
В конце XX века американский психолог и профессор Гарвардского университета Говард Гарднер предложил новую концепцию интеллекта, которая перевернула представления педагогов о том, как дети учатся. Теория множественного интеллекта утверждает: нельзя измерить умственные способности только через стандартные тесты IQ.

Интеллект — не одна единая функция, а совокупность способностей, которые проявляются по-разному у каждого ребенка!
В то время как традиционная школа делает акцент на лингвистических и логико-математических навыках, Гарднер настаивает, что интеллект многогранен и включает как минимум девять направлений: лингвистический, логико-математический, музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, натуралистический, межличностный, внутриличностный и экзистенциальный.

Руководствуясь таким подходом, у каждого ребенка находится своя сильная сторона, на которую можно опираться, а клеймо «способный/неспособный» попросту исчезает.
Начало применения теории и отсутствие всеобщего одобрения
Первыми, кто начал применять теорию множественного интеллекта, стали педагоги дошкольников.

Дошкольный возраст считается наиболее эффективным для выявления способностей: дети активно исследуют мир, играют и пробуют себя в различных видах деятельности.

Например, тот, кто постоянно поет, может обладать сильным музыкальным интеллектом, а тот, кто любит рассматривать жуков и листья, проявляет натуралистические способности!
С опорой на такие наблюдения педагоги смогли подбирать методики обучения, которые лучше соответствовали профилю ребенка.
Как определить интеллект ребенка и что учитывать педагогу для развития разных типов интеллекта

Оценить доминирующий тип интеллекта можно путем наблюдения за интересами и деятельностью ребенка. Например, логик-математик любит головоломки, кинестетик выражает эмоции через движение, а лингвистический ребенок с удовольствием рассказывает истории.
Существуют игровые тесты, карты наблюдений, специальные анкеты для педагогов и родителей. В детском саду это можно реализовать через многообразие занятий: музыка, спорт, рисование, чтение, игры на свежем воздухе.

Поэтому важно, чтобы у детей была возможность пробовать себя в разных ролях!
Для развития всех типов интеллекта ребенку можно предложить задания и активности, которые связаны с тем или иным аспектом мышления.
Лингвистический интеллект: сочинение сказок, придумывание другого окончания к истории, пересказы от лица разных героев, игры «Придумай рифму», игры в слова, кроссворды, сканворды, чтение и обсуждение книг, ведение дневника, куда можно записывать короткие заметки о прошедшем дне, своих чувствах и переживаниях.
Логико-математический интеллект: головоломки, конструкторы, игры «Что лишнее?» или «Что пропущено?», задачи на классификацию и счет, на поиск закономерностей, составление кроссвордов со сложной «геометрией».
Музыкальный интеллект: пение, игра на простых инструментах, угадывание музыкальных инструментов по звучанию, игра «Барабанщик», «Ноги-ножки» на громко-тихо, игра «Весело-грустно» на различение настроения музыки и другие ритмические игры, сочинение мелодий.
Визуально-пространственный интеллект: рисование, лепка, пазлы, танграмы, конструкторы, создание карт и схем различных территорий, плана местности (квартиры, двора, дачного участка).

Шахматы тоже подходят, ведь в этой игре нужно запомнить, как ходят разные фигуры, научиться анализировать ситуацию и продумывать следующие шаги!
Телесно-кинестетический интеллект: спортивные игры, включающие балансиры, балансировочные подушки или узкие бревна, танцы, театральные постановки, пальчиковая гимнастика и пальчиковое рисование. Отлично работает игра «Кот мешке», когда на ощупь в непрозрачном мешке нужно отгадать предмет.

