
Этот материал нам помогли подготовить кандидат педагогических наук, руководитель детского сада «Школа Сотрудничества» Замыслова Анна Владимировна и герой мультсериала «Дракошия» Дедушка Рубус.
Ни для кого не секрет, что высказать свою мысль последовательно, логично, аргументированно и без использования слов-паразитов – настоящее искусство, овладеть которым в условиях цифровой среды становится все сложнее.

Современный ребенок – дошкольник, младший школьник или даже выпускник – часто сталкивается с трудностями в выражении своих мыслей, ему сложно оставаться в контексте обсуждаемого вопроса, а не перескакивать с темы на тему, и еще сложнее правильно обосновывать свою точку зрения.
Сегодня мы не будем обсуждать причины возникновения проблем со связной речью у ребенка, а поговорим о практических рекомендациях, которые помогут ему с легкостью научиться составлять рассказ по картинке.

Таких рассказов два вида – описательный и повествовательный. И мы рассмотрим каждый из них по отдельности.
Учимся составлять рассказ-описание
В дошкольном возрасте дети развивают умение выстраивать рассказ-описание о самых различных предметах и явлениях: животного, осени, и даже чего-то простого, например, стула или стола.

Любой рассказ (по картинке или серии картинок, развернутый ответ на вопрос, пересказ и т.п.) начинаем с обозначения темы. В непосредственное описание включаем 4-5 основных характеристик.
Мы предлагаем придерживаться следующего плана, в качестве примера приведем описание собаки:
- Начинаем с вступления – «Я хочу рассказать о собаке»
- Что это – «Это собака. Собака – это домашнее животное»· Какие части тела у нее есть – «У нее есть голова, туловище, четыре лапы и хвост»
- Какого она цвета – «Она коричневая с белыми пятнами, ее хвост черный»
- Какого она размера – «Эта собака большая»
- Где она живет – «Она живет в будке»
- Чем она питается – «Собака ест мясо и грызет кость»
- Что она умеет делать – «Собака умеет лаять, бегать, прыгать, лежать, выполнять команды»
- Какую пользу она приносит человеку – «Собака охраняет дом, с собакой можно весело играть»

Описывая животных, упоминайте их повадки. Рассказывая о неживых предметах, включайте информацию о том, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать, из какого материала он сделан, из каких частей состоит.
Также интересно описывать явления. Вот пример:
- Начинаем с вступления — «На картинке изображена осень»
- Что такое осень – «Осень – это время года»
- Какие признаки у этого времени года – «Осенью желтеют и опадают листья»
- Какая погода осенью – «Осенью прохладно, дует ветер и идет дождь»
- Какие события происходят осенью у людей и у природы – «Осенью люди собирают урожай, животные запасают еду на зиму, перелетные птицы улетают на юг»
- Любишь ли ты осень и почему – «Я не люблю осень, потому что осенью холодно, идет дождь и я не могу долго гулять»

В подготовительной группе и начальной школе дети начинают составлять рассказы-описания по серьезным картинам (пейзаж, портрет, натюрморт). Последовательность работы остается такая же, как и с дошкольниками, но также нужно упомянуть автора и название картины.
Рассматривая пейзаж с ребенком, полезно обратить внимание на следующее:
- Какое время года изображено на картине
- Кто\что является центром картины
- Что нарисовано на переднем плане
- Что нарисовано на заднем плане
- Какое настроение передает картина.
Изучая портрет, уделяем внимание следующему:
- Называем человека, изображенного на картине
- Описываем его пол и предполагаем его возраст
- Описываем его внешность, обращая внимания на особенности (родинка на правой щеке, серьга, шрам и т.д.)
- Рассказываем, во что он одет, стараясь дать подробное описание одежде – модная, праздничная, поношенная, хлопчатобумажная, шерстяная, вязаная, клетчатая, однотонная
- Говорим, на фоне чего он изображен
- Делаем предположения, какой этот человек по характеру, и объясняем, почему мы так решили
- Подводим итог, высказывая общее впечатление и настроение от картины.

Если на картине изображены несколько людей и какие-то действия, полезно в начале рассказа предположить, что происходило до момента, изображенного на картине, а в конце рассказа – что произойдет дальше. Естественно, необходимо подкрепить свои идеи аргументами, основанными на сюжете картины.
Учимся составлять рассказ-повествование
Это рассказ о случившихся событиях и каких-либо действиях. Часто рассказ-повествование составляется на основе нескольких сюжетных картинок, изображающих происходящие с героями события. В возрасте 3-4 лет ребенку предлагается 3 картинки, в возрасте 4-5 лет уже 4, к подготовительной группе количество картинок может доходить до 8-9.

