Этот материал нам помогли подготовить певица, кандидат медицинских наук и бывший врач, мама двоих детей Анна Грин и герои мультсериала «Дракошия» Дедушка Рубус и Рути. Мы узнаем, что такое сказкотерапия и как ее использовать в повседневной жизни.
Сказки не только помогают в развитии ребенка, но и дают отличную возможность получить доступ к детскому воображению, используя его для решения болезненных или тревожных проблем в безопасной игровой форме.
Правильная сказка способна сдержать детскую агрессивность, уменьшить беспокойство, а застенчивым детям добавить уверенности.
Идея терапевтических сказок заключается в создании особого пространства, в котором фантазии ребенка становятся похожими на реальность и способствуют преодолению его страхов, комплексов и тревог.
Сказкотерапия – это способ доходчиво, в формате волшебной истории донести до ребенка суть любой проблемы, которую он не понимает в силу своего возраста. Мне кажется, любую жизненную ситуацию при желании можно превратить в некую игру-сказку. Моей дочери было три с половиной года, когда у нее обнаружили онкологию. После этого я ушла из медицины и посвятила себя своему ребенку. Два года мы вели тяжелейшую борьбу с болезнью. Четыре сложнейшие операции, шесть курсов химиотерапии, аутотрансплантация костного мозга, двадцать сеансов радиотерапии, экспериментальная иммунотерапия… И мы справились! Сейчас у дочки более 10 лет ремиссии. В то сложное время нам очень помогли терапевтические сказки.
Сказки – огромный источник знаний и мудрости!
Родителю нужно выбрать подходящую сказку, с описанием похожей ситуации, в которой оказался их ребенок. Так малыш сможет найти решение своих проблем, чувствуя себя в безопасности и защищенности в мире своих фантазий. Ребенок может слушать рассказ и сам находить решения. Однако гораздо эффективнее, когда он идентифицирует себя с главным героем рассказа. Сегодня в интернете и книжных магазинах легко найти сказки, затрагивающие конкретные проблемы: страх оставаться без мамы в детском саду, нежелание умываться и расчесывать волосы, боязнь темноты или высоты, горе из-за утраты чего-то важного и многое другое. Они помогут бережно и чутко решить детские проблемы.
Бывает, что я не могу подобрать слова, чтобы описать свои тревоги, или попросить, чтобы мне объяснили непонятную ситуацию!
Мама и папа лучше всех знают своего ребенка и поэтому могут создать свою собственную сказку, адаптированную к его потребностям. Выберите и опишите героя, максимально похожего на вашего малыша характером и/или внешностью и такого же возраста. Для детей 4-6 лет больше подойдут животные, поскольку они почти всегда вызывают у них симпатию и доверие. А начиная с 7–8 лет, можно использовать образы супергероев, рыцарей, драконов, принцесс и просто обычных людей
А я бы послушал сказку про волшебный сад!
Подробно опишите обстановку и обстоятельства, в которых находится герой. Проговорите проблему, похожую на ту, которую нужно решить вашему ребенку. Назовите эмоции, мысли, идеи, чувства и поведение героя. И расскажите, как ему удается решить проблему, даже находясь в сложной ситуации.
Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что он может справиться с трудностями точно так же.
Мы придумали для трехлетней дочки сказку про колдуна, который вселился в нее и с которым надо бороться. В нашей сказке через капельницы врачи «вводили маленьких солдатиков», которые сражались внутри ее организма с «армией врага». На ультразвуке эти хорошие солдатики были видны красным цветом, плохие — синим. Мы каждый раз просили врача повернуть к ней монитор, чтобы дать возможность посмотреть на «битву, которую ведут храбрые солдаты, на то, как они атакуют армию колдуна»! Поэтому нам было несколько проще кормить ее в моменты полного отказа от еды, ведь она «кормила солдатиков». Моя мама где-то купила страшную кожаную игрушку-лобстера, и мы сказали дочке, что вот именно так выглядит колдун внутри нее, и что, конечно, мы ни за что нашу девочку такому чудищу не отдадим! Каждый раз после курса химиотерапии мы давали ей в руки ножницы, и она сама отрезала несколько щупалец от страшилы, понимая, что и внутри нее он становится все меньше и меньше. То есть у ребенка все время происходила визуализация того, что происходит внутри ее тела, в понятном для нее варианте. Никто не знает точно, на что способен человеческий мозг и человеческое сознание! Но от настроя пациента зависит очень многое — это вам скажет любой врач. И терапевтические сказки в нашем случае помогли настроить дочку на активную борьбу, на долгое, мучительное, болезненное сражение, в котором она в итоге победила!
Пусть все тревоги и болезни малышей исчезают, как по волшебству!