживс и Вустер», 1990 — 1993
Легендарная экранизация рассказов П. Г. Вудхауса популярна по сей день. Зрители любят ее за тонкий британский юмор и великолепную актерскую игру Хью Лори и Стивена Фрая. Их герои — избалованный аристократ Вустер и мудрый камердинер Дживс — тоже полные противоположности, но они не борются друг с другом, а просто существуют вместе как представители двух абсолютно разных миров.
Вустер подобно всем богатым наследникам мучается от одной-единственной дилеммы — жениться или не жениться. У него собралось много невест, но они его особо не заботят, ровно как и планы на будущее. Тетушки парня обеспокоены такой беспечностью, поэтому нанимают Дживса в надежде, что тот перевоспитает юного богача. Получается немного по-другому: дворецкий помогает Вустеру выпутываться из всех проблем. А их много. Молодой человек либо с другими аристократами сочинит безумный бизнес-план, либо попадет в интригу, либо чуть не сыграет свадьбу. В общем, Вустер без Дживса — беспомощный ребенок, который никак не дойдет до стадии взросления.
«Великая красота», 2013
Новый взгляд на жизнь аморального богача показал миру режиссер Паоло Соррентино. Его трагикомедия, удостоенная «Оскара» и премии BAFTA, описывается как «портрет утопающего в декадентской неге современного Рима». Главный герой сам оглядывается на свою жизнь, сам размышляет о собственных грехах и сам пытается понять, к чему он все это время шел — на что так бездумно тратил дни.
Джепу Гамбарделло исполнилось 65 лет. Он писатель-мультимиллиардер, славу которому принесла дебютная книга, написанная сорок лет назад. Все прошедшие годы автор провел в бесконечных вечеринках и богемных беседах о великом. Сейчас ничего не изменилось. «Я уже и забыл каково это — любить кого-то», — вдруг признается герой. Он все так же ходит к своим беспечным друзьям на светские рауты, в перерывах думая о вечности. И о прошлом. И о женщинах. Погрузиться в этот философский поток разума от человека, у которого есть очень много свободного времени, можно на платформе KION.
«Шиттс Крик», 2015 — 2020
Нашумевший сериал все шесть сезонов крепко держался в статусе отличной комедии положений, за просмотром которой можно не просто приятно провести свободное после работы время, но и серьезно задуматься о семейных ценностях. На примере целого клана богатых и избалованных миллиардеров создатели показали всю важность родственных уз: герои обрели опору друг в друге именно после того, как потеряли все деньги и прежние владения.
Случилось это после обмана их бухгалтера. У Джонни Роуза, главы семейства, отняли все состояние. Он даже мог сесть в тюрьму за денежные махинации, но этой участи удалось избежать. Итог — дома нет, средств тоже, зато остался маленький заброшенный городок Шиттс Крик, который был куплен сыну смеха ради. Туда семья и направилась в надежде сделать его презентабельным и выгодно продать. Вот только жить им придется в дешевом мотеле, откуда начнется их долгое веселое приключение. Зритель увидит, как каждый персонаж будет развиваться, открывать в себе новые качества и учиться ценить по-настоящему важные вещи. Это совсем не похоже на острую социальную сатиру семидесятых годов, это современная комедия — одновременно очень простая и сложная.
«Беспринципные», 2020 — настоящее время
Этот сериал создан по рассказам Александра Цыпкина и представляет собой большой альманах историй из жизни обитателей Патриарших Прудов — одного из самых элитных районов России. В «Беспринципных» есть все, а тем более попадание зажиточных героев в деревню, чему была посвящена не просто одна серия, а целый полный метр. По канонам комедии о буржуа, персонажи здесь предаются порокам, идут на авантюры, прожигают деньги, но при этом западают в душу как родные. Все потому, что они очень богатые, умеренно глупые и максимально свои.
Главного героя играет Павел Деревянко. Его Славик — рассказчик, а по совместительству патологический лжец и душа компании — берет зрителя с собой в бар, где делится новыми сплетнями с Патриков. Они бывают разные: то о каких-то нереальных ситуациях из жизни миллиардеров, то о чем-то весьма приземленном, например о том, как муж изменил жене (правда, уже далеко не в первый раз). Такой микс «народного» с «фешенебельным» создает особую атмосферу сериала, которую и полюбили тысячи зрителей. И то, что сейчас в разгаре новый четвертый сезон проекта — отличное тому доказательство. Он доступен к просмотру на Кинопоиске и START.