«Яркое детство» – совместный проект редакции сайта 7Дней.ru и анимационной компании «Ярко». Герои мультсериалов компании «Ярко» – разноплановые персонажи – выступают здесь в роли экспертов или задают неожиданные вопросы. Этот материал нам помогли готовить герои мультсериала «Тикабо».

Людям и животным необходимы базовые представления о пространстве, чтобы адекватно функционировать. Даже младенцы могут различать близкое и далекое, когда пытаются дотянуться до ближайшей из двух игрушек. Со временем малыши еще больше развивают эти способности, когда начинают ползать и ходить, осознают свое окружение и думают о том, куда они идут. Они знают, где именно находятся в пространстве и как переместиться из одного места в другое. В знакомых местах, таких как дом, детский сад или школа, они обычно знают, где что находится и как попасть куда нужно.

По мере развития, дети учатся лучше определять такие понятия, как «близко-далеко», «право-лево», «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.
Они учатся использовать слова для описания позиций, местоположения и направления. Ребенку постарше можно предложить использовать кубики и другие похожие игрушки для создания симметрии.
Дети к двум годам обычно уже имеют достаточно хорошо развитое 3d-мышление: они умеют находить предметы в окружающей среде. Они часто используют непонятный язык, чтобы описать, где находятся вещи по отношению к другим вещам, включая самих себя. Но им нужно помочь углубить свое понимание пространства.
Подсказывайте ребенку, как можно указывать расположение предметов и людей в комнате.

Я сижу под столом.
Я положил свою игрушку на кровать.
Мой стул около стола.
На дне чашки есть чай.
Я кладу монету в копилку.
Малышу предстоит понять, что положение и место — это абстрактные понятия и все они относительны. Например, игрушка на кровати соответствует кровати под игрушкой.

Следующий этап в понимании пространства состоит в том, что малышу предстоит понять: объекты служат ориентирами для местоположения людей и предметов. Даже маленькие дети могут использовать ориентиры, чтобы найти спрятанный предмет. Например, вы поместили игрушку за диваном. Когда ребенок видит это, он сможет найти игрушку позже: он знает, что игрушка находится за диваном. В этом случае игрушка — это объект, диван — ориентир, а отношение между ориентиром и объектом — сзади или за.
Вы когда-нибудь замечали, что ваш ребенок подолгу любуется цветком или листиком? Или, может быть, у него есть любимая игрушка, которую он предпочитает другим, потому что «она такая красивая», но вы не понимаете, в чем ее красота?

Детей в возрасте старше двух лет привлекают симметричные предметы. Симметрия – это баланс, гармония и порядок, который оказывает аналогичное влияние на эмоциональное состояние.
Что-то симметрично, когда оно одинаково с обеих сторон. Фигура обладает симметрией, если на ней можно провести центральную линию (зеркальную линию), которая разделяет обе стороны фигуры на две абсолютно одинаковые части. Только в начальных классах дети учатся определять линии симметрии в двухмерных фигурах. Им предстоит осознать, что фигуры имеют больше одной линии симметрии.

Вырежьте фигуры разных форм и покажите их ребенку. Далее сложите их ровно пополам и расскажите, что сгиб – это линия симметрии. А потом предложите ребенку самому найти такую же линию в предметах, которые его окружают.
Общеизвестно, что маленьким детям трудно усвоить понятия «лево-право». Им нужно много практиковаться.


Помогите детям запомнить, что одна рука правая, другая – левая. Правой рукой обычно ребенок держит ложку, пожимает руку при приветствии. Затем дети должны применить представление о правом и левом ко внешним объектам. Это особенно трудно, потому что эти понятия всегда соотносятся с направлением, в котором смотрит ребенок. Например, если малыш смотрит на стол с одной стороны, он видит книгу справа от себя. Когда он переходит к противоположной стороне стола, он видит обратное.
Умение ориентироваться в пространстве – важный навык, скорость приобретения которого зависит не только от возраста ребенка, но и от регулярной практики.