Любые задания на описание ощущений будут также способствовать развитию этого типа интеллекта: на прогулке трогать листья деревьев, лепестки цветов и определять, какой из них гладкий, бархатистый, шероховатый, мягкий или жёсткий; с закрытыми глазами определять по вкусу продукт или блюдо, по памяти восстанавливать маршрут, например, от дома до детского сада (куда и когда повернуть, сколько пройти).
Натуралистический интеллект: наблюдение за природой, прогулки в лесу, парке, ботаническом саду, рыбалка, сбор ягод и грибов, поход или пикник, слушание пения птиц, кормление птиц, выращивание растений, уход за животными, сбор гербариев, фотографирование природных объектов, поделки из природных материалов.

Можно рассматривать облака, ловить снежинки или капли дождя, кидать камушки в воду, изучать природные приметы. Чтение книг таких авторов как Бианки, Пришвин, Сладков, Чарушин, Паустовский, Киплинг, а также просмотр познавательных передач на каналах Discovery и Animal Planet помогут приблизиться к миру природы.
Межличностный интеллект: командные игры, ролевые ситуации, в том числе те, где нужно найти компромиссное решение или разрешить спор, обсуждения в группе, активное слушание с невербальным выражением заинтересованности, совместные проекты, общественные мероприятия. Упражнения «Медитация» и «Глубокое дыхание» помогают научиться распознавать регулировать свои эмоции и реакции, способствуя осознанности. Упражнения на эмпатию, когда ребенку предлагается поставить себя на место другого человека и понять, что он чувствует, а затем выразить свою поддержку жестами. Ещё полезно работать с наставником, который демонстрирует эффективное общение, эмпатию и навыки построения отношений.
Внутриличностный интеллект: ведение «дневника настроения», упражнения на саморефлексию, беседы о чувствах. Например, в таких играх как «Эмоциональная палитра», «Письмо другу» или «Эмоциональные истории» ребенку предлагается выбрать\описать эмоцию\чувство, постараться объяснить, почему именно такое чувство вызывает та или иная ситуация.
Экзистенциальный интеллект: философские вопросы («что такое добро?», «почему люди разные?»), обсуждения сказок и мифов, развитие навыков критического мышления (например, стараться опровергнуть какую-либо мысль, подбирая к ней подтверждающие доводы), общение с людьми, чья точка зрения и взгляд на мир отличается от твоей, медитация, ведение дневника.
При планировании образовательной траектории важно опираться на сильные стороны ребёнка, но при этом не забывать развивать и другие виды интеллекта. Например, если у ребёнка доминирует музыкальный интеллект, стоит использовать ритмические упражнения даже на уроках математики. Если развит кинестетический — дать возможность учиться через движение и практику.
Советы родителям и педагогам
Как говорил сам Говард Гарднер, «целью школы должно быть развитие различных типов интеллекта у детей, формирование интересов, соответствующих определённому спектру интеллекта конкретного учащегося, и, в итоге, помощь им в освоении профессии».
Поэтому в воспитании, обучении и развитии ребенка важно придерживаться простых базовых правил:
— Развивать сильные стороны и поддерживать интерес ребёнка к тому, что ему нравится.
— Наблюдать и фиксировать, ведя небольшой дневник, какие активности дают радость и успех ребенку.
— Создавать разнообразные ситуации и давать ребёнку возможность пробовать себя в спорте, музыке, рисовании, экспериментах.
— Отказаться от ярлыков. Даже если вы замечаете, что доминирует один тип интеллекта, не сосредотачиваться только на нем, а продолжать развивать и другие стороны ребенка.
— Интегрировать обучение в повседневную жизнь. Кинестетик может учить стихи в движении, визуал – рисуя схемы, лингвист – пересказывая.

Хм… Надо попробовать все и выбрать подходящий мне метод!
— Помнить, что… «Каждый ребенок гениален по-своему. Настоящее образование начинается тогда, когда мы видим и поддерживаем уникальность его интеллекта» (Говард Гарднер).

Таким образом, теория множественного интеллекта — не просто модель. Это целая философия, которая помогает нам взглянуть на детей как на уникальных личностей. Она открывает путь к индивидуальному и более гуманному образованию.

При таком подходе каждый ребенок может почувствовать себя успешным, а это так важно!