Задача ребенка – внимательно рассмотреть каждую картинку и рассказать о случившемся по порядку. Сложность в том, что чем больше картинок, тем более одинаковыми они могут показаться, поэтому учим малыша подмечать неочевидные детали и выстраивать логическую цепочку. Например, если на одной картинке снеговик целый, а на другой - растаявший, то картинка, на которой только выглядывает солнце, скорее всего, должна оказаться между этими двумя, а не стать первой, с которой рассказ начинается.
Тренируя с ребенком рассказ-повествование, помните, что:
- У каждого рассказа должно быть вступление, например: «Однажды теплым летним вечером…»
- Приветствуется как-то назвать героев – мама Светлана со своим старшим сыном Иваном и младшей дочерью Дашей…
- Каждая новая картинка – самостоятельное новое предложение, а лучше 2 или 3.
- Предложения должны состоять из 5-6 слов, то есть быть достаточно развернутыми.
- Включайте в рассказ описательные прилагательные – морозный пасмурный зимний день, длинная клетчатая юбка, большие испуганные глаза.
- Подбирайте не самые бытовые глаголы для описания действий героев — жарить вместо готовить, забивать гвоздь вместо строить, умывать лицо кукле вместо мыть куклу.
- Соединяйте предложения, используя разнообразные слова-связки: потом, после этого, вскоре, дальше, в конце концов, в результате, вдруг, неожиданно.

Придерживайтесь этих рекомендаций, и у вас получится красивый, развернутый, литературный текст!
Рассказ-повествование может быть и по одной картинке. На самом деле это более сложный вид работы, он обычно предлагается ученикам начальной и средней школы.

Основное, что следует помнить при составлении такого рассказа: одно предложение - это не рассказ! Например, на картинке изображено, как папа и сын чинят машину. Согласитесь, если ребенок скажет только фразу: «Папа и мальчик чинят машину», никакого рассказа не выйдет.
Чтобы рассказ-повествование получился полноценным, предлагаем следующий план:
- Кто изображен на картинке, в каких взаимоотношениях они находятся друг с другом?
- Где происходит действие, как мы это понимаем, какие детали интерьера нам об этом намекают?
- Когда происходит действие: время суток, время года?
- Описываем внешность, одежду, особенности каждого героя, изображенного на картинке.
- Какое действие выполняет каждый герой и какие чувства он при этом испытывает?
- Нравится ли героям то, что они делают, и почему мы так думаем?
- Есть ли другие важные детали на картинке, какие именно?
- Что произойдет дальше?
- По возможности можно уточнить, есть ли личный опыт выполнения действия, изображенного на картинке, какой он (положительный или отрицательный)

А еще попробуйте добавить личное мнение о важности происходящего и аргументировать свою точку зрения.

Обучая описанию картинки, помимо опорных вопросов важно использовать так называемые мнемотехники – систему приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Говоря простыми словами, мнемотехника (мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица) – это коллаж из 3-5 изображений или ассоциативных картинок, опираясь на который ребенок составляет связное устное высказывание.
Выбор мнемотехники зависит от возраста ребенка. С малышами 3-4 лет используются в основном мнемоквадраты, в возрасте 4-5 лет можно переходить к мнемодорожке, включающей несколько мнемоквадратов, в предшкольном возрасте начинайте предлагать мнемотаблицы, в том числе и сравнительного характера.

Придумать рассказ по картинке – работа не из легких, поэтому не все дети берутся за нее с энтузиазмом.
Общение с ребенком о том, как прошел его день и как он себя чувствовал, пересказ прочитанного – как прозы, так и поэтических произведений, – придумывание загадок, обсуждение прочитанного и увиденного, «каверзные» вопросы, рассматривание картинок в книгах, посещение галерей, совместные настольные игры (например, «Экспромт», «Воображарий», «Имаджинариум», «Четвертый лишний») разовьет не только речь, но и воображение малыша, а еще позволит качественно провести с ним время и окажет неоценимую помощь в формировании навыка составления рассказа, обученииаргументации и логическому построению речи.